Выпускные экзамены Ефимов сдал блестяще. Фарман назовет его одним из лучших своих учеников, доверив обучать летному делу французских офицеров. Пройдет десять дней после экзаменов, бесстрашный русский установит мировой рекорд по продолжительности полета с пассажиром. А в марте 1910 года М.Н. Ефимов совершит первые в России публичные полеты в Одессе в присутствии многотысячных зрителей.
На международных авиационных состязаниях имя Михаила Никифоровича называлось первым среди первых. В том же году в Ницце он завоевал четыре первых приза за продолжительность, скорость, наименьший разбег при взлете с пассажиром и без него. В Италии – второе место после “короля воздуха” Луи Полана. В Будапеште получил приз за планирование с высоты 1000 метров. В 1910-1911 годах он принимал участие во всевозможных состязаниях практически беспрерывно. Царским указом за заслуги в области авиации М.Н. Ефимову было присвоено звание почетного потомственного гражданина Смоленской губернии. Однако наиболее важным моментом в летной карьере пилота стало назначение его старшим инструктором Севастопольской авиационной школы, впоследствии преобразованной в Качинское училище военных летчиков.
О том, насколько серьезно в то время относились к подбору летных кадров, говорит следующий факт. Из двух тысяч кандидатов было отобрано всего 10 офицеров-курсантов. Первый выпуск Севастопольской авиационной школы состоялся 26 октября 1911 года. По этому случаю все офицеры школы были представлены в Ливадии императору Николаю II. В 1912 году число обучающихся в школе было доведено до 60 человек. Летный парк пополнился новыми машинами. Скорость новых аппаратов превышала 100 верст в час, для их взлета и посадки требовался аэродром, соответствующий техническим возможностям.
Подходящее поле нашли недалеко от Севастополя – в долине реки Качи.
Элементы высшего пилотажа – вираж, пикирование, спираль, планирование с выключенным мотором – М.Н. Ефимов впервые выполнил в небе Севастополя. В 1912 году он изобрел приспособление, позволяющее пилоту запускать авиационный двигатель без посторонней помощи. Ефимов активно работал над вопросами боевого применения авиации, для чего сопровождал в походе Черноморскую эскадру. Этот опыт оказался очень полезным в годы Первой мировой войны. Изначально будучи гражданским пилотом, он влился в действующую армию и стал летчиком-истребителем. Успешно выполнял боевые задания по разведке и бомбометанию. За героизм Михаил Никифорович Ефимов был удостоен четырех Георгиевских крестов и звания прапорщика.
…Однако ему, покорителю небесной стихии, далеко не всегда удавалось беспрепятственно осуществлять задуманное на земле. В 1915 году М.Н. Ефимова снова откомандировали в Севастополь – инструктором Качинской школы авиации. Здесь он вынашивал замысел разработки самолета-истребителя своей конструкции. Поначалу продвигать свои идеи в жизнь ему удавалось. Неожиданно, как свидетельствуют многочисленные источники, освещающие биографию пилота, Ефимова снова отправили на фронт, лишив возможности достроить свой самолет. Он же, решив завершить начатое, самовольно вернулся в Севастополь “испытать узлы будущего аэроплана, что можно было сделать только в Качинской авиашколе”. Над летчиком нависла угроза трибунала, его посадили на гауптвахту.
Сослуживцы вспоминали: “Ефимов плакал, что было так несовместимо с его мужественным обликом”. Все произошедшее казалось пилоту крайне унизительным. Однако он не отказался от мечты и уже в августе 1916 года представил на рассмотрение заведующему авиацией и воздухоплаванием действующей армии чертежи проекта истребителя своей конструкции, вложив в них весь свой многолетний опыт первооткрывателя неба и душу.
Будучи по натуре новатором, Михаил Никифорович принял Февральскую революцию как необходимый для прогрессивного развития России шаг. Идеи социализма ему, крестьянскому сыну, очевидно, также не казались чуждыми. В начале 1917 года он был зачислен флагманским летчиком воздушной бригады в Севастополь. Пользовался большим уважением и любовью среди сослуживцев. Ефимов был в то время в самом расцвете жизненных и профессиональных сил. Новая власть поддерживала опытных авиаторов, понимая, что только они способны встать у истоков создания мощного воздушного флота.
Но не было стабильности в гражданском обществе, раздираемом внутренними противоречиями. Весной 1918 года Севастополь захватили немцы. М.Н. Ефимова арестовали и посадили в севастопольскую тюрьму. От расстрела спасло взятие города Красной Армией, однако вслед за ней, буквально “по пятам”, шли войска Деникина. В качестве водителя автоколонны Ефимов покинул Севастополь и направился в Одессу. Но судьба этого легендарного человека уже готовила для него новый, опасный вираж. На этот раз – смертельный. В Одессе пилота снова арестовали, только уже белогвардейцы. Днем в шлюпке его вывезли в Одесский залив. Офицер, командовавший шлюпкой, предложил М.Н. Ефимову добраться до берега вплавь. Обещал не стрелять. Но едва Ефимов нырнул в море, вслед ему раздались выстрелы…
В начале XX века Севастополь, город у моря, стал взлетной полосой, уходящей в небо. Но лишь немногие, преодолев страхи и предрассудки, отваживались встать на этот путь, прокладывая другим дорогу порой ценой своей жизни. Михаил Никифорович Ефимов успел подготовить немало выдающихся летчиков. Ему, как и другим преподавателям Качинского летного училища, удалось заложить славу и традиции этого учебного заведения на многие десятилетия вперед. В последующие годы в Качинской школе авиации учились маршал авиации Василий Сталин, летчик-истребитель, трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин, обладатель двух медалей “Золотая Звезда” Амет-хан Султан, первые женщины-Герои Советского Союза Полина Осипенко, Марина Раскова, Валентина Гризодубова, установившие пять международных авиационных рекордов среди женщин, и многие, многие другие летчики, чьи имена и сегодня являются символом мужества.
В Севастополе в настоящий момент проживают люди, выступающие с инициативой увековечения имени М.Н. Ефимова путем установки в поселке Кача бюста (мемориальной доски), и предлагают назвать в Севастополе улицу именем Ефимова. Это кажется справедливым, учитывая заслуги летчика перед Отечеством.
На снимках: М.Н. Ефимов на биплане; Аэроплан “Фарман” пролетает над памятником Затопленным кораблям (начало XX века).