22.11.1941г. Военно-морская база Туапсе. Холодно. Город погружен во мрак. Темнеет рано да и светомаскировка в городе. В 17.35 от причалов Старого порта без особой помпезности отошла подводная лодка Щ-204. Лодки тогда в 41-ом уходили в море в основном под покровом ночи. В городе было полно немецкой агентуры. За западным волноломом к лодке подошел корабль обеспечения – сторожевого катера № 032 |
|
Справка: СКА №020, с 02.07.1941 – СКА №032, с 10.12.1941 – СКА №034 с 17.12.1941 – СКА №095. Заложен в 1939, спущен на воду в начале 1940, вступил в строй 27.06.1940 и вошел в состав ЧФ. Участвовал в ВОВ: защита коммуникаций и баз, оборона Одессы и Кавказа, Керченско-Феодосийская десантная операция 25.12.1941-02.01.1942. |
Водоизмещение 56 т. Размерения 26.9 х 4.02 х 1.48 м. 3 бензиновых ДВС, 2250 л.с. Скорость 26/15 узлов, дальность 285 миль. Вооружение: 2 х 45 мм, 2 х 12.7 мм пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 8 больших или 20 малых глубинных боиб, 4 мины типа “Р-1” или образца 1928 г. или 2 мины образца 1926 г. Экипаж 22 чел. Катер повел за собой лодку по ФВК-1 (фарватер военных кораблей) вдоль берега в открытое море. Дойдя до условной точки, катер подал световой сигнал, пожелав удачного похода, повернул обратно. |
Лодка продолжила путь на позицию №22 в район мыса Эмине. Последний раз видели лодку 5.12.1941г., в 3.30 когда она была обнаружена с подлодки Щ-205 в точке с координатами 42 градуса 57 минут 8 секунд с.ш./ 28 градусов 32 минуты 0 секунд в.д. Щ-205 в 18.45 04.12.1941г. подорвалась на мине. Через сутки лодка Щ-204 погибает. Но тогда об этом никто думать не мог… |
Боевым распоряжением лодке предписывалось 25.11.1941 в 5.00 занять позицию №22, на которой находиться до 19.00 08.12.1941. В ВМБ Туапсе прибыть в 12.00 11.12.1941. Лодкой командовал капитан-лейтенант И.М. Гриценко. 30.11.1941 в 21.15 в районе мыса Эмине подводная лодка Щ-204 произвела торпедную атаку со стрельбой из кормовых аппаратов (по данным послевоенного обследования корпуса лодки торпеды в кормовых аппаратах отсутствуют) по конвою, шедшему в северном направлении в Бургас, в составе болгарского транспорта “Царь Фердинанд” и румынского транспорта “Carpati”. После окончания войны из зарубежных данных стало известно, что торпеды прошли вблизи болгарского транспорта “Царь Фердинанд”. Атака была неудачной. |
В базу подводная лодка Щ-204 не вернулась. На связь не выходила, на запросы берега не отвечала. |
|
4.6.1983 корпус лодки был случайно обнаружен болгарским сейнером “Алка” в 15 милях от болгарского селения Бяла в районе мыса Свети-Атанас. |
При установке сетей они постоянно цеплялись за подводное препятствие. Аквалангисты при осмотре препятствия установили, что в точке 42°53,75′ с.ш./ 28°03,64′ в.д. на грунте находится подводная лодка со звездой на рубке. Номера субмарины ни на рубке, ни на ограждении рубки, где должна находиться медная табличка, не обнаружили. Вскоре находка была обследована болгарским экспедиционным судном “Созопол”, а затем и советским спасательным судном “СС-21”. Было произведено 158 спусков под воду. Корпус лодки находился на глубине 32 метра на ровном киле по курсу 90º с небольшим дифферентом на нос, погруженный в ил на 3,5 – 4,5 метра. В корпусе имелись обширные пробоины в районе второго отсека – длиной 4 метра, пятого отсека – длиной 2 метра, в районе седьмого отсека – длиной 5 метров. Отсутствовало кормовое орудие и 2 метра ограждения прочной рубки. Корпус и надстройка имели многочисленные осколочные и пулевые пробоины. Командирский перископ выдвинут на 1 метр, развернут на 15º и загнут назад. Носовое орудие с закрытой пробкой развернуто почти на 90` на правый борт. |
Волнорезные щиты торпедных аппаратов закрыты. Крышка шахты забора воздуха дизелями приоткрыта, верхний и нижний кормовой люк седьмого отсека открыт, рубочный люк закрыт. На борт “СС-21” были подняты: носовое орудие, у которого продолжало исправно действовать кинематика наводки, правый гребной винт, кран-балка, фрагмент латунного леера ограждения рубки, тифон, часть рубочного оборудования. Поскольку оставались сомнения в номере лодки, после того как корпус очистили от наносов ила и обрывков сетей, была предпринята попытка проникновения внутрь лодки, для чего в рубочном люке просверлили отверстия, через которые в течение 7 часов выходил воздух, что свидетельствовало, что центральный пост не был затоплен. Нижний рубочный люк был закрыт. |
При осмотре четвертого отсека были обнаружены и подняты на поверхность останки семи подводников, двое из них – командир БЧ-1 старший лейтенант Курандин Б.А. и помощник командира старший лейтенант Светличный Л.С. Также было обнаружено большое количество документов (сигнально-наблюдательный журнал и др.), по которым было установлено, что это именно Щ-204, а не Щ-211, как это предполагалось первоначально. Часы в отсеке показывали 20.45. Последняя запись в навигационном журнале датирована 6.12.1941. |
Аппараты ИСА-М находились на штатных местах с запасом кислорода. В другие отсеки проникнуть не удалось. В пользу того, что найдена именно “Минога” говорило и поднятое со дна 76-мм орудие Ф-35. Такая пушка была установлена только на Щ-204. Остальные черноморские “щуки” имели 45-мм орудие 21-К. Сейчас орудие является экспонатом Музея Черноморского флота в Севастополе вместе с правым гребным винтом лодки. Останки семи членов экипажа были торжественно похоронены в Севастополе. От подъема субмарины отказались, опасаясь взрыва боезапаса. После проведения работ на борту субмарины водолазы заварили рубочный люк. Открыт только люк в 7-й отсек. На поверхность подняты: два машинных телеграфа, указатель положения пера руля (№940) нактоузы магнитных компасов (№5276, №506) магнитные компасы (№4897, №4907) пеленгаторы (№49655, №48). |
Используя свои скромные познания в штурманском деле, попытаюсь восстановить картину гибели подводной лодки Щ-204. 6 декабря 1941 года, суббота. Была тихая, зимняя, пасмурная погода.. На пасмурном небе низкая облачность, что затрудняло обнаружение подводной лодки с самолетов противника (ветер северо-западный, 1 балл, море – штиль. Видимость -1 миля). Такая погода часто бывает зимой у курортных берегов Болгарии. В такую погоду забываешь, что идет война. Кто бывал в море в такую погоду, поймут меня. Время между 1100 и 1200. Лодка идет в надводном положении, форштевень плавно рассекает холодную воду Черного моря. На палубе подводной лодки Щ-204 у носового орудия находилось 2 человека, по всей вероятности курили. На мостике несла вахту вахтенный офицер и рулевой – сигнальщик. Видимость 10 кабельтовых. Работа главного дизеля правого борта сотрясала обшивку. Неожиданно, справа из низкой облачности вывалился гидросамолет Не-115, накренившись на левое крыло и слегка довернув влево, самолет слегка «клюнул» носом. Он шел на высоте не более 80м боевым курсом близким к 00. Подводная лодка двигалась курсом 900. Экипаж самолета заметил подводную лодку с дистанции 600-800м. Вахта сигнальщиков с подводной лодки «проморгала» самолет. Они плохо видели и плохо слышали… Мешала работа правого дизеля. Командир перевел самолет на пологое пикирование и с дистанции 400м штурман открыл пулеметный огонь из носовой стрелковой установки. Люди, находившиеся на палубе, были убиты сразу. Сигнальщики успели соскочить в шахту боевой рубки и закрыли верхний рубочный люк. Минуя боевую рубку, они скатились по вертикальному трапу в центральный пост, не успев закрыть нижний рубочный люк. В этот момент на корпусе лодки над третьим и седьмым отсеками взорвались бомбы с интервалом в долю секунды. Предположительно 100кг (SD100). В третьем, втором и четвертом, шестом и седьмом отсеках люди погибли или получили сильную контузию. Лодка потеряла управление и самое главное возможность погружаться. Многие механизмы были сорваны с штатных мест и фундаментов. Именно о первом попадании бомбы в район третьего отсека говорит загнутый назад перископ и повернутое орудие. Его погнуло ударной волной от взрыва. Лодка начала набирать воду и тонуть, но продолжала по инерции следовать курсом 900. Самолет сделал второй заход и произвел серийное сбрасывание 3-х бомб калибром 50кг (SC50). Атака производилась с левого борта. Одна из бомб попала в ограждение за прочной рубкой. Остальные взорвались вокруг лодки. Этим объясняется множество пробоин в легком корпусе и ограждении прочной рубки от осколков. После получения пробоины в районе 5-го отсека, лодка окончательно лишилась хода, быстро погрузилась и легла на дно. Летчики наблюдали агонию гибели подводной лодки. На поверхности появилось радужное маслянистое пятно. Был сделан третий заход на цель (контрольный) по курсу 900 с контрольным бомбометанием (3 бомбы калибром 50кг) и облет места потопления. Еще некоторое время Не-115 барражировал в районе потопления лодки Щ-204. На поверхности плавали обломки и все расширяющееся маслянистое пятно. На берег командир экипажа Не-115 сообщил координаты места потопления советской подводной лодки. Корабельные часы в ЦП продолжали отсчет времени уже в потусторонней жизни подводной лодки и ее экипажа. Они остановили свой ход в 20 час 45 мин. Работа часов продолжалась, так как ЦП был загерметизирован, поэтому и не был затоплен. По воспоминаниям водолазов капитан-лейтенанта В.Дона и мичмана В..Жгуна, перед открытием люка в нем было просверлено несколько отверстий, и воздух пузырями выходил на поверхность около 7 часов. Экипажу летающей лодки Не-115 из состава 161 эскадрильи Королевских ВВС Болгарии была поставлена задача: в море в районе в 15 милях от болгарского селения Бяла в районе мыса Свети-Атанс, под утро запеленгована работа радиостанции советской подводной лодки. По радиопеленгам определен район. Необходимо лодку обнаружить, атаковать и уничтожить. На море был штиль, низкая облачность. Ветер – северо-западный. Штурман – капитан Королевских ВВС Болгарии Тихомир Мушанов произвел расчет предполагаемого района поиска лодки. |
При разработке штурманского плана полета было принято: подводная лодка движется в надводном положении со скоростью 9 узлов. Был выработан боевой курс от ИПМ (дворец Евксиноград), определены БСП (бомбардировочные средства поражения) 2 х 100кг бомбы (SD100) на внешней подвеске под крылом, и 6 х 50кг бомб (SC50) в 2-х кассетах в бомбовом отсеке. Техники прогрели двигатели, произвели контрольное опробование стрелкового вооружения. Экипаж готовился к вылету… Одеты парашюты, получены последние наставления перед вылетом.. Экипаж занимает места в кабинах. Командир, прижимая рукой к горлу ларингофоны, проверил работу самолетного переговорного устройства ТZG10. Штурман, головкой кремальеры установил стрелки барометрического высотомера на «нуль». Нажата кнопка на бортовых часах для приведения в действие механизм счетчика путевого времени. Начался отсчет времени. 1100 . Летающая лодка с бортовым номером «NE + TF – 1841» взлетела с поверхности гидроаэродрома «Чайка» в Пейнерджике на Варненском озере. Летчики полетели на задание после того, как прилетел самолет – разведчик погоды. Погода с утра была не летная. |
Экипаж……………………………..3 человека Двигатели ………………………..Звездообразные BMW132К, 2 х 970 л.с. Макс. скорость………………….355 км/час Скороподъемность…………..235 м/мин Практический потолок………5500 м Дальность…………………………2000 км Вес: пустого самолета………5300 кг макс. взлетный…………………10400 кг Размеры: размах крыла…………………….22.6 м длина…………………………………17,3 м высота……………………………….6,6 м площадь крыла………………….86,7 м2 Вооружение……………………….2 х 7,92 мм пулемета, 800 – кг торпеда или 500 кг бомб. |
Взлет произвели в северо-западном направлении против ветра. Набрав высоту 150м, летчик развернул самолет через левое крыло, и пройдя над Дворцом Евксиноград, лег на боевой курс в район поиска. Поиск предполагалось вести галсами в квадрате со сторонами 5,4 мили (10км.) Квадрат лежал в 20 милях юго-восточнее порта Варна. Командир вел самолет к дальней кромке квадрата поиска. |
Командир подводной лодки Щ-204 капитан-лейтенант Иван Гриценко понимал, отправив радиограмму в базу, противник его обязательно запеленговал. Судьба сыграла злую шутку – эту роковую радиограмму в нашей базе не получили, зато противник запеленговал. Командир принимает решение временно уйти из района боевого патрулирования и уводит лодку в море курсом 900 дальше от рекомендованных путей и берега. Видимость была не более 1 мили, низкая облачность. На море штиль. На мостике выставлена вахта сигнальщиков, у носового орудия расчет (2 человека). Переборки задраены, наблюдение за морем из ЦП ведется через перископ. Поэтому перископ атаки ПА-7,5 был в поднятом состоянии. До момента начала возвращения в базу оставалось чуть менее двух суток… Командир у себя в каюте в третьем отсеке. Мысли не веселые. Лодка С-34, которую пришла сменять Щ-204, погибла. «Соседка» Щ-205 подорвалась на двух минах при всплытии. Командир летающей лодки уходит на поиск противника на дальнюю кромку района. Выйдя в заданную точку, начал поиск подводной лодки. Приборная скорость 180км/час истинная -195 км/час. Штурман ввел данные в прицел FI 219b: скорость 180 км/час, время опережения – 2сек. Летчик выполнял развороты с креном 150, при скорости 195 км/час. Радиус разворота на заданный угол 1800 составляет 925м. т.е. на пределе видимости. Вдруг прямо по курсу появился силуэт подводной лодки, идущей на восток в надводном положении. По всей вероятности, первым обнаружил лодку – штурман. 11.34. Штурман: левее по курсу вижу подводную лодку в надводном положении. Командир: Вижу. Атакуем. Штурман – курс лодки… Штурман: курс лодки приблизительно 900, вижу людей на палубе. Доверни влево пять градусов…еще левее… так держать… Командир переводит самолет на пологое пикирование, и правой рукой перевел ручку переключателя выбора бомб в положение «1» (внешняя подвеска). Штурман открыл пулеметный огонь из носовой стрелковой установки. Через пять секунд, прильнув к окуляру прицела, штурман производит прицеливание к бомбометанию. Я четко представляю, как штурман правой рукой подводит цифру «60» на шкале точного отсчета к риске визира прицела. Если в этот момент посмотреть на штурмана в кабине, то он больше похож на мартышку в клетке. Через 14 секунд после обнаружения, самолет был в точке бомбометания. Нажата кнопка открытия замков бомбодержателей. Это было начало конца… |
Расчет орудия был убит пулеметной очередью сразу. Сигнальщики, увидев гибель орудийного расчета, а потом самолет, с криком «Воздух!» нырнули в рубочный люк и закрыли его. Не успев закрыть нижний люк, люди в лодке полетели с ног, погасло освещение, с подволока посыпалась крошка теплоизоляции. 1135. Лодка содрогнулась от двух сильных взрывов. Большая часть экипажа погибла или получила сильнейшую контузию. Объявить тревогу и команду «срочное погружение», а равно, как и их исполнять было уже некому. Лодка, потеряла ход, и через пробоины принимая воду, стала тонуть. Командир Не-115 пройдя над лодкой, сделал «горку» с набором высоты, произвел разворот через правое крыло с креном 300 и через 1,5-2 минуты начал повторную атаку лодки с левого борта, переведя самолет на пологое пикирование. Командир по командам штурмана довернул машину на боевой курс и перевел переключатель выбора бомб в положение «2». Правой рукой нажал на рычаг открывания створок бомбоотсека. Штурман приник глазами к резиновому гофрированному наглазнику оптической трубки. Ось прицела плавно наползала на силуэт подводной лодки. Прицеливание велось по переднему срезу ограждения рубки. Высота 80м. Четко видны рваные пробоины в корпусе. Никакого зенитного противодействия. Нажата кнопка бомбосбрасывателя. Открылись замки, и из бомболюка высыпалось три 50-ти кг бомбы. Стрелок-радист четко наблюдал попадание одной бомбы в ограждение рубки. Лодка, медленно задрав нос, погрузилась в пучину. 11.39 Командир: штурман, отличная работа. Штурман: командир сделай контрольный заход курсом 900 Командир: Яволь, герр капитан… Командир плавно берет штурвал «на себя», «кладет» самолет на правое крыло и нажимает правой ногой на педаль. Инстинктивно поворачивает голову вправо и смотрит, как гибнет подводная лодка. Особой веселости в глазах нет. Это только в кино бывает…весело. Вода зимой холодная и более прозрачная. Экипаж отчетливо наблюдал, как корпус лодки лег на дно. Сделав еще один разворот, командир Не-115 сделал контрольный проход над местом гибели подводной лодки курсом 900 и произвел контрольное бомбометание с высоты 30м серией из трех 50-ти кг бомб. Лодка легла на дно. В лодке погас свет. Отсеки 7, 6, 3 были затоплены. Экипаж в них погиб полностью. Оставшиеся в живых люди в 1, 2, 4 отсеках приняли жуткую смерть от удушья в темноте и холоде. Открытый верхний и нижний кормовой люк седьмого отсека объясняется тем, что лодка в светлое время шла в надводном положении под правым дизелем в режиме «Винт – Расход» и согласно боевому расписанию, переборочные двери закрыты на барашки изнутри. А для лучшей работы дизеля и вентиляции кормовых отсеков открыли входной люк 7-го отсека. На море был штиль… |
|
Список 42 членов экипажа подводной лодки Щ-204, не вернувшихся из 3-го боевого похода лодки |
Гриценко Иван Михайлович, 1903г.р. командир ПЛ, кап-лейтенант Мясковский Зуня Меерович, 1911г.р. военком, политрук Светличный Леонид Степанович, 1913г.р. пом. к-ра ПЛ, ст. лейтенант Курандин Борис Алексеевич, 1910г.р. к-р БЧ-1, ст. лейтенант Артемьев Александр Максимович, 1914г.р. к-р БЧ-3, лейтенант Сизов Терентий Осипович, 1913г.р. к-р БЧ-5, в/тех 2 ранга Климов Николай Борисович, 1920г.р. нач. сан. служ., в/фельдшер Кормильцев Иван Ефимович, 1913г.р. боцман, гл. старшина Дмитриев Ефим Григорьевич, 1915г.р. кр. отд. рул., ст. 2 ст. Афоньев Александр Петрович, 1915г.р. ст. рулевой, ст. красн-ц Кислый Иван Тимофеевич, 1920г.р. рулевой, краснофл. Петров Николай Николаевич, 1921г.р. рулевой, краснофл. Плахотин Василий Григорьевич, 1916г.р. кр. отд. ЭНП, ст. 2 ст. Касьянов Владимир Иванович, 1919г.р. кр. отд. арт., краснофл. Шульга Андрей Никифорович, 1913г.р. ст. гр. торп., гл/старшина Соловьев Филипп Филиппович, 1914г.р. кр. отд. торп., ст. 2 ст. Бугрин Валентин Диамидович, 1917г.р. торпедист, краснофлотец Орешкин Тихон Селиверстович, 1920г.р. торпедист, краснофл. Ваевский Петр Афанасьевич, 1914г.р. ст. гр. радист, ст. 1 ст. Шкель Виктор Яковлевич, 1916г.р. к-р отд. рад., ст. 2 ст Воробьев Михаил Николаевич, 1919г.р. радист, краснофл. Боргун Федор Федорович, 1916г.р. ст. гидр/ак., ст. краснофл. Репин Николай Васильевич, 1919г.р. спец. СКС, ст. 2 ст Елисеев Павел Петрович, 1913г.р. ст. гр. мотор., ст. 2 ст. Доценлов Федор Созонтович, 1915г.р. к-р отд. мот., ст. 2 ст. Жерлицин Захар Александрович, 1915г.р. ст. моторист, ст. краснофл. Якушев Анатолий Николаевич, 1917г.р. ст. моторист, ст. краснофл. Середенко Дмитрий Петрович, 1920г.р. моторист, краснофл. Масловский Николай Данилович, 1920г.р. моторист, краснофл. Мальцев Иван Федорович, 1913г.р. ст. гр. электр., гл/старш. Ведерников Иван Григорьевич, 1914г.р. к-р отд. элек., ст. 2 ст. Беспалов Михаил Иванович, 1917г.р. ст. электрик, ст. краснофл. Сидельцев Михаил Васильевич, 1918г.р. электрик, краснофл. Буданов Владимир Павлович, 1920г.р. электрик, краснофл. Казанов Иван Федорович, 1914г.р. ст. гр. трюмн., ст. 1 ст. Гаврилин Василий Константинович, 1917г.р. к-р отд. трюм., ст. 2 ст. Барамыков Николай Дмитриевич, 1920г.р. трюмный, краснофл. Кочерга Михаил Григорьевич, 1920г.р. трюмный, краснофл. Спирин Иван Васильевич, 1921г.р. кок, краснофл. Какулин Василий Иванович, 1920г.р. строевой, краснофл. Ласков Михаил Михайлович, 1921г.р. торпедист, краснофл. Антипин Сергей Георгиевич, 1912г.р. дуб. к-ра БЧ-5, в/техн.2 ранга |
Существуют версии о спасшихся членах экипажа из 7-го отсека. Это сомнительно и маловероятно по трем причинам; 1- после попадания и взрыва 100кг бомбы маловероятно, что кто-то выжил, а если и выжил, то получил сильнейшую контузию и захлебнулся после затопления отсека. 2- даже, если кто-то гипотетически выжил и выбрался, то 6 декабря зима, а до берега 15 миль (27км) плыть. Замерзнет. Тем более, если бы кто-то выбрался на поверхность, летчики сообщили бы об этом. 3- Зачем скрывать факт спасения. До момента обнаружения, подводная лодка считалась пропавшей без вести. Скрывать правду о гибели лодки я считаю в лучшем случае малодушием и предательством памяти боевых товарищей. К семьям пропавших без вести тогда было, мягко говоря, «специфическое» отношение. Мой отец, военный летчик 774 истребительного полка 16ВА был сбит в воздушном бою над Варшавой в августе1944г. Попал в плен. Был узником Бухенвальда. До 1947г считался пропавшим без вести. Далее госповерка. Так, что все «прелести» члена семьи, бывшего в плену, испытал на собственной шкуре, не понаслышке. |
Судя по положению пера руля (положение в «ДП») экипаж лодки не успел начать маневр уклонения. Время перекладки руля на угол 250 (команда: «Право или лево на борт») – 14 сек. после получения команды. Время от момента начала атаки до попадания бомбы – максимум 6-7 секунд. Лодка и ее экипаж были заведомо обречены. Печально, но факт. |
Выводы: |
– слабая подготовка сигнальщиков в вопросах наблюдения за воздушной и надводной обстановкой; – ослабление бдительности к концу боевого похода; – мастерство летчиков; – слаженая работа службы радиоперехвата и расшифровки; – везение и роковое стечение обстоятельств. |
Далее привожу схему и расчеты своего видения атаки и потопления подводной лодки Щ-204 |
|
Литература. 1. С.С.Бережной «Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг» издательство «Военное издательство, М. 1988. 2. Морозов М.Э. «Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг». М. 2003. 3. Ничик Ю.М. Захар В.Р. «Подводные силы на Черном море» Семфирополь, 2004. 4. ЦВМА, фонд-1077, опись -36с, дело -7 листы -30-31 5. Акт водолазного обследования СС-21 от 20.06.1983 6. В.В. Костриченко «Невернувшиеся из глубин» Севастополь, 1999 7. Х.Г. Иткинов «Штурманский справочник» Военное издательство, М, 1978 8. Б. Леонов «Тайна лодки Щ-204» «Труд» август 1983 9. К.Л.Кулагин, М.Э.Морозов «Подводные лодки типа Щ (III,V, V-бис и V-бис-2 серий)» 2002 10. «Огни и знаки Черного моря» №2217, 1990. ГУНИО МО СССР 11. «Лоция Черного моря» №1244, 1976. ГУНИО МО СССР 12. Навигационная карта №32116 1989. ГУНИО МО СССР |