Похищенную “Джоконду” полиция разыскивала свыше двух лет

В воскресенье 21 августа 1911 года в три часа пополудни экскурсовод Лувра Жак Ебюль привел в зал работ Леонардо да Винчи очередную группу посетителей. Обернувшись к месту, где висела “Джоконда”, оторопел: на месте картины зиял светлый прямоугольник. Защитное стекло стояло на полу, прислоненное к стене. – Не может быть! – воскликнул гид. – Она только что была здесь! – Я же видел ее, – запинаясь, подтвердил сторож. Вызвали полицию. Жандармы тщательно обыскали 20 га территории музея, допросили сотрудников, их родственников и знакомых. Провели обыски в поездах, закрыли вокзалы и порты. Задерживали всех подозрительных парижских художников и иностранцев. Напрасно. Французская пресса подбрасывала следователем самые разные версии. Писали, например, что “Джоконда” теперь в тайной коллекции маньяка, который любуется ею в одиночестве. Появились истории и о так называемом “Влюбленном”. Якобы за год до исчезновения полотна в Лувр стали приходить любовные письма, адресованные “мадам Моне Лизе”. Сторожа музея подтвердили: белокурый голубоглазый парень каждый день приходил к картине, смотрел на нее и плакал. Все это, как оказалось, были домыслы. “Джоконду” искали два года. Все это время в Лувре висела ее репродукция в траурной раме. Люди толпами приходили в музей, только чтобы посмотреть на место, откуда украли шедевр Леонардо да Винчи. И вот 13 декабря 1913-го случилось непредвиденное. Флорентийский антиквар Альфредо Джери получил из Парижа письмо: “Я – итальянец, патриот своей родины. Это я взял в Лувре” Джоконду “два года назад. Стремился вернуть Италии сокровище Леонардо, украденное когда-то французами”. Похититель назвался Винченцо Леонарди и пригласил антиквара приехать во французскую столицу и купить у него картину за полмиллиона франков – почти $3 млн 370 тыс. на нынешние деньги. Джерри был решил, что это или какой-то ненормальный, или мошенник, который хочет всучить ему копию. И все же посоветовался с Джованни Поджи – директором флорентийской Галереи Уффици. Полиция Европы и обеих Америк разыскивала Мону Лизу, жену Франческо дель Джокондо, нарисованную маслом в 1504 году во Флоренции художником Леонардо да Винчи, приобретенную 1518-го за 4 тысячи экю Франциском I, королем Франции, которая пребывала затем в Фонтенбло, Версале и других резиденциях королевского дома, пока по указу светлейшего гражданина Наполеона Бонапарта не получила свое место в Лувре, откуда и была похищена злоумышленником. Особые приметы: загадочная улыбка. Артур Конан Дойль, британский писатель, в одном из репортажей о похищении “Джоконды” в 1911 году – На вашем месте я бы отнесся серьезно к этому письму, – сказал тот. – Напишите ему, что Италия будет благодарна за возвращение шедевра. В конце концов, вы ничем не рискуете. Джерри так и поступил: отписал, что в Париж приехать не сможет. Но приглашал Винченцо Леонарди в Италию. Через несколько дней он прибыл во Флоренцию и сообщил, что ждет в отеле “Триполи”. Чтобы засвидетельствовать подлинность картины, антиквар пригласил на встречу Джованни Поджи. Леонарди вытащил из-под кровати облезлый деревянный сундук. Вывалил на пол какое-то старье, малярные кисти, мандолину в футляре. Затем отверткой поддел двойное дно: там в потайном отделении, завернутая в красный бархат, лежала “Джоконда”. – У меня перехватило дыхание, – вспоминал Альфредо Джери. – Загадочная, грустная, добрая, насмешливая, очаровательная улыбка “Моны Лизы” осветила вонючую ночлежку. Поджи осмотрел картину со всех сторон и сказал: – Несомненно, это оригинал! На обороте есть номер каталога и печать Лувра. Как вам удалось ее добыть, сударь? Винченцо пробормотал что-то невнятное. – Я прошу разрешения доставить картину в Галерею Уффици, – продолжал Поджи. – Ведь, чтобы ее купить, моего свидетельства будет недостаточно. Требуются специалисты по творчеству да Винчи. Леонарди согласился. “Джоконду” отвезли в галерею. А на следующий день Леонарди арестовали. В полиции он признался, что его настоящая фамилия Перуджа. Ему 32 года, он маляр родом из деревни в Северной Италии. – Я не вор! – оправдывался. – Я – патриот. Лувр полон сокровищ, которые по праву принадлежат Италии. Я не был бы итальянцем, если бы смотрел на это равнодушно. Перуджа рассказал, что в 1910-м работал в Лувре декоратором и устанавливал новое защитное стекло перед полотном Леонардо да Винчи. Газеты писали, что этот уникальный шедевр мирового искусства стоит не меньше миллиона долларов. Тогда ему и пришло в голову украсть картину. Со своими сообщниками – художником Ивом Шадрj и профессиональным мошенником Эдуардо де Валферно, который не раз совершал подобные кражи, он разработал план похищения. Операция заняла считанные минуты. Винченцо Перуджа дождался, пока в зале никого не будет. Вынул полотно из рамы, свернул в рулон и спрятал под халат. Потом тихо выбрался из музея, попрощался со сторожем и вышел на улицу, где его ждали сообщники. IMG = 2 Викрадач картини Леонардо да Вінчі — Вінченцо Перуджа після звільнення служив в італійській армії під час Першої світової війни. Потім повернувся до Франції. Одружився й відкрив художній салон. Помер 1925-го. Фото зі слідчої справи Похититель картины Леонардо да Винчи – Винченцо Перуджа после освобождения служил в итальянской армии во время Первой мировой войны. Затем вернулся во Францию. Женился и открыл художественный салон. Умер в 1925-м. Фотография из уголовного дела фото з сайта www.topofalltime.com фото: www.topofalltime.com Узнав из газет, что их ищут по всей Европе, похитители решили вывезти “Джоконду” в Америку. Поселились в Нью-Йорке и начали прицениваться. Винченцо вдруг предложил друзьям сделать несколько копий картины и выдать их за оригиналы. Так и поступили. Тем временем Эдуардо подыскивал клиентов. Первым клюнул на наживку миллионер и ценитель искусства Джон Морган. Сторговались быстро, потому что Эдуардо хотел за полотно лишь $300 тыс. – $7 млн ​​на нынешние деньги. Далее “украденным шедевром из Лувра” соблазнились еще пятеро коллекционеров. Всего на проданных фальшивках мошенники заработали около $2 млн – теперь это $47 млн. Однако сбыть оригинал так и не удалось. Сначала Винченцо запросил за него слишком дорого, а потом вообще решил не продавать. Начались ссоры с сообщниками, копий больше не делали. И тогда Винченцо, прихватив “Джоконду”, сбежал от своих подельщиков. Денег, скорее всего, забрать не успел, потому что в Париже пришлось снять дешевую мансарду. И в конце концов из-за денежных затруднений решился продать картину. Найденную “Мону Лизу” выставили под охраной во Флоренции, Риме и Милане. А 31 декабря 1913 года в сопровождении полиции отправили в Лувр. Перуджи после полугодового следствия суд дал год тюрьмы – приняв во внимание благородные мотивы преступления. 83 процента счастья излучает улыбка “Моны Лизы” Более 400 лет загадочная улыбка “Моны Лизы” не дает покоя исследователям. Если долго смотреть на картину с разных углов, едва заметная улыбка словно то появляется, то исчезает. Кажется то иронической, то грустной. В 2005 году ученые Амстердамского университета и специалисты из США с помощью компьютерной программы сопоставили изображение с шестью основными эмоциями, которые может выражать улыбка человека. Оказалось, что у “Моны Лизы” она содержит 83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости. Поэтому люди и воспринимают ее так по-разному.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий