Полвека советского морского флота

Торжественно отметила наша страна пятидесятилетие Октября. За короткий, с точки зрения многовековой жизни человечества, исторический срок советские люди под руководством ленинской Коммунистической партии добились огромных успехов.

Есть чем гордиться и труженикам одной из самых сложных отраслей народного хозяйства — морского транспорта. За пятьдесят лет сделан невиданный рывок вперед. В юбилейном 1967 году грузооборот морского транспорта возрос по сравнению с 1913 годом в 26 раз, а перевозки грузов увеличились в 10 раз, пассажиров — в 9 раз.

За годы Советской власти морской флот изменился коренным образом. В царской России три четверти самоходных судов были парусными. В наши дни 90% самоходного флота — это дизель-электроходы и теплоходы, оборудованные новейшими навигационными приборами. В 1913 г. в морских портах почти не было механизмов и погрузочно-разгрузочные работы осуществлялись вручную. Современные порты оборудованы и оснащены портальными кранами и электрическими погрузчиками, трюмными машинами и плавучими перегружателями. А это значит, что флот обрабатывается быстрее, лучше, надежнее. Все это и многое другое качественно изменило характер работы на морском транспорте, значительно повысило производительность труда. Если в 1923 г. на одного работника, занятого на перевозках, приходилось 1030 тыс. приведенных тонно-километров, то в 1966 г.— 6146, а в 1967 году уже свыше 6700 тыс. тонно-километров.

Днем рождения советского морского флота по праву считается 23 января (5 февраля) 1918 г., когда Владимир Ильич Ленин подписал Декрет о национализации флота. Великий Октябрь сделал трудовой народ хозяином страны, ее природных богатств и средств производства. Морской флот стал общенародным достоянием. И это закономерно. В. И. Ленин неоднократно указывал на огромное значение транспорта для народного хозяйства и обороны страны. 18 (31) января 1918 г он подписал постановление Совета Народных Комиссаров о национализации морского и речного торгового флота.

И вот 23 января (5 февраля) 1918 г. был утвержден Декрет СНК:

«1. Объявить общенациональной неделимой собственностью Советской Республики судоходные предприятия, принадлежащие акционерным обществам, паевым товариществам, торговым домам и единоличным крупным предпринимателям и владеющие морскими и речными судами всех типов, служащими для перевозки грузов и пассажиров, со всем движимым и недвижимым имуществом, активом и пассивом этих предприятий».

Это постановление введено в действие по телеграфу. Декрет требовал немедленных мер по охране судов и по обеспечению ремонта флота, обязывал заботиться о своевременной выплате зарплаты рабочим в прежнем размере и об ассигновании средств на ремонт.

Ленинский Декрет сыграл огромную роль в борьбе моряков за сохранение судов от угона и уничтожения капиталистами и их приспешниками, в возвращении флота, угнанного белогвардейцами и интервентами. Забота вождя о всемерном развитии советского транспорта, его реконструкции, электрификации, внедрении во все виды транспорта новейших достижений науки и техники находит отражение в ряде важнейших решений партии и правительства.

Когда партия и правительство сосредоточивали силы народа на восстановление народного хозяйства, В. И. Ленин писал в феврале 1920 г.: «Первый и основной шаг к этому — немедленное, во что бы то ни стало, с революционной энергией проводимое, с военной решимостью, сплоченностью, быстротой, беззаветностью осуществляемое восстановление транспорта».

IX съезд РКП(б) в апреле 1920 г. указал в резолюции «Об очередных задачах хозяйственного строительства», что единый хозяйственный план, это основное условие хозяйственного возрождения страны, должен обязательно предусмотреть улучшение состояния транспорта и машиностроения на транспорт, электрификацию промышленности, транспорта и земледелия. «В центре внимания и усилий нашей партии и Советской власти в течение ближайшего периода остается транспорт. Его улучшение является необходимой предпосылкой самых скромных успехов во всех других областях хозяйства, и в первую очередь в продовольственном отношении».

В годы гражданской войны и иностранной интервенции морскому транспорту был нанесен большой ущерб. VIII Всероссийский съезд Советов в декабре 1920 г. принял специальную резолюцию «О транспорте». Отмечая некоторое улучшение работы транспорта как следствие самоотверженной работы транспортников, повышения трудовой дисциплины, методов плановой работы, съезд придал большое значение выработке единого эксплуатационного плана, охватывающего как железнодорожные, так и водные пути.

Через три месяца В. И. Ленин в речи на Всероссийском съезде транспортных рабочих 27 марта 1921 г. указал: «Нам нужно восстановить оборот земледелия и промышленности, а чтобы его восстановить, нужна материальная опора. Что есть материальная опора для связи между промышленностью и земледелием? Это есть транспорт железнодорожных и водных путей».

Позже партия и правительство неоднократно в своих решениях подчеркивали необходимость улучшения работы транспорта. Пленум ЦК ВКП(б) в апреле 1926 г., обсуждая вопрос «О хозяйственном положении и хозяйственной политике», отметил несоответствие между развитием транспорта и всего хозяйства в целом. «Транспорт в настоящее время уже стал являться тем звеном в системе советского хозяйства, без серьезного укрепления которого невозможен дальнейший рост товарооборота в стране».

Принимая постановление о состоянии и перспективах развития промышленности Союза ССР, IV съезд Советов в апреле 1927 г. обязал правительство обеспечить для железнодорожного и водного транспорта такой темп развития, который бы не только соответствовал темпу роста всего хозяйства, но и опережал его.

Пути развития и реконструкции транспорта были указаны в Директивах XV партийного съезда по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства. «В области транспорта следует поставить своей задачей такое расширение сети транспорта и его работы, которое покрывало бы потребности расширяющегося производства и товарооборота, приобщая к народнохозяйственной жизни страны новые районы, открывая новые громадные источники развития производительных сил и обеспечивая нужды обороны».

Съезд указал на необходимость сугубого внимания вопросам реконструкции транспортного хозяйства и рационализации его работы. «Эти мероприятия в отношении водного транспорта должны быть особенно выявлены в пятилетием плане, поскольку перегрузка железных дорог выдвигает настоятельно задачу более полного использования водного транспорта и сочетания водных перевозок с железнодорожными».

Резолюция XVI конференции ВКП(б) о пятилетием плане развития народного хозяйства указывала, что если за истекшее пятилетие вложения в транспорт составляли 2,7 млрд. руб., то пятилетний план на 1928—1932 гг. предусматривает капитальные вложения в 10 млрд. руб.

За годы первой пятилетки было полностью завершено восстановление морского флота, портов и судоремонтных заводов. Общий тоннаж морских судов увеличился более чем в два раза. Тем не менее надо отметить, что развитие транспорта не всегда успевало за бурным ростом социалистического хозяйства страны В обращении Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) в январе 1931 г. «О железнодорожном транспорте» указывается, что декабрьский объединенный Пленум ЦК н ЦКК и III сессия Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР в своих постановлениях о народнохозяйственном плане на 1931 г. поставили «под особое наблюдение рабочего класса и его партии» преодоление «одного из наиболее узких мест в народном хозяйстве — железнодорожного и водного транспорта» и «решительное подтягивание транспорта к уровню тех требований, которые ставит перед ним бурный рост основных отраслей народного хозяйства».

Важно также подчеркнуть, что XVII конференция ВКП(б), утверждая Директивы к составлению второго пятилетнего плана, в резолюции отметила необходимость реконструкции морского и речного флота, освоение новых и улучшение существующих водных путей и строительство оборудованных речных и морских портов.

Во вторую пятилетку (1933—1937 гг.) морской флот пополнился танкерами, лесовозами, пассажирскими и другими судами отечественного производства. В портах были сооружены новые причалы. Большие успехи достигнуты в механизации погрузочно-разгрузочных работ.

В мае 1935 г. ЦК партии провел совещание руководящих работников водного транспорта, на котором обсуждались важнейшие вопросы работы морского и речного флота. В речи А. А. Жданова «Водный транспорт должен победить» указывались пути борьбы с аварийностью и непроизводительными простоями судов, как необходимым условием для выполнения плана перевозок.

XVIII съезд партии указал на необходимость осуществления основной экономической задачи СССР’ догнать и перегнать в экономическом отношении наиболее развитые капиталистические страны. В принятом решении устанавливались задания по росту грузооборота с целью сокращения дальних перевозок. Было выдвинуто требование: «Ликвидировать отставание водного транспорта, повысить его роль в обслуживании народного хозяйства, особенно в перевозках массовых грузов: леса, хлеба, угля, нефти».

Большое значение для развития морских перевозок полярными морями имело создание в декабре 1932 г. Главного управления Северного морского пути.

Благодаря заботам партии и правительства разрушенный первой мировой и гражданской войнами технически отсталый водный транспорт за три пятилетки был реконструирован и стал одной из передовых отраслей народного хозяйства. В 1940 г. по сравнению с 1920 г. грузооборот морского транспорта вырос в 11,6 раза, тоннаж вдвое превышал дореволюционный.

Великая Отечественная война была большим испытанием для морского флота, его кадров. Лозунг партии «Все для фронта, все для победы» — стал законом жизни всех моряков. Проявляя мужество и героизм, они смело участвовали в боевых операциях военных флотов, в снабжении осажденных городов, эвакуации оборудования и населения, доставке военных грузов действующим частям. Сотни и тысячи моряков отдали свои жизни за честь и свободу Советской Родины. Погибло 380 различных судов грузоподъемностью почти в половину довоенного тоннажа. Были разрушены порты и заводы многих бассейнов.

Принятый первой сессией Верховного Совета второго созыва «Закон о пятилетием плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг.» предусматривал, как одну из основных задач, восстановление и развитие тяжелой промышленности и транспорта.

XIX съезд партии, отметив успешное завершение восстановления народного хозяйства СССР, в Директивах по пятому пятилетнему плану на 1951—1955 гг. дал задание увеличить рост грузооборота морского транспорта на 55—60%, значительно пополнить флот, реконструировать береговое хозяйство. Выполнение этих заданий позволило взять более высокие темпы развития морского транспорта. Уже в 1952 г. его грузооборот стал вдвое больше, чем в 1940 г. За пятилетку грузооборот вырос на 74%.

Еще большие темпы развития морского транспорта намечались в последующие годы. XX съезд партии предусматривал рост грузооборота в пятилетку 1956—1960 гг. примерно в 2,1 раза. Такой же уровень развития морского флота намечался XXI съездом КПСС па период 1959 — 1965 гг. Примечательно, что грузооборот за этот период вырос в 3.6 раза.

Неузнаваемо изменился за 50 лет советский морской флот. Каждый четвертый моряк ныне имеет высшее или среднее специальное морское образование. На флоте свято сохраняются революционные, боевые и трудовые традиции. Высокая дисциплина, сознательность, преданность Советской Родине, интернационализм — все эти и другие моральные категории сочетаются в воспитательной работе с морской романтикой, с привитием любви к морю, к профессии, к доброму имени судна.

Родина высоко ценит работу моряков, портовиков и судоремонтников. В нашей стране есть орденоносные суда, порты и судоремонтные заводы. Большая группа капитанов, механиков, мотористов, матросов, портовых рабочих и судоремонтников награждена орденами и медалями. Мы гордимся славной плеядой моряков — Героев Социалистического Труда.

XXIII съезд КПСС определил основные направления внутренней политики и хозяйственной деятельности на текущее пятилетие. Перед партией и народом стоит цель — достигнуть новых рубежей в строительстве коммунизма в нашей стране, резко повысить эффективность всего общественного производства, обеспечить неуклонный рост материального благосостояния трудящихся, дальнейшее укрепление обороноспособности нашей Родины.

В этой связи большие задачи стоят перед транспортниками. От четкой и организованной работы всех звеньев транспортной системы в значительной мере зависит успешное выполнение пятилетнего плана. Улучшение использования транспортных средств и снижение стоимости перевозок будут способствовать дальнейшему повышению эффективности общественного производства. Поэтому в Директивах XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966—1970 годы указано:

«Основными задачами транспорта и связи являются более полное обеспечение потребностей экономики страны и всего населения в перевозках и услугах связи, дальнейшее перевооружение этих важных отраслей народного хозяйства, развитие и совершенствование единой транспортной сети и единой автоматизированной системы связи с учетом хозяйственного освоения новых районов».

Съезд дал директиву полнее использовать транспортные средства, сократить простои и порожние пробеги. Грузооборот морского транспорта должен быть увеличен в 1,8 раза. Если в 1960 г. работа морского транспорта исчислялась 71 млрд. тонно-миль, а в 1965 г.— 209, то в завершающем году пятилетки она будет исчисляться почти 400 млрд. тонно-миль.

Для этого предусмотрено пополнение флота новым тоннажем, универсальными и специализированными судами, расширение пропускной способности портов, дальнейшее техническое оснащение всего берегового хозяйства.

Большие и ответственные задачи стоят перед моряками, портовиками, судоремонтниками, перед всеми тружениками морского транспорта. С честью встретив пятидесятилетие Великого Октября, труженики моря, как и все советские люди, продемонстрировали свою готовность уверенно идти под руководством партии к новым рубежам.

Накануне праздника Октября ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР, Совет Министров СССР и ВЦСПС наградили Памятными знаменами лучших из лучших коллективов и призвали продолжить всенародное социалистическое соревнование, чтобы достойно встретить 100-летие со дня рождения Владимира Ильича Ленина.

Моряки горды, что Памятные знамена — знамена трудовой доблести и славы — навечно вручены коллективам Балтийского, Дальневосточного. Латвийского, Мурманского, Черноморского пароходств. Социалистическое соревнование, начатое на предпраздничной вахте, ныне продолжается с огромным подъемом. По примеру москвичей и ленинградцев во всех бассейнах ширится новое патриотическое движение, девиз которого: «Пятилетку — к 7 ноября 1970 года!»

Оцените статью
Тайны и Загадки истории