Те, кто ездил на автомобиле из Симферополя в Евпаторию, знают, что примерно в 10км от городской черты Симферополя посреди степи дорога внезапно уходит в тоннель. Местные жители вам скажут, что здесь тоннель под взлетно-посадочной полосой Симферопольского аэродрома. Это правда, но не вся. Именно в этом месте проходит запасная посадочная полоса для космического корабля многоразового использования “Буран” производства СССР.
Сконструированный по принципу американских космических челноков и построенный в количестве 3-х экземпляров в середине 80-х годов, “Буран” совершил только один космический полет 15 ноября 1988 года, и то без экипажа, в чисто автоматическом режиме. Взлетный комплекс и основной аэродром для посадки был на Байконуре, а в Крыму и Прибалтике были запасные посадочные полосы. Но они “Бурана” не дождались никогда. Запланированые на начало 90-х годов полеты с космонавтами на борту вследствие распада СССР многократно переносились, а потом и вовсе были отменены.
Один из “Буранов” – тот, который использовался для прочностных испытаний – превращен в аттракцион в Москве, а два других законсервированы на Байконуре. Летать им больше не судьба. Сейчас они собственность Казахстана, но дело даже не в этом. Еще в 1995г истек срок службы бортовой аппаратуры. Менять ее или даже проверять работоспособность – по нашим временам дело непомерно дорогое 🙁 .
А насчет полосы в Крыму – есть проекты использовать ее для обычной авиации, но какие-либо конкретные результаты мне неизвестны.
При написании странички использовались материалы www.buran.ru
Про пункт обеспечения посадки, расположенный на плато Чатырдага, можно прочитать здесь.
Дополнение от Павла, 18.03.2010. Если ехать от Симферополя к Евпатории, чуть не доезжая поселка Школьное, где располагалась учебка Военно-космических сил и одна из их боевых частей (14109), была еще одна часть обеспечения посадки “Бурана”, включавшая в себя две станции контроля и управления и подразделение “азотчиков” – машин с жидким азотом для охлаждения конструкций корабля после посадки.