Мы будем приближаться к Херсонесу не только в пространстве, но и во времени. Все знают дорогу к Херсонесу сейчас, а какой она была раньше? Для севастопольцев прошлых веков?
Всё это – известные вещи, которые я напомню для лучшего понимания дальнейшего:
Севастополь не прямой наследник Херсонеса и не на руинах византийского форпоста начала строиться морская крепость Российской империи, каковое обстоятельство и сохранило древнее городище для науки и просвещения. Однако поначалу Херсонес для Севастополя был источником дармового строительного материала – как свидетельствуют архивные документы, вывоз камня для строительства Севастополя был организован в больших масштабах военными властями. Хотя посещали его не только флотские фуражиры, но и путешественники, и ученые, но долгое время для жителей Севастополя это было отдаленное место, где располагался карантин, а дальше – городская бойня. Стремление к изучению “классической почвы” Херсонеса сформировалось много позже, уже в начале следующего, XIX века. В 1827 году – первые раскопки, затем основание монастыря, Крымская война, после нее – строительство Владимирского собора и монастырских зданий, раскопки Одесского общества истории и древностей, и в те же годы – начало промысла “счастливчиков” (небескорыстных искателей древностей), промысла, укоренившегося в Севастополе навсегда. В 1888 году государство в лице Императорской Археологической Комиссии берет под свою эгиду планомерное изучение Херсонеса, а в 1892 году председатель Комиссии граф А.А. Бобринский позволяет производителю раскопок – севастопольскому любителю древностей Карлу Казимировичу Косцюшко-Валюжиничу – построить на берегу Карантинной бухты музей (“Склад местных древностей”).
Граф Бобринский позволяет, а другой граф – И.И. Толстой – говорит о недопустимости скрывать находки в “захолустном хранилище”, видный востоковед того времени барон В.Г. Тизенгаузен пишет К.К. Косцюшко – “…Ваши посетители – богомольцы, ни аза не смыслящие в археологии”.
В это время монастырь безусловно доминировал на этой территории, музей был очень небольшим и соседствовал с Минной станцией, дорога к нему вела отдельная, не доезжая до ворот собственно монастырских. Она была устроена на так называемой «перемычке» – не раскопанном узком участке между оборонительными стенами, раскопали ее только в конце 1950-х годов.
Из Севастополя в Херсонес тогда можно было приехать на извозчике или в собственном экипаже, приплыть на ялике, вот на таком, например:
ну, или прийти пешком, пройдя 3 версты.
Не слишком изменился этот путь и в последующую, советскую, эпоху. Вот отрывок из “Иллюстрированного путеводителя” 1926 года, автором которого был К.Э. Гриневич:
Пройдя несколько шагов, вы видите перед собой скалистый полуостров с вышеупомянутой церковью, а под собой – извилистую морскую бухту, которая своим зигзагом доходит до подошвы той скалы, на которой вы стоите. Обратите внимание на характер пейзажа: дикие скалы, поросшие чахлой травой, пещеры (остатки древних гробниц) – совершенно сирийский или малоазиатский пейзаж. Для большего сходства здесь разгуливают стада коз.
Отсюда вы отчетливее начинаете понимать, почему именно в этом месте Гераклейского полуострова должен был возникнуть Херсонес, что причиной этому является извилистая, спокойная бухта.
Наш путь идет вниз по скале, спускаемся на шоссе, которое доводит нас далее до самого Херсонеса. По дороге слева вдали мы видим крестообразный храм под железной крышей. Это – памятник мирового значения, так как пол этого храма украшен мозаикой VI века! – нигде в мире нет хорошо сохранившейся половой мозаики VI века!.. Этот памятник мы осмотрим на обратном пути.
Скалы по пути имеют продольные отверстия – входы в разоренные склепы, представляющие подземные комнаты с двумя или тремя лежанками, на которых некогда лежали костяки первых эпох христианства. (Этот некрополь раскопан в 1902 году). Шоссе, идущее в гору, поравнялось с целым рядом построек (справа от шоссе), за которыми сразу начинаются мирового значения памятники Херсонеса – его оборонительные башни и стены..
Постройки – это так называемые «офицерские флигеля», построенные в первом десятилетии прошлого века, они частью сохранились до наших дней.
О мозаике и склепах будет отдельный разговор, но под “совершенно сирийским или малоазиатским пейзажем” Константин Эдуардович подразумевал вот такой:
А так выглядел вход в новый музей, сменивший монастырь:
Окрестности Херсонеса, как видим, долгое время были пустынны и просторны.
_________________