«Земство обедает». Картина Григория Мясоедова, оконченная в 1872 году. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве
«При изучении истории моей страны мной замечено, что в исторической литературе очень слабо освящено земское движении (причины его формирования, его роль в расширении государственных границ) и вопросы сталинской экономики (после пресловутого XX съезда, эта тема видимо до сих пор под запретом)…»
typer-zoom (Псевдоним TZ)
Несите бремя белых, –
Пожните все плоды:
Брань тех, кому взрастили
Вы пышные сады,
И злобу тех, которых
(Так медленно, увы!)
С таким терпеньем к свету
Из тьмы тащили вы.
(Р. Киплинг. Перевод М. Фромана)
Вехи истории. Начнём с эпиграфа, который говорит о том, что тема земского движения у некоторых читателей ВО вызывает интерес. Как и тема сталинской экономики. Причём ничего запретного, кстати, в ней нет. Работ много и разных. Нужно только поискать. Но мне лично заниматься экономикой не интересно. А вот относительно истории земства пришлось даже руководить аспиранткой, которая в своей диссертации земское движение рассматривала. Так что о нём я кое-что знаю. А что обычно у нас знают о земстве? В основном то, что Ленин назвал его «пятым колесом в телеге царского самодержавия». Но как бы об этом узнать немного поподробнее, может быть, тогда обнаружится и нечто интересное? Например, что у земства в России глубокие исторические корни, да и сам государь – первый Романов, был обязан своей властью отнюдь не кому-то, а именно Земскому собору, собравшемуся в 1613 году. И лишь по мере укрепления абсолютизма в России роль земского самоуправления упала практически до нуля. И вдруг… опять, с чего бы это? Кстати, можно было бы порекомендовать прочитать работу Ленина «Гонители земства и аннибалы либерализма», вот только в ней 76 стр. и она носит явный полемический характер. А нам сегодня тогдашняя полемика особо-то и не интересна. А вот с фактами познакомиться смысл есть. Итак…
Империя и самоуправление: друзья или враги?
Среди великих реформ, которые в России провёл Александр II Освободитель в 60-70 гг. XIX века, земская реформа занимает очень важное место, да и немудрено. Ведь она, по сути, дала начало самоуправлению в России на местах. А это было очень важно. Недаром известный славянофил Аксаков говорил, что русский народ не государственный. Он высказывает своё мнение о власти, а сам властвовать над собой не хочет, поэтому-то разные самозванцы ему так легко на шею и садятся. Но тут дело было самое благое – возможность для обучения такому самоуправлению открылась. Впрочем, оно на Руси было (если уж первого Романова на царство посадил Земский собор!) ещё… до Петра I, который фактически свёл его к нулю. Губернаторы и воеводы – вот кто теперь являлся властью на местах, а при Екатерине II таковой стали капитан-исправники. Хотя Екатерина предоставила массу полномочий дворянским собраниям с выборными предводителями во главе, это тоже было самоуправление, но ограниченное, носившее сословный характер.
Но в то же время самоуправление существовало в деревне. Там его никто не отменял. Сельский «мир» решал все насущные вопросы и избирал уполномоченных на волостной сход. Существовали сельские старосты, а при них писари. Участвовать в волостных делах могли лишь государственные крестьяне, но после 1861 года это право распространилось уже на всех крестьян.
Причём создавалось земство отнюдь не впопыхах, а весьма обстоятельно. В начале 1859 года Александр II создал комиссию, которой было поручено разработать проект устройства земских учреждений. Комиссии было указано следующее:
«Необходимо предоставить хозяйственному самоуправлению в уезде большее единство, большую самостоятельность и большее доверие.»
Руководство было поручено министру внутренних дел П. А. Валуеву, притом царь потребовал от него, чтобы «дело» это было закончено непременно до 1 января 1864 года. И как было указано, так и сделали: «Положение о земских учреждениях» было утверждено в срок.
По положению лицам всех сословий, кои в пределах своего уезда имели земельное либо иное имущество, равно как и крестьянским обществам, давалось право через выборных-гласных, избираемых в уездные и губернские земские собрания, участвовать в различных хозяйственных делах. Вести дела непосредственно должны были земские управы – губернские и уездные. Теперь земства, а не государство должно было печься о самых важных местных объектах, будь то дороги, снабжение населения продовольствием, народное образование и здравоохранение. Где взять земству на всё это денег? Что ж – подумали и об этом, предоставив право земствам на особые «земские сборы». Понятно, что первое место в земских собраниях получили дворяне как люди наиболее образованные, опытные в делах управления и… материально обеспеченные. Однако были и земства, в которых среди выборных преобладали крестьяне (Вятское земство, Пермское). И вот через работу в земствах как раз крестьяне-то и приучались чувствовать себя не только подданными, но и гражданами своей страны.
Процесс растянутый, но крайне необходимый
Земство опять же введено было в России не сразу. Первые земства были созданы в Самарской губернии в феврале 1865 года, а затем ещё в 17 губерниях. На момент смерти Александра II земства были уже в 33 губерниях Европейской части России. Однако земства не были созданы в 12 западных губерниях и в населённых весьма редко Астраханской и Архангельской губерниях. Не было их и в районах компактного проживания казаков. У них было своё самоуправление, и оно не отменялось.
Земства очень активно занялись врачебным делом, да так, что в 1877 году Александр II многим земствам за это выразил благодарность. Почему именно в 1877 году? Так ведь была война, и земства открыли по всей стране множество госпиталей и организовали сбор средств и вещей в помощь раненым воинам. И если в государственных госпиталях основным контингентом врачебного персонала были мужчины, то в земских – женщины, и оказалось, что эффективность их не только от этого не снизилась, а напротив, возросла! О земской медицине прекрасно написали классики нашей русской литературы А. П. Чехов и М. А. Булгаков, которые сами были земскими врачами и хорошо знали все их беды, проблемы и радости. Например, М. А. Булгаков написал просто замечательный цикл рассказов «Записки юного врача», впервые напечатанных в 1925-1926 годах на страницах журналов «Медицинский работник» и «Красная панорама».
Что касается А. П. Чехова, то по отзыву земского врача Серпуховского земства П. И. Куркина,
«Чехов был идеальным земским врачом. Он сочетал в себе врача и общественника, учёного и практика.»
Занимаясь практикой в Мелихове, он хлопотал и о создании в Москве специального института кожных болезней, но при этом просил его «вмешательство в судьбы московской медицины» сохранить в тайне. А вот что он написал на страницах своей записной книжки:
«Небогатые врачи и фельдшера не имеют даже утешения думать, что служат они одной идее, так как всё время думают о жаловании, о куске хлеба.»
Тем не менее для крестьян, которые тогда лечились в основном у бабок-знахарок, даже помощь весьма ограниченных в средствах и возможностях земских врачей была настоящим даром Божьим, сохранившим немало человеческих жизней.
Проблема начального образования в Российской империи и земские школы
Именно в руках земства находилась и большая часть начального народного образования. Программой земских школ предусматривалось изучение Закона Божьего, церковно-славянского языка, основ русской грамматики и словесности, арифметики, рисования, пения, а также, хотя и не всегда и не везде, проводились уроки родной истории, географии и естествознания. В сельских школах детям сообщались знания по агрономии. Учебники и программы земских школ составляли такие выдающиеся педагоги России, как К. А. Ушинский, Ф. Е. Корш и Ф. И. Булгаков. Соответственно, для детей земства были созданы специальные учительские семинарии, рассчитанные на четыре года обучения, чтобы они готовили учителей для земских школ, были открыты воскресные школы для взрослых, создавались библиотеки, избы-читальни, проводились передвижные педагогические выставки. Очень интересно описана эта работа (как и сам процесс обучения) в книге И. Д. Василенко «Жизнь и приключения Заморыша».
Существовали земские школы двух типов: одноклассная, рассчитанная на трёхгодичный срок обучения и на пятьдесят учеников с одним учителем (как раз такая школа и описана в книге Василенко), и двухклассные, где курс был уже четырёхлетний, учеников более 50 человек и два учителя. Соответственно, тут всё зависело от размеров села, количества детей школьного возраста и, разумеется, от финансового положения земской управы тамошней волости.
Только за первое десятилетие в России появилось более 10 тысяч земских школ. К 1911 г. этих школ было уже 27 486, к 1914 г. более 40 тысяч, то есть фактически всеобщее начальное образование в стране было введено де-факто и именно усилиями не государства, а земства! Зарабатывал земский учитель в начале XX века 30 рублей в месяц; а с пятилетней выслугой уже 37 рублей 50 копеек. Причём 5 рублей доплачивало ему губернское земство и 2 рубля с полтиной земство уездное. 30 рублей в то время получала классная дама без уроков в государственной гимназии. Но она квартиру снимала, а земскому учителю предоставлялось казённое жильё (как правило, это была отдельная комната в здании самой школы), либо если он квартиру в деревне снимал, то это съёмное жильё ему оплачивалось. Ну и цены опять же… В начале ХХ века в уездных городах были таковы: полтинник позволял купить на рынке двух «цыплят» (молодых курочек, которые не сподобились стать несушками и отнюдь не голубовато-тощего известного нам облика!), две булочки «франзольки» (они и сейчас есть – витые такие, подрумяненные смазанным яичком) и пяток яиц. То есть прокормиться можно было, и даже совсем неплохо. К тому же в селе всё было ещё дешевле, да и учителям так же, как и батюшкам, и сельскому писарю было принято «нести». Немного, но… и не хуже, чем принесли другие.
Контрреформы… и опять реформы
После убийства Александра II Александр III постарался деятельность земств поставить под жёсткий контроль, поскольку утверждалось, что, используя земства в качестве прикрытия, и либералы, и даже революционеры ведут через них вредную для государства агитацию. Ввели должность земских начальников, ответственных перед правительством, а за преподаванием в земских школах был установлен строгий надзор, дабы туда не просочилась никакая крамола. С другой стороны, ни в области хозяйственной, ни в медицинской, ни в ветеринарии и агрономии земские учреждения никакого урона не понесли. Более того, в начале 1890-х гг. государственная помощь земствам составляла уже около 60 млн рублей в год. Дальше решали уже сами земства. Примерно треть этой суммы они расходовали на медицинское обслуживание населения, а одну шестую – на народное образование.
Николай II продолжил практику создания земских учреждений в России. В 1897 году он одобрил проект министра внутренних дел И. Л. Горемыкина по их распространению на Архангельскую, Астраханскую, Оренбургскую и Ставропольскую губернии. Было решено создать губернские земские собрания и в девяти западных российских губерниях, а также в Закавказье.
Когда началась Первая мировая война, земства организовали широкую сеть лазаретов, в которых опять-таки в большинстве работали женщины: и в качестве врачей, и фельдшериц, и сестёр, поскольку мужчины-врачи были призваны в армию. Быстро выяснилось, что снабжение армии поставлено далеко не лучшим образом, и исправлением положения также занялись земства. Дошло до того, что правительство передало им даже часть военных заказов, и… их исполнение сразу наладилось.
Ни в российской армии, ни в тылу в годы войны не было эпидемий, в чём огромная заслуга именно земства. Земство же создало и знаменитые «летучки» – так назывались «летучие отряды» из врачей и сестёр милосердия, которые оказывали максимально быструю помощь раненым – своего рода российский вариант «госпиталя МЭШ». Их подбирали на полях сражений, быстро перевязывали и устраивали во временные лазареты. И за всё это отвечали не армейские госпитали и врачи, а земские, чем серьёзным образом снижали нагрузку на армейский медперсонал.
Был создан Главный комитет по снабжению армии Всероссийского земского и городского союза (Земгор), решивший снабжение армии всем, что ей необходимо, начиная от провизии и кончая снарядами, взять в свои руки. Но правительство испугалось такой зависимости от «общества» и согласилось передать ему лишь исполнение посреднических функций.
«Тихо едешь», и всё закончится революцией?
Земства вели исключительно полную статистику, ставшую основой российской экономической науки, давали ссуды, пусть и небольшие, крестьянам, земские юристы отстаивали права крестьян в судах и довольно часто успешно. То есть медленно, да – и с этим никто не спорит, но верным образом российское общество убеждалось в том, что свои проблемы народ может решать сам, без вмешательства государства, и что такое вмешательство с его стороны – явление далеко не здоровое. И получалось, что сами же творцы российских реформ заставляли людей задуматься над очень важным вопросом: а что в стране важнее – власть государя или же самих её граждан, и нельзя ли как-то слишком уж его непомерную власть ограничить?
Естественно, что большевики, придя к власти, никак не могли допустить существование в своей стране столь эффективных, а главное – независящих от них органов самоуправления. Поэтому в 1918 году земские учреждения всех уровней и направлений – и консервативного, и либерального толка, были ликвидированы повсеместно, их финансы переданы соответствующим Советам, а все земские школы, фельдшерские пункты и больницы в одночасье стали государственными.
Рекомендуемая литература для самостоятельного чтения:
1. Культурно-просветительская деятельность самарского земства во второй половине ХIХ – начале ХХ веков. Тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Турганова, Ольга Владимировна, 1999, Самара
2. Деятельность уездных земств Центральной России во второй половине XIX – начале XX вв.: на примере Ростовского земства. Тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Степанов, Константин Анатольевич, 2007, Ярославль
3. Деятельность уездного земства по развитию здравоохранения и образования в Нижегородской губернии во второй половине XIX века. Тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Мустафин, Раис Рифатович, 2011, Нижний Новгород
4. Кредитно-финансовая деятельность земств во второй половине XIX – начале XX веков: по материалам Самарской, Саратовской и Симбирской губерний. Тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Андреев, Сергей Алексеевич, 2010, Ульяновск
5. Пензенская губернская печать о деятельности земства в период с 1864 по 1917 гг.: На примере «Пензенских губернских ведомостей» и «Вестника Пензенского земства». Тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Питерова, Анна Юрьевна, 2005, Пенза
6. Земства в России, 1905 – февраль 1917 гг.: Опыт орг. и культур.-хоз. Деятельности. Тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, доктор исторических наук Абрамов, Виталий Фионович, 1998, Москва (эту работу отличает особая полнота и содержательность – В.О.)
Монография: Герасименко Г. А. Земское самоуправление в России. М.: Наука, 1990. – 264 с.
Автор:Вячеслав Шпаковский