ИЗ ОТЧЕТА О НАБЕГОВОЙ ОПЕРАЦИИ КОРАБЛЕЙ ОТРЯДА ЛЕГКИХ СИЛ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА НА БАЗУ-ПОРТ КОНСТАНЦА В НОЧЬ С 25 НА 26 ИЮНЯ 1941 ГОДА
11 августа 1942 г.
Совершенно секретно
II. Задачи
В 15 часов 00 мин. 25-го июня получено приказание Военного Совета Черноморского флота:
«Отрядом легких сил в составе: КР/1/ «Ворошилов», двух лидеров, двух ЭМ/2/ типа «С» под командованием контр-адмирала тов. Новикова в 5.00 26.06.41 г. атаковать артиллерийским огнем базу противника КОНСТАНЦУ.
Основной объект – НЕФТЕБАКИ.
В составе ударной группы иметь лидер «Харьков», два эсминца типа «С», КР «Ворошилов» – и лидер «Москва» иметь в поддержке.
В случае встречи ударной группы с миноносцами противника навести КР «Ворошилов» и, при поддержке его решительной атаки, уничтожить.
Одновременно с атакой базы кораблями по Констанце наносит удар наша авиация (4.00, 4.30, 5.00).
Иметь в виду возможность наличия ДОЗК/3/ противника и минных заграждений».
III. Обеспечение операции
В процессе подготовки операции были собраны командиры и артиллеристы кораблей ударной группы, до которых был доведен план операции и даны указания на ее выполнение.
Особое внимание было уделено плану арт. стрельбы в смысле организации пристрелки и поражения в зависимости от условий видимости в районе цели.
<…>
Переход морем к месту арт. атаки происходил ночью и поэтому ни о каком обеспечении, кроме предвечерней ВР,/4/ не нуждался. Обратный переход отряда в светлое время суток прикрывался истр*бительной авиацией на расстоянии 100 миль от Главной Базы Черноморского Флота.
ПМО/5/ осуществлялась постановкой паравано-охранителей/6/ при проходе своими фарватерами и при форсировании района, опасного от мин, в районе арт. атаки. Дополнительно ПЛО/7/ крейсера в море с рассветом несли самолеты МБР-2./8/
IV. Выполнение операции
В назначенное время – в 18 часов 00 минут 25 июня ударная группа в составе лидера ЭМ «Харьков», ЭМ «Смышленый» и ЭМ «Сообразительный» пошли к выходу из базы.
При подходе к боновым воротам на рейдовом посту СНС/9/ группе [был] поднят сигнал – «Выход не разрешается» – корабли встали на якорь у выхода из базы.
Одновременно командир отряда получил от командующего флотом изменение решение о составе ударной группы и группы поддержки, которое заключалось в том, что вместо эскадренных миноносцев в ударную группу назначался лидер «Москва», а эсминцы придавались в охранение крейсера «Ворошилов».
В 20 часов 10 мин. ударная группа в новом составе (лидеры «Харьков» и «Москва») под командованием командира 3-го дивизиона эсминцев капитана 2-го ранга тов. Романова (брейд-вымпел/10/ на лидере «Харьков») вышла в море фарватером № 4 с параванами [и] легла на демонстративный курс норд-вест с целью в сумерках сбить предвечернюю ВР противника и с наступлением темноты – далее ход [в] 28 узлов, идя курсом 256° на Констанцу, с расчетом прибыть в район арт. атаки в назначенное время = 05.00 26.06.41.
В 22 часа 41 мин. 25 июня отряд поддержки в составе КР «Ворошилов» и эсминцев «Смышленый» и «Сообразительный» под командованием командира отряда легких сил контр-адмирала тов. Новикова (флаг на КР «Ворошилов») вышел в море.
<…>
Еще на Инкерманском створе параван ЭМ «Смышленый» что-то затралил и освобождение паравана вынудило эсминец отстать от колонны, а идя самостоятельно к фарватеру № 4, он проскочил красный сектор Херсонского маяка, ведущий в первое колено фарватера, и, потеряв место, только в 3.00 26.06 смог выйти из [своих] МЗ-М./11/
В 00 часов 33 минуты 26-го июня КР «Ворошилов» и ЭМ «Сообразительный» вышли из МЗ-М, продолжая идти с параванами до больших глубин. Пройдя 15 миль от проходной точки № 4, убрали параваны и ходом [в] 28 узлов пошли в точку рандеву с ударной группой. С развитием самого полного хода эсминец «Сообразительный» начал отставать и [в] 2 часа 30 минут скрылся с видимости.
С рассветом на видимости показался ЭМ «Сообразительный» и, присоединившись [к группе], вступил в охранение крейсера. <…>
На рассвете в 04 часа 42 минуты с дистанции 140 кабельтовых прямо по курсу открылся берег, корабли входили в район вероятного МЗ-М противника, и в 4.58 <…> на лидере «Харьков», идущем головным минным защитником, [был] подорван правый параван. Лидер дал малый ход. На ЛД «Москва» [был] передан и сразу исполнен сигнал «быть готовым».
В 5.02 <…> открыли огонь по нефтебакам и по порту Констанца <…>
С третьим залпом лидера «Харьков» открыл огонь и лидер «Москва» <…>
Так как горизонт был плохо виден, пришлось стрелять как по невидимой цели <…>
На второй минуте стрельбы по лидерам был открыт огонь береговой батареи противника, но залпы падали большими недолетами.
В 05.06 южнее Констанцы на 3-5 миль заметили две орудийные вспышки, и через минуту по лидеру «Москва» упало два снаряда с перелетом в 10 кабельтовых. Видно стало, что по лидерам ведет огонь крупнокалиберная дальнобойная двухорудийная батарея. Следующий залп упал с недолетом 5 кабельтовых, а третий недолетом 1-1,5 кабельтовых.
Так как береговая батарея по лидеру «Москва» пристрелялась, командир дивизиона принял решение отходить.
<…>
В 05.12 ЛД «Москва» начал отход, одновременно ставя дымзавесу. Лидеру «Харьков», идущему без параванов, [следовало] держаться в кильватерной струе ЛД «Москва».
В 05.13 лидер «Москва», с целью уменьшения эффективности огня пристрелявшейся береговой батареи противника, начал зигзаг на отход. В это же время на берегу в районе нефтебаков [был] замечен большой пожар <…>
В 05.14 лидер «Харьков» повернул в кильватер лидеру «Москва» и прекратил артогонь, выпустив по берегу 154 фугасных снаряда, и начал развивать ход до 30 узлов с тем, чтобы не отстать и не потерять в дыму кильватерную струю лидера «Москва».
С поворотом лидеров на курс отхода из порта Констанца вышли три эсминца противника, открыли по лидерам беспорядочный арт. огонь и, ставя дымзавесы, уходили курсом норд. Залпы румынских эсминцев падали большими недолетами.
<…>
На лидер «Москва» [был] передан сигнал: «Большой ход, идти прямым курсом». В 05.21 получена квитанция/12/ по УКВ на этот сигнал, и в тот же момент на лидере «Москва» раздался взрыв, из-за дымзавесы поднялся столб огня и дыма метров на 30 высотой.
Лидер «Харьков», отвернув, обошел место взрыва слева. Выйдя вперед, лидер «Харьков» увидел взорвавшийся лидер «Москва» – он был переломлен пополам в районе первого котельного кожуха, носовая часть оторвана и повернута форштевнем к корме и килем к правому борту, т. е. лежала на левом борту. Кормовая часть имела крен 10° на правый борт – держалась на плаву, и винты работали в воздухе. На палубе были люди, и зенитное орудие на кормовом мостике вело огонь по появившимся самолетам противника.
<…>
Лидер «Харьков», зайдя за дымзавесу, пытался спасать людей, плавающих вокруг погибающего лидера, но в 05.25-05.26 у борта стали падать крупнокалиберные снаряды, в котлах сел пар – машины не могли развить полный ход, и лидер, имея самый малый ход, стал отходить, не занимаясь спасением людей под огнем пристрелявшейся батареи.
В 05.28 машины развили ход до 28 узлов, но у борта лидера упал залп батареи (один снаряд в 10 метрах справа по носу, второй за кормой), произошло сильное содрогание корпуса, мостик залило водой и осыпало осколками. Опять сел пар и ход уменьшился до малого, а в 05.36 вышел из строя котел № 1 (лопались трубки), в это же время лидер [был] атакован бомбардировщиками, из которых один сбросил две бомбы – одну по носу, а вторую по корме.
<…>
В 06.17 командир отряда запросил у командующего флотом: «Нужна поддержка лидерам авиацией», а в 06.45 командующий флотом приказал: «Отходить полным ходом на ГВМБ»./13/
<…>
В 07.10 на горизонте на осте показался ЭМ «Смышленый» и через четверть часа вступил в охранение крейсера.
<…>
В 5 часов 55 минут лидер «Харьков» продолжил отход 14-узловым ходом под одним котлом и был атакован двумя бомбардировщиками, из которых один был сбит огнем зенитной артиллерии лидера, а второй, отказавшись от атаки, отвернул.
<…>
В 06.30 лидер [был] атакован самолетом из-под солнца, который сбросил две бомбы ФАБ-100, лидер отвернул влево – бомбы упали за кормой в 5 кабельтовых.
В 06.43 вышел из строя турбовентилятор левого борта котла № 3, ход снизился до 5 узлов, и в это же время лидер [был] атакован подлодкой противника, справа на КУ = 70°/14/, на расстоянии 25-30 кабельтовых [был] обнаружен воздушный пузырь и след торпеды, идущей на лидер. Отвернув от торпеды, лидер обстрелял место вероятного местонахождения подлодки ныряющими снарядами.
<…> Непосредственно перед атакой подлодки вокруг корабля на бреющем полете летал самолет «Савойя», очевидно, выполняя задачу наведения подлодки. Об атаке командир 3-го ДЭМ/15/ донес командиру ОЛС/16/ с просьбой оказать помощь.
В 07.00 к лидеру «Харьков» присоединился ЭМ «Сообразительный» и начал нести ПЛО и ПВО, находясь в голове и маневрируя большими ходами.
В момент вступления ЭМ «Сообразительный» при пересечении курса лидера слева направо с эсминца заметили след торпеды слева и одновременно обнаружили след второй торпеды, идущей вдоль правого борта на ЛД «Харьков».
Атаковав подлодку бомбами (4 больших и 6 малых), в месте бомбометания ЭМ обнаружили огромное пятно мазута и на момент показавшуюся корму подлодки, которая быстро погрузилась в воду.
<…>
В 07.22 [была] отражена атака самолета-пикировщика – самолет ушел под солнце; ожидая повторения атаки, [был] открыт заградительный огонь по пеленгу солнца.
<…>
В 08.14 усилиями и самоотверженной работой двух котельных машинистов (краснофлотцы Гребенников и Капров) введен в строй котел № 2 <…>. Постепенно увеличился ход, и в 09.30 лидер «Харьков» дал [ход] 26 узлов.
<…>
При переходе на присоединение к ЛД «Харьков» эсминец «Смышленый» в 10 часов 21 минуту атаковал артиллерией и глубинными бомбами подлодку противника, обнаруженную по перископу,- результаты неизвестны.
В 11 часов 40 минут ЭМ «Смышленый» вступил в охранение лидера «Харьков».
В 11 часов 30 минут крейсер «Ворошилов» подошел к фарватеру № 4 и под проводкой тральщиков прошел свое МЗ-М, имея в охранении эсминцы «Беспощадный» и «Бодрый», высланные командующим флотом.
<…>
В 21 час 09 минут лидер «Харьков», ЭМ «Смышленый» и ЭМ «Сообразительный» вошли в главную базу – Севастополь.
Лидер «Харьков» стал на ремонт котлов.
<…>
Замечания и выводы по операции
1. Выбранный боевой курс 221° при начальном курсовом угле 55° правого борта вел на незначительное сближение с береговыми батареями противника, находясь лишнее время под обстрелом.
Целесообразно было бы боевой курс расположить с таким расчетом, чтобы стрельба происходила на курсе отхода, это позволяло бы скрытно подойти на требуемую дистанцию, точнее определиться и меньше времени находиться под обстрелом.
2. Изменение состава ударной группы и группы поддержки в последний момент, уже после съемки с якоря, несомненно, отразилось на подготовке и проведении набеговой операции. Задержка с выходом вынудила корабли ударной группы форсировать хода при отсутствии запаса времени, что могло привести к потере внезапности подхода в случае вынужденного уменьшения ходов.
3. Противник считался с вероятностью нападения на Констанцу, для чего соответственно были и приняты меры: расстановка подлодок на вероятных путях следования наших кораблей, приведение миноносцев в готовность (вышли из базы через несколько минут после начала обстрела), поддержание береговых батарей в готовности и т. д.
4. Отрыв эскадренного миноносца «Смышленый» у своей базы показывает на отсутствие натренированности в использовании манипуляторной службы – проскочил узкий красный сектор Херсонского маяка <…>
5. Эскадренный миноносец «Сообразительный» перепутал на карте квадраты, и поэтому донесения о месте [нахождения] не соответствовали действительности.
Командир бригады крейсеров ЧФ
контр-адмирал БАСИСТЫЙ
Комиссар бригады крейсеров
полковой комиссар ПРАГЕР
Начальник штаба бригады крейсеров
капитан 2-го ранга Е. ЖУКОВ