| |||
Один из первых симферопольских трамваев. Фото с сайта crimeanblog.blogspot.com | |||
31 июля 1914 года, в полседьмого вечера, на Пушкинской случилось небывалое происшествие. Автомобиль, который “ехал зигзагом и не подавал сигналов”, наскочил на переходившего улицу пешехода, да еще и умудрился дважды переехать его. Пешеход, к счастью, не пострадал: автомобили столетней давности были легкими и тихоходными. Виновником этой нелепой аварии, конечно, был автомобилист, но ее косвенным поводом, как писала газета “Крымская Ривьера”, стали “вагоны трамвая, впервые появившиеся на улицах Симферополя и всецело завладевшие вниманием публики”.
Вываливающиеся пассажиры
Трамвай тогда был настоящей диковинкой – увидев его, вышеупомянутый водитель автомобиля просто забыл, что он за рулем, и перестал управлять машиной. В день открытия трамвайного движения на улицы высыпали толпы зевак. Желающих прокатиться тоже было достаточно – 31 июля билет стоил целых 10 копеек (стоимость очень хорошего обеда), а накатались симферопольцы на 590 рублей! Затем билеты стали продавать по 3 копейки. Поначалу вагоновожатые (так до войны называли водителей трамваев) управляли трамваем стоя, но вскоре их снабдили своеобразными вращающимися табуретками.
Трамвай перед гостиницей “Европейская” | |||
Первые трамвайные вагоны, появившиеся в Симферополе, были открытого типа. Однако из-за некоторых особенностей поведения пассажиров их в первый же год работы пришлось заменить закрытыми. То, что многие норовили запрыгнуть в трамвай или выпрыгнуть из него на ходу, было еще полбеды. Главная проблема заключалась в том, что из открытых вагонов время от времени вываливались граждане, ехавшие навеселе.
Вагоны открытого типа. Симферополь, 1915 г. | |||
Не женское дело
Первое время к работе на трамвае допускали только мужчин – новая профессия была связана с электричеством и считалась ответственной и опасной. В 1915-м несколько симферопольцев, сев вечером в трамвай, заметили, что его ведет женщина. Эта картина настолько возмутила добропорядочных горожан, что они не поленились на следующее же утро сообщить об увиденном директору общества симферопольских электрических трамваев господину Бернару-Борману. Директор вызвал к себе нарушительницу. Ею была Мария Литвиненко, недавно принятая на должность кондуктора (женщин стали брать кондукторами после того, как началась Первая мировая и мужчины-кондукторы ушли на фронт). Выяснилось, что Мария очень хотела водить трамвай и упросила своего вагоновожатого потихоньку обучить ее этому искусству. Ученица оказалась очень способной, и это в итоге признал даже намеревавшийся ее уволить директор – Мария Николаевна с блеском сдала устроенный специально для нее строжайший экзамен. В результате она стала первой женщиной-водителем и проработала на этой должности 40 лет.
Вагоновожатые, кондуктор и полицейский возле трамвая, август 1914 г. | |||
Последняя осень
В 60-х в Симферополе было гораздо меньше транспорта, чем сейчас. Но пробки возникали уже тогда, и создавали их трамваи. Дело в том, что трамвайные пути были проложены прямо по центру и без того узких дорог, и когда трамвай останавливался, за ним выстраивалась вереница машин. Скажем, за трамваем, остановившимся на площади Куйбышева, шлейф автомобилей иногда тянулся до Института минеральных ресурсов – по тем временам чудовищный затор. Но неповоротливость трамваев была не единственной причиной, по которой город отказался от них. За полвека трамвайные пути полностью износились – срочно менять нужно было 1100 тонн рельсов. Выделять на это деньги сочли нецелесообразным: в городе уже работали троллейбусы – и трамвайные маршруты (их было четыре) стали закрывать один за другим. Последний трамвай прошел по Симферополю в последний день осени 70-го. Это был трамвай маршрута № 4, возивший горожан от железнодорожного вокзала до улицы Оборонной (51-й Армии).
Трамвай на улице Лермонтова, 28 ноября 1968 г. Фотография сделана в последний день работы 2-го трамвайного маршрута | |||
Улица Пушкина (перекресток с ул. К. Маркса), 1947 г | |||
Первые трамваи, ходившие по симферопольским улицам (Бетлинговская – нынешняя улица Калинина), представляли собой один моторный вагон. Управление размещалось и на передней, и на задней площадках – когда трамвай доходил до конца маршрута, вагоновожатый переходил на противоположную сторону вагона и отправлялся в обратный путь.
Коллектив трамвайного треста, 1924 г | |||
Трамвай в Симферополе, перекресток Кирова – К. Маркса. В “трамвайный” период подземного перехода здесь еще не было | |||
Ремонт трамвайных путей, ул. Пушкина, 1939 г. Слева на переднем плане – Черная аптека, справа видно здание, в котором сейчас находится Дом офицеров | |||
Между прочим
Симферополь – не единственный город Крыма, знакомый с трамваем. В Севастополе этот вид транспорта существовал с 1898-го по 1942-й, в Керчи – с 1935-го по 1942-й. Евпаторийский трамвай – ровесник симферопольского – работает и сегодня. В поселке Молочное, что под Евпаторией, с 1989-го действует одна из самых маленьких трамвайных систем в мире: по линии длиной полтора километра курсируют два трамвайных вагона, сцепленные так, что их кабины направлены в разные стороны. На маршруте всего две остановки, обе конечные – в курортный сезон трамвай возит пассажиров от пансионата “Береговой” до пляжа и обратно.
.
Трамвай на улице Севастопольской, 1951 г. | |||
Конечная трамвайная станция Вокзал. | |||
Трамвай, троллейбус и автобус на площади Советской в конце 1950-х годов | |||
Источник – Крымский блог.