Определение термина «организация» очень простое. Это объединение материальных и нематериальных ресурсов для достижения целей деятельности.
– это упорядочивание и оптимизация процессов, обеспечивающих функционирование предприятия, его финансово-хозяйственную деятельность.
Ресурсами являются люди, а вернее, их опыт, идеи, квалификация, человеческие и профессиональные качества. Для многих сфер деятельности люди являются главным ресурсом. Особенно, когда речь идет о творческих профессиях, требующих кроме навыков, опыта и таланта. Тем не менее, роль других ресурсов не менее важна. Без финансов невозможно даже заявить о себе. Небольшая рекламная компания обходится иногда в нескромные финансовые средства. Без оборудования, станков, компьютеров невозможно организовать работу. Сырье, товары, программное обеспечение также являются ресурсами. И, конечно же, рынок. Клиенты, их желания, предпочтения и ожидания – тоже ресурс, который нужно организовать.
На сегодняшний день на практике использованы различные виды и способы организации деятельности. Какой из них подходит, каждый руководитель компании выбирает сам. Многие из способов организации прошли проверку временем, другие пришли на смену тем, которые не соответствуют современности, но универсального способа нет. Каждый из них придется приспосабливать под свою организацию. Но независимо от способа, в основу организации деятельности положены ресурсы и цель.
Следует также отметить, что организация деятельности бесконечный процесс. Не существует такой схемы, которая бы давала результат всегда. Любая схема может давать результат только на данный момент времени, так как удалось сложить оптимально ресурсы сейчас. Через время ситуация может измениться – уволится сотрудник, у кого-то снизится мотивация, произойдут изменения на рынке или у поставщиков. Каждый раз придется подстраивать и совершенствовать организацию деятельности. Могут меняться и цели. 9
Производственная деятельность предприятия – это деятельность, обеспечивающая выпуск продукции за счет использования производственных фондов, трудовых ресурсов (персонала), оборотных средств на основании производственной программы.
Коммерческая деятельность предприятия делится на маркетинговую и сбытовую.
Маркетинговая деятельность обеспечивает анализ рынка, всех его составляющих с целью определения потребностей рынка, определения той продукции, которую предприятие должно выпускать, чтобы она пользовалась спросом и была конкурентоспособной.
Сбытовая деятельность предприятия – это деятельность по эффективному сбыту выпущенной предприятием продукции.
Основная деятельность – производственная и коммерческая – требуют существования вспомогательных видов деятельности, которые обеспечивают их бесперебойное функционирование.
Инфраструктура предприятия – это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом.
Вспомогательная (обслуживающая) инфраструктура предприятия – это совокупность подразделений, которые прямо с выработкой продукции не связаны. Основное их назначение состоит в техническом обслуживании основных процессов производства. К ним относятся вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства, занимающиеся перемещением предметов труда, обеспечением производства сырьем, топливом, всеми видами энергии, обслуживанием и ремонтом оборудования и других средств труда, хранением материальных ценностей, сбытом готовой продукции, ее транспортировкой и другими процессами, предназначенными для создания нормальных условий ведения производства. Это службы материально-технического обеспечения (снабжения), планирования, учета, транспортное, энергетическое хозяйство, транспортное хозяйство, складское.
Вспомогательное производство призвано обеспечить бесперебойную и эффективную работу основного производства. Оно включает в себя ремонтное, инструментальное, энергетическое, транспортное, складское и др. хозяйства.
Ремонтное хозяйство – это совокупность производственных подразделений, осуществляющих комплекс мероприятий по надзору за состоянием оборудования, уходу за ним и ремонту.
Транспортное хозяйство – это комплекс средств предприятия, предназначенных для перевозки сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и др. грузов на территории предприятия и за его пределами.
Складское хозяйство включает комплекс складов, специализированных по видам материальных ресурсов и организованных с учетом требований по их хранению и переработке.
Социальная инфраструктура – это совокупность подразделений предприятия, обеспечивающих удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия и членов их семей.
Социальная инфраструктура состоит из подразделений общественного питания (столовые, кафе, буфеты), охраны здоровья (больницы, поликлиники, медпункты), детских дошкольных учреждений (сады, ясли), заведений образования (курсы повышения квалификации), жилищно-коммунального хозяйства (собственные жилые дома), заведений бытового обслуживания, организаций отдыха и культуры (библиотеки, клубы, пансионаты, летние лагеря школьников, спортивные комплексы).
Отдельно стоит отметить информационную деятельность предприятия – это создание такой внутренней информационной среды предприятия, которая бы обеспечивала эффективную и оперативную взаимосвязь всех структур предприятия.
Для современной организации деятельности предприятия характерны следующие принципы:
стабильное стремление к повышению эффективности производства и бизнеса в целом;
широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты функционирования на рынке фирмы или ее подразделений;
постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;
ориентация на достижение запланированного конечного результата деятельности фирмы;
использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений;
изменение функции планирования – от текущего к перспективному;
упор на все основные факторы улучшения деятельности фирмы;
оценка управления работы в целом только на фундаменте реально достигнутых конечных результатов;
максимальное применение математических методов и достижений информатики на базе ЭВМ;
привлечение всех сотрудников компании к управлению ею;
осуществление управления на основе предвидения изменений, гибких решений;
опора на инновации в каждом сегменте работы фирмы, нестандартные решения;
проведение глубокого экономического анализа каждого управленческого решения;
способность разумно рисковать и управлять рисками;
возрастание роли менеджера до ключевой.
Организация деятельности предприятия строится на основании законов организации. Законы могут носить всеобщий и частный специфический характер; отражать строго количественные и качественные связи; относится к законам функционирования, сосуществующим в пространстве вещам и законам развития, выражающим тенденцию или порядок следования событий во времени; законам динамическим, проявляющих себя через однозначность причинно-следственных связей, и статическим, представляющих собой единство необходимых и случайных событий. Указанная классификация полностью отражает характер проявления законов организации. Близкой к понятию закон является понятие закономерность. Закономерность также отражает причинно-следственные связи, однако, в законе они более устойчивы и всеобщи.
Закономерность отражает правильность, последовательность в явлениях, относящихся к определенному месту и времени. Связи, обобщаемые в закономерности менее устойчивы, чем в законе и справедливы лишь для данных условий развития конкретных явлений. Закономерность богаче закона конкретным содержанием. Общие законы организации отражают как количественные, так и качественные стороны организационных явлений и процессов в их единстве и служат внутренней мерой этих процессов, что является одним из условий использования их в практике. Законы организации позволяют правильно подойти к оценке и использованию организационного опыта, его более глубокому познанию.
Знание законов организации позволяет создать и построить такую организацию, которая будет эффективно функционировать и развиваться, достигая целей, ради которых она была создана. Впервые общие законы организации были сформулированы основоположником организационной науки А.А. Богдановым (закон наименьших, пропорциональности, равновесия). Они легли в основу формирования общей теории систем.
Часть законов рассматривают организацию сточки зрения статики (закон композиций, закон пропорциональности, закон наименьших, закон онтогенеза), другая – с точки зрения динамики (закон синергии, закон информированности-упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон самосохранения).
Практическая реализация этих законов заключается в создании условий для их практического применения при организации деятельности предприятия.