“Еврейские погромы” – уникальное явление, непрерывно сопровождавшее всю историю еврейского народа в рассеянии. Оно не известно в таком масштабе в истории какого-либо другого народа и может быть объяснено только из анализа особенностей самого еврейства. С. Лурье в исследовании “Антисемитизм в древнем мире” (1923) отмечал, что обстановка погромов в античные времена “во всем до мелочей совпадает с обстановкой позднейших “классических” еврейских погромов”. Главную причину Лурье видел в том, что еврейство приобретало слишком большое экономическое и политическое влияние на жизнь той или иной страны, не считаясь с ее национальными интересами, а преследуя лишь цели своего “государства в государстве”, – и это вызывало враждебную реакцию коренного населения.
В Российской империи никогда не было ни гонения евреев, ни тем более их истребления, как в других странах, но именно русское слово “погром” вошло в XX в. во все языки мира как обозначение самого агрессивного антисемитизма. В чем же причина? Конечно, по мере приобретения еврейством контроля над винными промыслами, финансами, торговлей, печатью – отношение населения к ним становилось все более отрицательным. Однако даже на территории Подолии, Волыни и Западной Белоруссии, жители которых давно находились в кабальной зависимости от еврейства, за те сто лет, что прошли с момента их воссоединения с Россией в конце XVIII в., не было ни экономических, ни религиозных волнений с целью освободиться от этого тяжкого гнета.
Антиеврейские выступления, названные “погромами”, начались лишь в 1881 г., затем вновь – в начале XX в., и имели в Российской империи свои специфические черты, не носившие изначально стихийного характера. Революционер В.Л. Бурцев в своем “Календаре русской революции” писал о погромах в 1881 г.: “Задолго до погромов в различных местах стали носиться однородные слухи: либо о том, что евреи замышляют покушения на христианские храмы, либо о том, что во время Пасхи будут громить евреев…”. Ю.И. Гессен в дореволюционной “Еврейской энциклопедии” пояснил источник слухов: “…члены партии (Народной воли) считали погромы соответствующими видам революционного движения; предполагалось, что погромы приучают народ к революционным выступлениям; некоторые члены Исполнительного Комитета изготовили 30 августа 1881 г. прокламацию, призывавшую к разгрому евреев”. То есть революционеры для борьбы против самодержавия явно пытались дестабилизировать положение в стране, используя для этого существовавшую социальную напряженность в отдельных местах. Вторая особенность: провоцируя погромы, революционеры стали обвинять в их организации царскую власть, якобы стремившуюся “перевести народную ненависть с себя на евреев”. Правительство же изначально с полным основанием видело в подобных беспорядках проявление опасного беззакония и сразу же охарактеризовало погромщиков как преступников, которые “впадают в своеволие и самоуправство”; в Уложение о наказаниях была введена специальная статья о погромщиках. Полиция и правительственные войска неоднократно применяли против них оружие.
В связи с тем, что намерения нового Царя Александра III “об обеспечении нормального развития страны” не остались только словами и в стране действительно стал наводиться порядок, то и погромы, странным образом, внезапно прекратились на 20 лет, хотя рост еврейского финансового и революционного влияния продолжался. В начале XX в. призыв “Мирового социалистического бюро” к борьбе против самодержавия послужил своеобразным сигналом для подготовки новой волны “погромов” по старой схеме. Как и ранее, пишет Бурцев, “беспорядки явно подготовлялись кем-то заранее… Однако в 80-х годах почти не было массового еврейского революционного движения; … но с того времени условия сильно изменились: еврейское население… стало революционной силой”.
Для погромов 1903-1905 гг. стало характерно явление так называемой “еврейской самообороны” – вооруженных отрядов, финансировавшихся еврейским капиталом, в том числе заграничным (как признает англоязычная “Еврейская энциклопедия” в статье о Я.Шиффе, лидере еврейского финансового мира в США). Эта “самооборона” нередко приводила к настоящим сражениям между хорошо вооруженными еврейскими отрядами и противостоящими им безоружными толпами “громил”. Не удивительно, что при этом число жертв среди погромщиков в 2-3 раза превосходило число “жертв погрома”, – о чем писали многие еврейские авторы. Тем самым у организаторов погромов появилась новая цель: использовать их для создания вооруженных революционных отрядов под предлогом “самообороны”. При этом по-прежнему в погромах обвиняли царскую власть, приписывая ей создание организации погромщиков-монархистов.
Так, погром в Кишиневе 6 апреля 1903 г., по мнению Бурцева, “был тщательно подготовлен какой-то тайной монархической организацией, пропагандировавшей идею погрома в листках, в которых было сказано, что “царь разрешил бить жидов в течение первых трех дней Святой Пасхи…”. Насколько эта организация была “монархической”, можно убедиться на фоне вышеупомянутых революционных приемов. К примеру, в г. Нежине были задержаны евреи Янкель Брук, Израиль Тарнопольский и Пинхус Кругерский, распространявшие листовки: “Народ! Спасайте Россию, себя, бейте жидов, а то они сделают вас своими рабами”.
Напомним, что монархические “черносотенные” организации и партии стали возникать лишь с началом “первой революции”, в 1905 г. Позже именно им была приписана организация погромного движения, без всяких тому доказательств, чтобы оставить в тени истинные причины и истинных инициаторов погромов. Царское правительство никак не могло быть заинтересовано в погромном движении как и в любых анархических беспорядках со стороны кого бы то ни было. В частности, после Кишиневского погрома сотни погромщиков были осуждены, уволены многие чиновники, вплоть до губернатора. “Тайную власть”, провоцировавшую погромы, следует искать в тех кругах, которые сумели извлечь из погромов огромную политическую ВЫГОДУ.
В конечном счете, погромы начала XX в. оказались удобным поводом для обвинения русской православной монархии в антисемитизме, чтобы мобилизовать против нее еврейство и демократов во всем мире. В то же время погромы служили оправданием массированной помощи международного еврейства всем революционным партиям, деятельность которых привела к свержению монархии. Число же еврейских жертв в тех погромах (несколько сот человек) ничтожно по сравнению с числом жертв еврейских погромов в Западной Европе. И уж, конечно, эти цифры меркнут в сравнении с масштабом жидовского антирусского террора в России, последовавшего после революции.