Некрополь Херсонеса Таврического ныне представляет собой грустное зрелище. Исследованные ранее склепы открыты, некоторые завалены мусором, входы заросли травой.
Да что говорить, если в одном из них ещё недавно обитали бомжи… К счастью, с последними, в отличие от «чёрных археологов», удалось справиться — недавно здесь появился охранник-энтузиаст, поселившийся в сторожке. Его мы не застали, поэтому сразу (так сказать, без разрешения) направились к самым древним в Крыму гробницам христиан.
А вот и они. Ветхий заборчик частного двора, в нескольких метрах от которого четыре узких входа в подземелье, возле них — закладные камни (по-нашему говоря, двери) и путь к почти двухтысячелетнему хранилищу истории нашего полуострова. Но, даже пробравшись внутрь, мы не смогли её разглядеть: темно, вспышки фотоаппарата высветили только ниши в стенах по периметру небольшого помещения (два на два метра, высота — полтора метра).
Два других склепа ныне вообще недоступны. Их, после того как поработали археологи, на время закрыли и засыпали грунтом. Таковы меры предосторожности. Причём они даже не от «чёрных археологов», которые успели побывать тут ещё до учёных. Хватает людей, лишённых совести и чувства уважения к своей истории, которые могут просто так, даже не в целях наживы, разломать то, что было сделано семнадцать столетий назад. Между прочим, речь идёт о самых древних материальных свидетельствах существования христианства на территории полуострова. Датируются они серединой IV века нашей эры — то есть были оборудованы более чем за полтысячелетия до того, как в Херсонесе принял христианскую веру киевский князь Владимир, крестивший Русь.
— Сведения о грабительских раскопках в Херсонесском некрополе у загородного храма поступали с 2003 года. Но из-за финансовых и организационных трудностей охранные исследования мы провели только этим летом, — рассказывает заведующий отделом музеификации Национального заповедника «Херсонес Таврический» Евгений Туровский. — Сделанные открытия трудно переоценить. В двух склепах на стенах нанесена христианская символика.
Разговор с Евгением Яковлевичем продолжился в его кабинете. Показывая на мониторе компьютера снимки рисунков, сделанных в открытых склепах, он объясняет их значение.
— В двух погребальных камерах поверхность стен и потолков оштукатурена, в одной — живописная роспись с христианской символикой, в другой — огромное количество граффити по сырой штукатурке. Из самого интересного — монограмма Христа, называемая ещё «константиновским крестом», состоящая из букв Х и Р и похожая на гвоздику (отсюда и ещё одно название — «константиновские цветики»). Они — однозначное указание на то, что склеп принадлежал именно христианину. В подтверждение — эпитафия, которую московский филолог Андрей Виноградов перевёл как «Аристон, будь незабвен, и душа твоя с праведными». Кстати, захороненный в том склепе Аристон причислен к лику праведных.
Известны имена ещё двух человек, останки которых покоились в Херсонесском некрополе. Это «Димитрий, сын Саттона из Гераклеи, скончавшийся 28 числа в воскресенье» и «Ахилит, сын Николая». В их христианском вероисповедании учёные не сомневаются: на штукатурке в гробницах нанесены кресты, монограммы Христа, корабли (символ веры и правильного пути). Также из надписей в гробнице мы можем узнать о происхождении одного захороненного в ней херсонесца из Гераклеи Понтийской, города-метрополии, откуда родом все первые жители русской Трои, как позже западные журналисты назвали преемника Херсонеса — Севастополь.
Пока не удалось определить, сколько людей было захоронено в шести склепах. И дело не в том, что в некоторые из них умерших хоронили на протяжении нескольких веков.
По словам археологов, гробницы за свою многовековую историю подвергались разграблению минимум по четыре раза: во время летних раскопок из склепов пришлось поднять тонны грунта, кости в котором были вперемешку. Сейчас определением их принадлежности, пола и возраста занимается антрополог. После его заключения учёные отдадут умершим должное — похоронят в одном из склепов и «законсервируют» его. Пока же известно, что в каждой из гробниц было не менее шести умерших.
Возможно, вы зададитесь вопросом: почему учёные решили, что гробницы относятся именно к середине IV века нашей эры? Евгений Туровский, не вдаваясь в подробности, сказал: «Археология как наука существует уже 250 лет, и у нас есть методы и возможности определения возраста находок». Но мы всё-таки поинтересовались, как это делается.
Кроме христианской живописи (например, те же «константиновки» датируются совершенно чётко — середина IV века), в склепах обнаружили монеты, пряжки, изделия из стекла и глины и даже перстень с руническими символами, значение которых ещё предстоит разгадать. Они, чудом оставшиеся после посещения гробниц охотниками за ценностями (последние — наши современники, орудовали уже металлоискателями), и помогли определить точный возраст гробниц. Например, найденные монеты чеканились во время правления римских императоров Констанция Второго и Аркадия, завершившегося в 408 году нашей эры. А так как в обороте тогда были монеты только с изображением действующего императора, то и в гробницы клали именно их.
— Для христианства это очень ранний памятник. Вообще же самые ранние, известные мировой истории, относятся к третьему веку — это знаменитые римские катакомбы. А вот склепов, подобных найденным в Херсонесе, в мире единицы: в Палестине, Греции и Болгарии. И это всё, — сказал Евгений Туровский.
Учёный признался: «Основные выводы уже сделаны, и теперь очень важна работа по сохранению обнаруженных склепов. Поскольку пока они остаются безнадзорными, могут быть в любой момент разрушены».
Единственный выход — сделать некрополь Херсонеса Таврического частью заповедника и экспозиции и вместе с загородным храмом взять под охрану. Помимо сохранения исторического наследия Крыма, можно будет ещё открыть гробницы и для экскурсий, и для паломников.
Сергей Мальнев, «Крымская Правда»