Каждый год Николай II с семьей покидали свою северную резиденцию в Царском Селе, отправляясь в своеобразный отпуск. Значительную часть времени они проводили, плавая в Финляндских шхерах на любимой яхте «Штандарт». Здесь жизнь отличалась простотой и беззаботностью. Каждый день съезжали на берег, гуляли по лесу, лазили на скалы, собирали бруснику и чернику, грибы, исследовали тропинки. Не забывали заниматься спортом. Император Николай II любил греблю на байдарке.
С 1898 года Ники и Алике возобновили традиционный отдых русских императоров в Крыму. Несмотря на семилетний перерыв, с 1902 по 1909 год, этот берег Черного моря неизменно оставался любимым местопребыванием августейшей семьи. Поездка на юг проходила в несколько этапов. До Севастополя добирались по железной дороге на императорском поезде, состоявшем из вагонов Их Императорских Величеств, великого князя наследника-цесаревича Алексея Николаевича, великих княжон и свитского вагона. На Царской пристани около императорского павильона для встречи выстраивался почетный караул, сухопутное и морское начальство. Южная севастопольская бухта со стоявшим на рейде Черноморским флотом, суда которого были расцвечены флагами, представляла величественную картину. Затем августейшая семья переезжала на яхту «Штандарт», на ней добиралась до Ялты. Здесь, сопровождаемые восторженными приветствиями горожан, расположившихся вдоль набережной, они в парной коляске отправлялись в свою резиденцию. Вся дорога от Александровского до Ливадийского дворца занимала без малого три дня.
Замечательный климат Крыма, запахи цветов, фрукты и краски юга располагали к спокойному отдыху в семейном кругу.
Днем Николай играл в теннис с приближенными и великими княжнами. В качестве партнеров часто приглашались по очереди офицеры со «Штандарта» и казаки. Император был неутомим в пеших прогулках. Он осваивал все новые и новые тропинки: от ущелья Уч-Кош до соединения с Узень-башской тропой, а по ней наверх на Яйлу; в другой раз на гору Авинда и оттуда напрямик через ущелье вниз и вверх по Гурзуфскому седлу на вершину Роман-Кош, самую высокую точку всей Яйлы. «Вид чудесный на все стороны, — восхищался Николай в своем дневнике. — Погода была идеальная и тихая. Спустились по хорошей тропинке к новой дороге, где ожидали моторы». Езда в автомобиле по окрестностям Ливадии, по горным дорогам — новшество, которое очень быстро покорило Николая и членов его семьи. Императорский автомобильный парк состоял из нескольких машин: среди них открытый «Делоне-Бельвиль». Новый вид транспорта позволял в кратчайший срок добраться до имения «Кучук-Ламбата» или на Бешуйскую дачу, а также отправляться в длительные путешествия. В течение нескольких лет проводились «автомобильные пробеги» в имение Ф. Э. Фальц-Фейна «Аскания-Нова», в Козьмодемьянский монастырь, отреставрированный Ханский дворец в Бахчисарае, по местам боев времен Крымской войны, а также к местам археологических раскопок, на горные вершины. В этих путешествиях Николая сопровождали дочери и, если гостила в Ливадии, сестра Ольга.
Последний раз Романовы отдыхали в Ливадии весной 1914 года. Они приехали на непродолжительный срок. Уже через неделю, 12 июля, уехали и не знали, что это последняя встреча с этим чудесным местом, где душа обретала спокойствие и умиротворение. 1 августа началась Первая мировая война…
Родина. Сентябрь 2001. – С. 108.