Чуфут-Кале (далее город, для краткости) самый посещаемый туристами «пещерный город». До средины 19 века жили в этом городе караимы. Лучше других средневековых селений был изучен историками этот город, и казалось, что особых открытий здесь не предвидится. Город был довольно мощной крепостью, один только недостаток, воду приходилось завозить из дальних источников. Последние обитатели города караимы впрочем, рассказывали, что в городе был большой колодец, с вырубленным в скале огромным подземным проходом. Назывался этот колодец Сокур (темный), или Тик-Кую (крутой колодец). Все эти рассказы были напоминали легенды про старых крепости, поэтому никто не утруждал себя поисками.
В 1988 группа энтузиастов во главе с геологом и спелеологом Ю.И.Шутовым взялась проверить достоверность легенды. После непродолжительного осмотра местности обратили внимание на впадину под обрывом, напротив Пенджере-Исар (стены с окном), и расчистив ее, обнаружили большое круглое устье колодца вырубленного в скале. Колодец был засыпан грунтом. Очистка колодца превратилась в многолетний труд по извлечению сотен тонн камней и глины. Благодаря предприятию центра спелеотуризма удалось довершить до конца эту работу. Через 3 года упорного труда, было сделано открытие, на глубине 25 м обнаружили вход в боковую галерею, протяженность которой достигала сотни метров. Нашли и раскопали вход в нее с противоположной стороны, возле Южных ворот города. Место, где сходились ствол и галерея, еще не было дном колодца, далее начинался винтообразный спуск. Еще потребовалось извлекать грунт из колодца, и вот, на глубине в полсотни метров от поверхности раскопали обширный резервуар, которым заканчивался колодец. Колодец неподходящее название для этого огромного и сложного сооружения вырубленного в известняковой скале и не имеющего себе равных во всем Крыму. Это стало действительно открытием века. Как ни странно эта сенсационная находка не вызвала должного интереса ни в средствах массовой информации, ни в научных кругах. Похоже, археологи отстранились от дела начатого не ими. И копать там было не интересно, в мешанине глины и камней без всякой стратификации. И на дне колодца не нашлось документов, которые могли бы изучать историки. Вдобавок сам колодец никак не вписывался в устоявшиеся представления об истории Чуфут-Кале и Крыма заодно. Только различные «специалисты и знатоки сакрального» излагают свои фантазии. Впрочем, литературным творчеством заниматься никому не воспрещается.
С 2005 года колодец оборудован и открыт для осмотра. У посетителей остается огромное впечатление от увиденного, но нет возможности узнать что-нибудь об его истории. И я там был, простой любитель воскресных прогулок. Как-то возникло желание высказать свои предположения об этом сооружении на основе здравого смысла и собственных представлений об истории Крыма. Рассказы об особом культовом предназначении Тик-Кую сразу отодвигаю в сторону. Это действительно гигантское и сложное сооружение было создано только с целью обеспечения города водой. Вот уж поистине, когда воды нет, она становится дороже золота и все затраты на получение воды оправдаются. Становится понятным еще одно караимское название этого сооружения Алтын-Мердвень «Золотая лестница». Когда было создано это сооружение, вопрос непростой. Раньше основания здесь города не мог здесь и появиться колодец. Сооружался колодец вероятно поэтапно, в соответствии с развитием города, и исчез когда стал не нужен.
Из истории известно, что в YI веке, при императоре Юстиниане Великом было сооружено огромное количество крепостей по границам империи. В Таврике тогда тоже были возведены «длинные стены», сейчас считается, что это был ряд укреплений возведенные на платообразных вершинах крымских гор. Такое укрепление в виде стены поперек горного отрога появилось на месте Чуфут-Кале. За стеной, вероятно, как и на других укреплениях была построена базилика для приобщения варваров к истинной вере, а города как такового еще не было, это было действительно укрытие от вражеских набегов. Постепенно при этом укреплении стало складываться селение, обитатели которого предпочитали строить свои жилища не на плато продуваемого всеми ветрами, а под обрывами на южном склоне. Действительно место неплохое, сверху прикрыто стеной, для большей безопасности еще одну стену поставили вдоль склона, примыкнув её края к обрывам. Оставалось только решить проблему водоснабжения. Природных источников, как на Мангупе здесь не было, прокладывать трубопроводы тоже было неоткуда. Оставалось только прорубать в скале колодец до водоносного слоя. Это было и сделано, возможно, в YII веке, когда сложилось на этом месте укрепленное селение. Прошло несколько веков. С X века в горном Крыму наблюдался экономический и культурный подъем, тогда селения при укреплениях стали превращаться в настоящие города. XII, XIII века стали временем расцвета этих городов. Вот и в этом разросшемся городе снова возникла проблема водоснабжения, существовавший колодец уже не соответствовал потребностям. Тогда и были предприняты меры для строительства нового сооружения в виде туннеля к водоносному слою и у города конечно имелись для этого средства. Вероятно в этот же период был вырублен большой колодец в виде многомаршевой лестницы на Эски-Кермене. Это действительно сложные сооружения, которые могли создавать только настоящие профессионалы. В средневековье существовали различные корпорации строителей возводивших крепостные стены, храмы, специалистов по вырубке в горных породах шахт и колодцев. Осуществляли они свои работы в различных странах, за соответствующую плату. Крым находившийся в политическом и культурном пространстве Византии издавна пользовался услугами малоазиатских мастеров. Там было много специалистов «маркшейдеров», в Капподокии существовали самые настоящие города, вырубленные в скалах. Вероятно, оттуда и прибывали специалисты по скальным вырубкам в Крым. Главное было бы, чем платить, а специалисты найдутся.
Работы были предприняты действительно грандиозные. Прорублен стометровый наклонный туннель, со ступенями на полу, до уровня водоносного слоя, заканчивался он водосборными ваннами, расположенными возле ствола колодца. Бурдюки с водой на верх по туннелю можно было доставлять на ослах. Возможно вскоре заметили, что воды в ванны поступает недостаточно, тогда решили углубить ствол колодца до нового водоносного слоя, который был обнаружен через 20м вертикальной проходки. Для удобного спуска к водосборному бассейну, вдоль ствола вырубили винтовую лестницу. Появилась возможность воду из бассейна наверх поднимать по стволу колодца с помощью ворота. Это гидротехническое сооружение сотню-другую лет обеспечивало город и крепость водой, но водоносные слои в известняках дело ненадежное. Возможно, в следствии очередного землетрясения вода ушла по трещинам еще глубже, и к XY веку в колодце не стало воды.
В XIII веке Крымом завладели татары. В XIY веке город оказался в подчинении татарских беев Яшлау. В городе стали селиться татары и верные им караимы. В связи с исламизацией Орды, тогда притеснялось христианское население. Древняя базилика была разобрана, вместо нее построили в городе мечеть. О крепостных стенах не заботились. Лучшей защитой татары считали свои войска. Город татары стали называть Кырк-Ор (Сорок рвов) В этом не совсем понятном названии отразилась одно из названий горного Крыма. Понимать это нужно, как страна многочисленных укрепленных селений. Побывавший в Крыму, в XIII веке, Вильгельм де Рубрук сообщал что там, в горах находится 40 замков.
В начале XY века Орда стала разваливаться. В Крымском улусе избрали своего хана Хаджи-Гирея. Времена были тяжелые, непрекращающаяся вражда между чингизидами. Вот Гирей и выбрал для своей резиденции старую крепость Кырк-Ор. Из города выгнали остатки христианского населения. Перестроили систему укреплений. Тогда и исчез нижний квартал. Камни от его домов и стены пошли на строительство верхнего города. Колодец Тик-Кую потерявший из-за отсутствия воды практическое значение был заброшен. Только предприимчивые караимы водили туда на экскурсию любопытных гостей города. Об этом и напоминают несколько караимских автографов на потолке галереи, сделанные с помощью копоти свечей. И среди них есть две латинские надписи «Зоя и Мария». Возможно, это были жены генуэзских послов. Но такое огромное подземное помещении, перед стенами крепости, где могли бы укрываться от обстрелов враги, долго существовать не могло. Возможно в средине XY века, Менгли-Гирей приказал засыпать колодец. На засыпку и ушли последние остатки камней и мусора от нижнего квартала. О том, что был нижний город, напоминают остатки пещерных помещений под обрывами, следы подтесок на скале, и обнаруженное при раскопках основание башни над входом в туннель. Уточнить очертания этого города могли бы археологические исследования на этом месте. При раскопках входного рва в туннель нашли горшок с кладом, состоявшим из полутора тысяч золотых и серебренных монет. Если верны приводимые в статьях об этом кладе данные, что монеты были конца XIY-начала XY веков. Тогда и верно предположение, что колодец засыпали в средине XY века. По какой-то причине, один из обитателей города закопал свое сокровище за воротами, в единственном пригодном на голой скале месте, в свежей засыпке рва.
В XIY веке в Крыму настали спокойные времена. Ханы построили для себя новую резиденцию, дворец Бахчи-Сарай. Крепость была отдана под присмотр караимам, и с того времени татары стали называть этот город Чуфут-Кале (Жидовская крепость). Но у города когда-то было и первоначальное название. Это интересный вопрос, на который нет пока ответа.
Из древних письменных источников известно, что по соседству с Херсоном находился город Фулы. В IX веке посещал это место Константин Философ, создатель азбуки для славян. С X века существовала Фульская епархия. Такие проницательные ученые- историки, как И. Тунманн, П. Кеппен, А. Бертье-Делагард, А. Васильев считали, что Фулы было изначальным названием Чуфут-Кале. Другие же размещали Фулы на пространствах от Инкермана до Коктебеля.
Факт, что Фулы стали центром отдельной епархии, свидетельствует о значительности этого селения, и оно не могло находиться непосредственно в пределах других епархий, Херсонской, Готской, Сурожской. Такой отдельной территорией в средневековье и было Кыркёрское княжество. Факт, что этот город был большим и значительным для своего времени свидетельствует обнаружение уникального гидротехнического сооружения Тик-Кую. Так что, несомненно, Фулы есть изначальное название, этого города, в последствии названного Чуфут-Кале.
Есть и объяснение значения названия фулы. Академик, лингвист О.Трубачев видит в нем сарматизированную форму таврского слова пулы. В индо-арийском языке, родственным которому был и таврский язык пулы означает город. От себя добавлю о возможном заимствовании таврами или сарматами греческого слова полис, имеющего тот же корень. Это еще раз подчеркивает размеры и значение селения получившего простонародное название Город, или Фулы. Подобным образом, от выражения «в город» возникла название Стамбул, сменившее имя города Константинополь.
Есть еще древний город Крыма, кстати один из претендентов называться Фулами, первоначальное название которого неизвестно, это Эски-Кермен (Старый город). Существует интересный документ Х века, это письмо хазарского кагана Иосифа, в котором перечисляется ряд узнаваемых названий крымских селений некогда зависимых от хазар. В этом списке вслед за Мангупом стоит какой-то Кут. Кут реликтовое индоарийское слово, возможно из таврского языка, и означает понятия: плетень, укрепление, крепость. Вот слово крепость самое подходящее название для Эски-Кермена. Потому что здесь, на скале, в начале YII века была построена настоящая византийская крепость с мощными стенами. Как-то совсем обходят вниманием сообщение Ш.Монтондона, что татары развалины на Эски-Кермене называют Куттелеями. Вот эти Куттелеи наверное и произошли от первоначальное название Кут-Эли. Где эли, слово готского происхождения, означает скала. И это неудивительно, обитали здесь готы и ассимилированные ими потомки тавро-скифов. Кут-Эли, крепость на скале или скальная крепость, самое подходящее название было для этого города.