Топ-5 заброшенных секретных объектов Крыма: ядерный арсенал, лунодром и атомная электростанция

Топ-5 заброшенных секретных объектов Крыма: ядерный арсенал, лунодром и атомная электростанция
Отсюда управляли луноходом. Фото: urban3p.ru

Отправляемся в путешествие по местам бывшего величия СССР.

В советские времена зевак сюда не подпустили бы и на пушечный выстрел, а сейчас некогда секретные объекты может посетить любой турист.

Объект 76

Оружие третьей мировой войны – первые атомные бомбы, здесь собирали вручную. Единственным средством защиты был спирт и… белые перчатки. Так и рождались на свет “шарики”, способные растереть человечество в порошок. Хранилище ядерного арсенала в урочище Кизилташ под Судаком на Южном берегу Крыма до сих пор несет на себе отпечаток грифа “Совершенно секретно”.

Подъезд к секретному объекту Фото: milzone.at.ua

“Предприятие почтовый индекс 105”, “Феодосия-13”. Так многие годы называли на сухом языке военный объект, расположенный всего минутах в двадцати езды от Судака. Во времена СССР простому смертному проехать сюда можно было лишь при наличии визированного военным ведомством заветного пропуска. О неукоснительном соблюдении правил предупреждали дорожные знаки, за этим следила не одна пара вооруженных глаз. Ныне о прошлом напоминают покосившиеся остовы контрольно-пропускных пунктов да свернувшиеся в клубок, словно ядовитые змеи, куски колючей проволоки.

Вход Фото: milzone.at.ua

Секретность была своеобразной. С одной стороны, название Краснокаменка можно было отыскать на топографических картах. С другой – до сих пор маршрутки, приходящие из Феодосии, конечным пунктом назначения называют “Урочище”. Прописка у жителей поселка тоже была секретной. В паспорте могло значиться  “Феодосия-13”.

Вентиляция законсервирована Фото: milzone.at.ua

В 1951 году СССР и США стали на путь ядерной гонки. Военные понимали: атомную бомбу в чемодан не засунешь. Для хранения “игрушек” требовались особые условия.

Зловещие коридоры Фото: milzone.at.ua

Говорят, “666” – число дьявола. Несмотря на “дьявольскую начинку”, объект носит название “трех семерок”. 7-а, 7-б, 7-в и центральная – так именовали пронзившие гору подземные штольни. Центральный тоннель-“подкова” в сердце скалы тянется почти на два километра. По расчетам специалистов, скала способна выдержать прямое попадание ядерной бомбы. При этом система энергообеспечения устроена так, чтобы “выжить” после ядерного взрыва.

Территория хранилища Фото: milzone.at.ua

Если основная подстанция может быть стерта в порошок, то уж резервная, находящаяся вне зоны взрыва, обеспечит функционирование объекта. Причем среди военных были люди с романтическим складом ума. “Девичья грудь”, “Космос” – топографические обозначения участков местности на ядерном объекте придумал полковник Алексей Кольцов.

Как добраться:

База находится в урочище Кизилташ под Судаком на Южном берегу Крыма.

Щелкинская атомная электростанция

Энергоблок Фото: http://aquatek-filips.livejournal.com/

Читайте также: Сталкеромания в Крыму: фотопрогулка по заброшенной Щелкинской атомной электростанции 

Крымскую АЭС начали строить в 1975-м году. По проекту, она должна была обеспечивать электроэнергией весь Крым. В 1984-м ее даже объявили Всесоюзной комсомольской стройкой. В самый разгар строительства в день осваивалось по два  эшелона стройматериалов.

Повсюду битый кирпич и крошки бетона. На заднем плане – первый энергоблок и инженерный корпус Фото:http://aquatek-filips.livejournal.com/

Сейчас этот заброшенный объект занесен в Книгу Рекордов Гиннеса как самый дорогой атомный реактор в мире. Который, впрочем, так и остался непостроенным.Но в 1987 году, когда готовность станции составляла около 80 процентов, строительство решили заморозить. Главные причины такого решения – катастрофа на Чернобыльской АЭС и неблагоприятная экономическая ситуация в СССР.

Транспортный коридор энергоблока Фото: http://aquatek-filips.livejournal.com/

Как добраться:

На данный момент станцию активно демонтируют, и через несколько лет от нее уже ничего не останется.

Станция находится на берегу солёного Акташского водохранилища, рядом с Щелкино.

GPS: N 45 23.0900 E 35 47.1240

Лунодром

Антенна-тарелка Фото: http://urban3p.ru

В Симферопольском районе в эпоху покорения космоса располагался настоящий лунодром, причем — единственный в СССР. Это место выбрал главный конструктор ракетно-космических систем СССР Сергей Королев.

В 1962 году Никита Хрущев провел из командного пункта в Школьном первый сеанс радиосвязи с космонавтами — Поповичем и Беляевым.

Между руинами зданий легко можно заметить небольшой холм, а вокруг него — круглые кратеры. Сейчас земля здесь заросла сорняками, а в 70-х годах это место имитировало лунную поверхность. На специально отведенном участке испытывали луноходы и даже марсоходы.

Космическое прошлое Фото: http://urban3p.ru

7 ноября 1970 года “Луноход-1” был отправлен к месту работы — за 400 тысяч километров. Управление аппаратом осуществлялось из Школьного при помощи огромной антенны-тарелки. За год работы “Луноход-1” преодолел расстояние в 10 километров и передал на Землю более 25 тысяч снимков.

После развала Советского Союза все программы свернули, в том числе и по изучению Марса. А гарнизон потихоньку стал приходить в запустение. Последний солдат уволился из части в 1999 году.

С помощью этой антенны управляли луноходом Фото: http://suntime.com.ua

Как добраться:

По трассе Симферополь — Евпатория, на 19-м километре сверните налево по указателю “Школьное”. Доехав до центра поселка, вы увидите обелиск с антенной, установленный в честь космической базы. От него следует свернуть направо — эта дорога приведет вас прямо на территорию некогда сверхсекретного объекта космических войск СССР.

Форт Тотлебен (Крепость Керчь)

Крепость “Керчь” Фото: http://suntime.com.ua

Крепость строилась под руководством выдающегося русского инженера, основоположника русской фортификационной школы Эдуарда Ивановича Тотлебена. В ней он претворил передовые идеи своего времени, проверенные боевым опытом. Укрепления строились после Крымской войны в течение 20 лет — с 1857 по 1877 года.

Крепость “Керчь” должна была стать единственной опорой Российской империи на Черном море. Укрепления располагались таким образом, что все суда, входящие в Азовское море, непременно попадали под огонь береговых батарей. Они состояли из центрального форта, который был возведен на высоте и по сторонам которого располагались два укрепления — Минский и Виленский люнеты.

Вход Фото: http://suntime.com.ua

Система укреплений была смешанной: бастионная и капонирная. Рвы частично высечены в скале. Керченская крепость более всех пунктов Крымского полуострова была способна к продолжительной и упорной обороне, поэтому Тотлебен высказал убеждение, что по окончании всех строительных работ “Керчь” станет лучшей из существующих крепостей.

Здесь размещались и настоящие казематы с камерами пыток, и дисциплинарный батальон. Долгое время в крепости располагались склады стратегического оружия Черноморского флота.

Войны и потрясения обошли стороной этот памятник фортификационной архитектуры. В крепости, несмотря на подрывы и бомбежки зданий во время Великой Отечественной войны, большая часть подземных и наземных казематов и сооружений сохранились.

Теперь здесь пусто Фото: http://suntime.com.ua

Здесь можно осмотреть различные объекты и территории, представляющие историко-архитектурную ценность. Это крепостной ров, длиной 3 километра, глубиной в 5 метров и шириной около 15-ти. Сохранились 10 капониров, погреба для хранения боеприпасов. Потайные подземные переходы, соединяющие батареи и капониры с казармами и пороховыми погребами, — потерны.

Схема крепости Фото: http://suntime.com.ua

В наиболее длинном подземном тоннеле, протяженностью более 600 метров, который соединяет форт Тотлебен с береговыми батареями, большая часть доступна для осмотра. Неплохо сохранились контрминные галереи — заранее прорытые тоннели для ведения подземной минной войны. Их около 80, общей длиной более 1, 6 километров.

Заброшенные здания Фото: http://urban3p.ru

Как добраться:

Крепость “Керчь”, или форт “Тотлебен”, находится на мысе Ак-Бурун, между центром Керчи и поселком Аршинцево.

Ядерная авиабаза

Вид на аэродром Фото: http://suntime.com.ua

Все, что осталось от некогда оживленного аэродрома на Керченском полуострове близ озера Чокрак, — это взлетно-посадочная полоса длиной 3,5 километра и шириной около 100 метров, сделанная из прочнейших железобетонных плит, и несколько полуразрушенных зданий с выбитыми окнами, ангаров и наблюдательных вышек. Пожалуй, и сейчас на полосу вполне может приземлиться любой современный самолет, ведь прокладывалась она еще и как запасная под посадку “Бурана”.

Когда-то здесь стояли самолеты Фото: http://suntime.com.ua

В 1947 году, в соответствии с постановлением Советa министров СССР, в поселке Багерово началось строительство военной авиабазы ВВС “с целью авиационного обеспечения проведения воздушных ядерных испытаний и отработки технических средств доставки ядерных зарядов”. Сроки формирования 71-го полигона были приурочены к лету 1949 года, первому испытанию ядерного заряда на Семипалатинском полигоне, в котором “багеровский” аэродром непосредственно участвовал.

В состав полигона входили три авиационных полка: 35-й отдельный смешанный бомбардировочный, 513-й истребительный и 647-й смешанный специального обеспечения. Но уже в начале 70-х годов полигон прекратил свое существование после того, как Советский Союз подписал международное соглашение о запрещении испытаний ядерного оружия.

А здесь координировали работу пилотов Фото: http://suntime.com.ua

Как добраться:

По трассе Симферополь — Феодосия, поверните налево в сторону Багерово. Из центра поселка следует ехать по дороге на запад и по главной повернуть на север. Если вы оказались на дороге из бетонных плит, значит, вы на верном пути.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий