Торпедные катера типа Г-5 были разработаны в 1928-1929 годах, в рамках советской военной доктрины, которая предполагала на море охрану своих берегов и атаку вражеских эскадр легкими силами флота.
Они были предназначены для нападения на корабли врага и поражения их торпедами. Катера типа Г-5 имели большую, чем у иностранных судов того же вида скорость, но гораздо худшую мореходность и меньший радиус действия, так как предназначались для плаваний во внутренних морях СССР: Черном и Балтийском.
Строительство и эксплуатация в мирное время
Первый катер был введен в строй в конце 1929 года. В 1933 на испытаниях он развил скорость в 63,5 узла, но серийные образцы разгонялись только до 51 узла. Корабль ходил по морям по принципу глиссирования и буквально выпрыгивал из воды.
Всего с 1929 по 1944 годы было построено около 300 катеров типа Г-5. Первое время на кораблях часто ломались отечественные двигатели, но позже техники научились их правильно обслуживать и вылечили детские болезни.
Характеристики
Водоизмещение корабля – 15 тонн.
Вооружение катера составляли 2 торпеды калибра 533 мм, размещенные в аппаратах на корме, а также 1 пулемет ДШК и(или) 2 пулемета ДА.
В экипаж корабля входили 6 человек.
Скорость 48-52 узла, в зависимости от нагрузки.
Участие в боевых действиях
Впервые катера приняли участие в боевых действиях во время гражданской войны в Испании, но ничем за границей не отличились. Во время Великой Отечественной Войны глиссеры только раз атаковали крупные суда неприятеля. Основными задачами катеров типа Г-5 была доставка диверсионных групп на оккупированный врагом берег, а также высадка, снабжение и эвакуация войск.
В последней роли очень активно они применялись во время осады Севастополя. Именно торпедные катера забирали последних защитников морской крепости, которые выплывали в море на самодельных плотах и лодках.
Одной из боевых задач катеров во время войны стало обезвреживание минных полей. Глиссеры были сделаны из дюралюминия и могли свободно проходить над магнитными минами, а над акустическими они «пролетали» на максимальной скорости, и подрывы «адских машин» происходили позади корабля.
Интересные факты
На первых катерах стоял итальянский мотор фирмы «Изотта-Фраскини». Только через несколько лет после начала строительства, советская промышленность смогла изготовить мощные и легкие двигатели.
Из числа экипажей катеров типа Г-5 более двух десятков человек были удостоены звания Герой Советского Союза.
Где можно увидеть Г-5?
Торпедные катера установлены в качестве памятников на Украине (в Очакове), в России (Балтийске и Севастополе) и в Латвии (в Даугавгриве).