Во все времена красавицы готовы были потратить любые средства на то, чтобы угнаться за модой.
Мы живем во времена, когда вечная женская мечта о превращении дурнушки в писаную красавицу ограничивается всего-навсего количеством денег на необходимые преобразования. Впрочем, те, кому не по нраву (или не по карману) пластические операции, находят другие способы усилить свои позиции: косметика, накладные волосы, искусственные ресницы и ногти творят чудеса. Поэтому, наверное, женские журналы не рекомендуют записным красавицам показываться кандидатам в женихи в натуральном виде: те могут не пережить крушения идеала. А вот у наших прапрабабушек возможностей было куда меньше. Да и многие новшества общество не приветствовало.
Душа и богатый внутренний мир – это, конечно, замечательно, но во все времена мужчины обращали внимание на фигуру. Сто лет назад идеалом красоты считалась женщина с хорошо выраженными формами: стройными считались дамы, носившие, в пересчете на нынешние мерки, 48-й размер одежды. Хотя законодатели мод уже подкапывались под этот идеал. Знаменитый парижский модельер Поль Пуаре не единожды становился героем газетных карикатур из-за того, что отказывался принимать заказы дам, имеющих “бюст и формы и соглашавшегося одевать только тех, кто походит на тонкую спаржу”. Тем не менее забота о сохранении фигуры была головной болью многих излишне фигуристых дам.
“Вниманию полных дам. На последнем заседании берлинского медицинского общества доктор Нагельшмит сделал интересный доклад о своих давших хорошие результаты опытах лечения полноты электричеством и демонстрировал специально для этого сконструированный им аппарат с переменным током”, – сообщала в декабре 1912 года “Московская газета”. Доктора быстро осознали, что страдающие от излишнего веса толстяки – это просто золотая жила. В моду вошли специальные гимнастические аппараты, волшебные зелья, отбивающие аппетит. Шарлатаны мучили пациентов, питая их исключительно водой и соками, врачи посылали в санатории и на воды. В Крыму таких страдальцев принимали многие заведения. Например, “Приморская санатория” в Евпатории. “Стол в санатории диетическо-лечебный, не похожий на французскую кухню с ее пряностями. В зависимости от болезни назначается стол нормальный, вегетарианский, диетный, для тучных и для диабетиков”, – информировал знаменитый путеводитель Григория Москвича.
Если просмотреть рекламные объявления того времени, то можно увидеть: примерно пятая их часть адресована тем, кто пытается усовершенствовать природные данные. “Получена от одной из берлинских фабрик партия шелковых волос. Мода последних двух лет на ношение дамами всевозможных куафюр, кос, наколок и буклей из фальшивых волос породила и это новое изобретение парикмахерского дела. Шелковые волосы, приготовленные целиком из шелка, отличаются безусловной гигиеничностью, отсутствием опасности какого-либо заражения и возможностью их мыть горячей водой”, – оповещали торговцы тех, кто мечтал о пышной прическе. Кремы от веснушек, всевозможные средства для возвращения коже упругости, фальшивые бюсты и юбки со специальными подушечками сзади (для придания формам аппетитного вида). Нравы в те времена были патриархальными, чаще всего мужчины могли увидеть законную супругу дезабилье лишь после свадьбы. И бывало, разочаровывались. В 1900 году в “Одесском листке” один из корреспондентов, скрывшийся за инициалами С.В., писал, что знает одного помещика из Таврической губернии, который женился на обладательнице прекрасных форм, но пышная грудь и прочее оказались накладными.
Одни средства красоты работали, другие оказывались бесполезными, к третьим лучше было не прикасаться. В 1901 году в Симферополе разбиралось дело крестьянки Олимпиады Жученко: та благодаря сарафанному радио бойко торговала настойками, которые должны были вернуть молодость. После того как одна клиентка чуть не отдала Богу душу, переусердствовав со средством, основательницей “индустрии красоты”, готовившей продукцию на дому, заинтересовалась полиция. Оказалось, ни рецептуры, ни средств по разным показаниям не существовало: одним доставался толченый мел, растворенный в воде, другим отвары трав, а пострадавшей был выдан пузырек с водкой, настоянной на листьях табака.
А вот последний (100 лет назад) парижский шик, который кого-то пленил, а кого-то пугал, – розовые… зубы – до Крыма так и не дошел. “Современная парижанка не довольствуется уже одними крашеными волосами. Она стала красить и… зубы, последнее слово экстравагантной моды – розовые зубы, – писала “Московская газета” в 1912 году. – На помощь моде пришли дантисты, и многие из них зарабатывают хорошие деньги окраской зубов клиенток в розовый цвет, вернее, придачей им розового оттенка”. Лишь, пожалуй, в Петербурге встречались модницы, привезшие из-за границы эдакую красоту. Мечты у крымских красавиц были куда скромнее: зубы, выглядевшие, как здоровые. Во времена, когда кресло врача больше напоминало пыточные приспособления, храбрости этих женщин можно было позавидовать.