Самолет- снаряд

загруженное (8)

  1. В 1985 году наэкраны советских кинотеатров вышел знаменитый боевик режиссера Михаила Туманишвили Одиночное плавание. В фильме группа морпехов воглаве смайором Шатохиным захватывает американскую подземную ракетную базу, расположенную где-то толи вТихом, толи вИндийском океане. Многие сразу увидели, что роль острова играла Царская бухта недалеко отНового Света, роль советского корабля БПК Очаков. Ногде режиссер нашел подземную ракетную базу, для подавляющего большинства зрителей было загадкой.

А может, это был грандиозный макет. Нет, это была настоящая сверхсекретная ракетная база Объект 100, расположенная вКрыму под Балаклавой. История ее создания очень интересна, адокументы оее сооружении имели гриф совсекретно иособой важности. Даже командование ВМФ СССР узнало осоздании первых противокорабельных крылатых ракет или, как они унас назывались до1959года, самолетов-снарядов, уже когда работы над ними близились кконцу.

Первые отечественные противокорабельные самолеты-снаряды Комета создавались под патронажем самого Лаврентия Берии. Работы над самолетом-снарядом Комета велись вСпециальном бюро 1НКВД. Начальником иглавным конструктором был назначен доктор технических наук Павел Николаевич Куксенко, аего заместителем 23-летний выпускник Ленинградской военной академии связи Серго Лаврентьевич Берия. В 1946году Серго окончил Военную академию связи им.

Буденного исотличием защитил диплом, который посвоей сути был проектом будущего ракетного комплекса Комета. Бесспорно, что проект базировался нанемецких разработках, новСССР таких систем еще никто не разрабатывал. Первой задачей СБ-1ибыло создание противокорабельного самолета-снаряда Комета. Большинство сотрудников СБ-1составляли немцы, часть изних была военнопленными, ачасть добровольно приехала вСССР, спасаясь отнищеты воккупированной Германии.

Среди них были первоклассные специалисты, как, например, Айценбергер, Фаульштих идр. Имелся вСБ-1испецконтингент отечественные заключенные. Среди них был известный математик член-корреспондент Академии наук СССР Н. С.

Кошляков. Впервые вистории нашего ВПК, авозможно, ивмировой практике при проектировании комплекса Комета не система управления создавалась под ракету, анаоборот, подбирали варианты самолета-снаряда под разработанную СБ-1систему управления. Так, постановлением Совмина от8сентября 1948г. предусматривалось создание самолета-снаряда Комета набазе ракет 10Х и14Х, разработанных кконструкторском бюро В.

Н. Челомея. На опытном варианте Кометы-3 14Х-К-1, отличавшемся отстандартных 14Х увеличенной площадью крыла, был установлен пульсирующий двигатель Д-6. В первом полугодии 1948года вКБ завода 51готовился второй выпуск эскизного проекта поКомете-3, нозавершить его не успели.

Руководство СБ-1решило отказаться отприменения наКомете пульсирующего двигателя, который не мог обеспечить ракете необходимую скорость. Проектирование планера Кометы было поручено ОКБ-155, которым руководил А. И. Микоян.

Непосредственно проектированием ракеты занимался М. И. Гуревич. 3ноября 1949года ОКБ-155предъявило новый эскизный проект самолета-снаряда Комета, который был очень похож науменьшенную копию истребителя МиГ-15.

Основным отличием самолета-снаряда отистребителя было крыло малой площади сочень большим для того времени углом стреловидности. Фюзеляж практически повторял компоновку истребителя МиГ-15стем лишь отличием, что между воздушными каналами наместе кабины летчика насамолете-снаряде размещались отсек аппаратуры системы управления ифугасно-кумулятивная боевая часть. Для ускорения отладки Кометы четыре опытных образца ее были сделаны пилотируемыми. Наместе боевой части встраивалась кабина пилота сручным управлением.

Максимальная скорость навысоте 3километров была около 1060км/час, апосадочная 270290км/час. Как напилотируемых, так инасерийных Кометах устанавливались турбореактивные двигатели РД-500К. В 1951году были изготовлены два пилотируемых самолета-снаряда, называвшиеся изделия СДК(самолет-дублер Комета). 4января 1952года первый полет наизделии СДК совершил летчик-испытатель Ахмет-Хан Султан.

Испытания Кометы проводились уберегов Крыма между Керчью иФеодосией. Самолеты-носители Ту-4базировались нааэродроме Багерово недалеко отКерчи. Всего было выполнено до150пилотируемых полетов насамолете-снаряде Комета. Поначалу закаждый вылет летчику выплачивали довольно приличную сумму, потогдашним меркам, разумеется.

Позже, когда пилотируемые полеты стали делом рутинным, начальство решило значительно уменьшить сумму выплат. Нопоскольку документ, где определялась эта сумма, был подписан лично Сталиным, пришлось скорректированный документ также посылать вождю. Когда Ахмет-Хан Султану предложили завизировать эту бумагу перед отправкой вМоскву, тот размашисто написал: Моя вдова не согласна. Вождь вернул бумагу срезолюцией: Согласен свдовой Ахмет-Хан Султана.

Наэтом вопрос был исчерпан. Испытания Кометы тема весьма интересная, нотут яупомяну лишь ободном эпизоде: стрельбе покрейсеру Красный Кавказ. Осенью 1952года крейсер был разоружен иобращен вмишень. Топить столь ценную цель никто не хотел, поэтому Комета имела боевую часть синертным снаряжением.

21ноября 1952года Красный Кавказ находился вводной акватории полигона Песчаная Балка в20километрах отберега. Пуск Кометы был произведен израйона умыса Меганом, когда самолет-носитель Ту-4Кнаходился нарасстоянии 8085км отцели. Ракета попала вборт крейсера между дымовыми трубами. Несмотря нато, что боевая часть была винертном снаряжении, крейсер затонул через 12минут после попадания.

Серго Берия впоследствии сравнивал первые испытания атомной бомбы, свидетелем которых он был, сдействием снаряда Комета: Впечатление, безусловно, сильное, ноне потрясающее. Наменя, скажем, гораздо большее впечатление произвели испытания нашего снаряда, который буквально прошил крейсер Красный Кавказ. Водин борт корабля вошел, издругого вышел. Комета официально была принята навооружение в1953году.

В1954году было принято решение создать на базе самолета-снаряда Комета еще два комплекса корабельный для крейсеров проекта 67ибереговой Стрела. Работы покорабельному комплексу ограничились испытаниями опытного образца накрейсере Адмирал Нахимов. Далее Хрущев приказал прекратить строительство ракетных крейсеров этого проекта. А вот работы посозданию береговых стационарных ракетных комплексов Стрела велись полным ходом.

Разработка береговой системы вооружения Стрела была начата вфилиале ОКБ-155под руководством А. Я. Березняка 21апреля 1954года. Ракета создавалась набазе корабельной крылатой ракеты Комета.

Основное ее отличие заключалось воснащении стартовым пороховым ускорителем. Пусковые установки комплекса Стрела предполагалось размещать вхорошо защищенных стационарных укрытиях. Замечу, что вслужебной документации ракеты(самолеты-снаряды) первоначально имели индекс КСС, азатем С-2. Первоначально название Сопка относилось только кподвижному комплексу, нопозже так стали называть истационарный комплекс.

Для размещения берегового ракетного комплекса(БРК) Стрела были определены два позиционных района: наЮжном берегу полуострова Крым инасеверном берегу острова Кильдин вблизи Кольского залива. В 1954году государственная комиссия под председательством командующего береговой обороной генерал-майора артиллерии И. Н. Коваленко выбрала район для строительства первого вмире подземного ракетного комплекса.

Соперативно-тактической точки зрения идеальным местом был заросший лесом горный район возле Балаклавы. Именно здесь было начато строительство Объекта 100. Он состоял издвух одинаковых стартовых площадок, разнесенных на5,94км друг отдруга. Первый дивизион располагался возле Балаклавы.

Второй дивизион разместился возле села Резервное. Накартах оба обозначены словом Лесхоз. Накаждой площадке возводились подве стартовые позиции иподземные помещения, вкоторых размещались главный изапасной командные пункты, средства связи, центральный пост, боевые посты предварительной иокончательной подготовки ракет кстарту, хранилища ракет боевого комплекта итехническая позиция. Для строительства использовался специальный жаропрочный бетон.

Стартовые позиции обоих дивизионов находились навысоте 550600метров над уровнем моря, что увеличивало дальность стрельбы. Сморя не просматривалась ниодна постройка Объекта 100. Строительство осуществляло 95-е специализированное управление подземных работ Черноморского флота. Втолще скалы вырубались помещения под командный пункт ипомещения для личного состава, хранилища ракет итоплива, дизельных электростанций, запасов воды ипродовольствия.

Подземная цитадель имела полное инженерное обеспечение, комплекс фильтровентиляционных установок, обеспечивающих жизнедеятельность объекта при полной его герметизации после атомного удара. В нормальном режиме Объект 100 обеспечивался электропитанием спомощью силовых кабелей, проложенных изБалаклавы, нопри необходимости объект переходил наавтономное питание. Самолеты-снаряды доставлялись кпусковым площадкам через тоннели порельсам-направляющим наспециальных платформах сэлектродвигателями. Пусковые установки защищались массивными стальными крышками, которые при пуске сдвигались всторону.

Засчитанные минуты колоссальная конструкция пусковой установки появлялась наповерхности имогла нанести удар двумя ракетами. Всоставе Объекта 100 находились два дивизиона, разнесенные нарасстояние 6километров, каждый изкоторых имел навооружении две пусковые установки. Таким образом, ракетная батарея могла одновременно нанести удар восемью ракетами С-2, способными уничтожить корабль практически любого класса. На возвышающейся более чем наполкилометра над морем скале мыса Айя была размещена новейшая радиолокационная станция обнаружения цели Мыс.

Центральный пост подземной батареи имел также РЛС наведения С-1М иРЛС слежения Бурун. Комплекс ввели встрой 30августа 1957года. Первые стрельбы были проведены 5июня этогоже года. С5июня по6июля было проведено 10пусков.

Прямых попаданий вмишень было 4, попаданий вприведенную цель 2, неудачных пусков 4. В сентябре-октябре 1958года Черноморский флот проверяла Главная инспекция Министерства обороны под руководством Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского.

4октября вего присутствии сотличными результатами была выполнена инспекторская стрельба двумя дивизионами 362-го берегового ракетного полка поодной цели намаксимально допустимой дальности. Маршал объявил благодарность всему личному составу полка. За время эксплуатации берегового ракетного комплекса Стрела(внекоторых документах он именуется Скала)(19571965) произведено 25пусков ракет Сопка, изкоторых 18были удачными. Несколько слов стоит сказать иовтором подземном стационарном комплексе Стрела.

Строительство Объекта 101 началось в1955году наострове Кильдин вполутора километрах отмурманского берега Кольского полуострова. Он состоял издвух стартовых площадок, удаленных друг отдруга на8километров. Главным отличием Объекта 101 отОбъекта 100 было то, что наКильдине не пробивали штольни в глубь скал, аоткрытым способом выкапывали траншеи глубиной до6метров. Вкаждой траншее вовсю длину(до100метров) ивысоту делали избетона короб прямоугольной формы, поделенный наотсеки.

Затем этот короб присыпали землей. Отверстия, через которые проникали подземные воды, заделывали жидким стеклом. На каждой батарее закрепленная натележке ракета порельсовому пути через открытую 10-тонную бронедверь подавалась впост технической подготовки. Здесь размещались контрольно-проверочная аппаратура, подъемное оборудование, принадлежности для производства регламентных работ, подготовки кбоевому применению или практическим стрельбам.

Заследующей бронедверью находилось хранилище ракет боевого комплекта 6ракет в2ряда. В марте 1957года наОбъект 101 доставили материальную часть БРК Сопка. Для эксплуатации Объекта 101 вэтомже году был сформирован 616-й отдельный береговой ракетный полк(ОБРП), всостав которого входило 2ракетных дивизиона. Первый пуск самолета-снаряда наКильдине состоялся 16октября 1957года.

Мишенью был находившийся всвободном дрейфе морской буксир Вайгач. Набуксире установили розу уголковых металлических отражателей, что дало отражающую поверхность цели, эквивалентную отражающей поверхности крейсера при облучении РЛС Мыс. Дальность стрельбы составляла 70километров. При стрельбе удалось достичь прямого попадания вотражатели.

Моряки только начинали осваивать ракеты С-2, аспециалисты ОКБ-52вподмосковном городке Реутово проектировали береговые ракетные комплексы нового поколения. Им стал противокорабельный комплекс береговой обороны Редут. Ракета берегового комплекса получила индекс П-35Б. 16июля 1961года вышло постановление Совмина оперевооружении береговых стационарных комплексов Утес сракет Сопка наракеты П-35Б.

По сравнению сС-2ракеты П-35(П-35Б) были качественно новым видом оружия. Так, предельная дальность стрельбы возросла с95до300километров, амаршевая скорость с300м/с до500м/с. Вес боевой части уП-35уменьшился с860кг до460кг. Нотеперь это была не фугасная боевая часть, акумулятивно-фугасная.

Мало того, накораблях ибереговых батареях каждая четвертая ракета П-35имела специальную боевую часть мощностью 20кТ. Принципиально важным стало то, что П-35запускалась изпусковых контейнеров. Маршевый двигатель ракеты включался внутри контейнера, асразуже после вылета изнего раскрывались крылья. Таким образом, направляющая ракеты примерно равнялась длине самой ракеты(так называемая нулевая направляющая).

Дальность стрельбы зависела отрежима высоты полета: В1(400м), В2(4000м) иВ3(7000м). Зачемже нужны были такие режимы. Дело втом, что ракета С-2наводилась сбереговой батареи, иэто ограничивало ее дальность стрельбы. Авот П-35имела хитрую систему управления.

Набор высоты осуществлял автопилот(инерциальной системой наведения). Затем включалась бортовая РЛС. При обнаружении группы целей картинка, полученная бортовой РЛС, передавалась наберег нарадиотехническую станцию наведения. Оператор выбирал нужную цель, идалее П-35уже сама наводилась нанее, снизившись довысоты 100метров.

Чем ниже летит ракета, тем труднее ее обнаружить исбить. Нотогда мала изона работы ее радиолокационной головки самонаведения. Чтобы увеличить этот параметр, ракету надо поднять на4, атоина7километров. Любопытно, что береговые ракеты П-35Б могли использоваться вкачестве разведчиков надальность до450километров.

Они передавали данные, накоторые могли наводиться уже другие ракеты. Ивто же время сами могли поражать обнаруженную цель. Кроме того, корабельные ибереговые ракеты П-35могли наводить нацель вертолеты исамолеты. Нанесение ударов понадводным кораблям надистанциях, многократно превышающих дальность прямой радиолокационной видимости, потребовало создания системы разведки ицелеуказания для противокорабельных ракет.

Такая система была сделана исостояла избортового радиолокационного комплекса обнаружения надводных целей иаппаратуры трансляции радиолокационной информации, размещенных насамолетах Ту-16РЦ, Ту-95РЦ(позднее навертолетах Ка-25РЦ) инаприемных пунктах накораблях. Всистеме разведки ицелеуказания, принятой навооружение в1965году, впервые была осуществлена передача ссамолета-разведчика накорабль-носитель противокорабельных ракет радиолокационного изображения района осмотра вреальном масштабе времени. Однако наши ученые пошли дальше. Они решили наводить ПКР изкосмоса.

Генеральный конструктор крылатых ракет П-6иП-35В. Н. Челомей еще в1960году предложил создать сформированную накруговой орбите группу спутников, обеспечивавших беспропускное наблюдение всего мирового океана ивнутренних морей. Окончательный проект системы глобальной морской космической разведки ицелеуказания(МКРЦ) предусматривал беспропускной обзор мирового океана связанной системой изсеми космических аппаратов(четырех спутников активной итрех пассивной разведки).

Спутники могли передавать информацию как наназемный пункт, так инепосредственно наподводную лодку сПКР инанадводный корабль. При необходимости они также могли передавать информацию береговым батареям. Комплекс космической разведки Легенда сядерным реактором был принят навооружение вовторой половине 1975г. Высокая эффективность системы МКРЦ была подтверждена напрактике в1982году вовремя англо-аргентинского конфликта вокруг Мальвинских(Фолклендских) островов.

Система позволила полностью отслеживать ипрогнозировать тактическую обстановку. Вчастности, при ее помощи главным штабом ВМФ был точно спрогнозирован момент высадки наострова английского десанта. Ну ачто могла сделать П-35скораблем противника. Вконце 1962года наКаспии сопытного судна ОС-15проводились стрельбы полидеру Киев водоизмещением около 3000тонн.

Ракета П-35синертной(. ) боевой частью попала влевую скулу Киева, вскрыла палубу, как консервную банку, далее ракета разрушилась, аее двигатель пробил днище, ичерез 3минуты лидер затонул. 6ноября 1961года входе Государственных испытаний крейсер Грозный вКандалакшском заливе потопил ракетой П-35корабль-цель(бывший эскадренный миноносец Осмотрительный). Уже набоевой службе 4мая 1963года крейсер Грозный потопил ракетой П-35самоходную мишень СМ-5 бывший лидер эскадренных миноносцев Ленинград.

Таким образом, для эсминца или фрегата попадание П-35было смертельным, абольшой крейсер или авианосец гарантированно выводился изстроя. Речь, понятно, идет окумулятивно-фугасной боевой части. Нуаспециальная боевая часть в20кТ вслучае прямого попадания отправилабы надно любой атомный авианосец. Работы поперевооружению Объекта 100 сракет С-2наП-35Б начались всентябре 1964года.

Ксередине 1968года они были восновном закончены, начались автономные испытания. Однако из-за сбоев вфинансировании первый пуск произошел только 28мая 1971года было достигнуто прямое попадание надистанции 200километров. Затем входе приемо-сдаточных испытаний было произведено еще 5пусков, вчетырех изкоторых также было достигнуто прямое попадание. Официально комплекс Утес под Балаклавой был принят навооружение 28апреля 1973года.

На Северном флоте перевооружение проходило вдва этапа. Напервом этапе строительные работы велись в1-м дивизионе(Кильдин Восточный), асих окончанием приступили кстроительным работам иво2-м дивизионе(Кильдин Западный), где располагался командный пункт полка. На Кильдине 1-й дивизион сБРК Утес был принят навооружение в1976году. Втомже году началось перевооружение и2-го дивизиона наострове.

В1983году он вступил встрой. Любопытно, что наего вооружение поступили не ракеты П-35Б, ауже их модернизация Прогресс(3М-44), принятые навооружение в1982году. Производство ракет для береговых комплексов велось с1982по1987год. Основным изменением вмодернизированной ракете была новая бортовая система наведения сповышенными помехозащищенностью иизбирательностью.

Для нее были разработаны новые агрегаты бортового электрооборудования истартовый агрегат, обеспечивающие лучшие эксплуатационные характеристики. Повышена скрытность инеуязвимость ракеты при подходе кцели засчет увеличения протяженности конечного участка траектории иснижения высоты полета наэтом участке. Нашим стационарным береговым комплексам, вотличие отподвижных, очем янадеюсь рассказать вследующий раз, не пришлось стрелять пореальному противнику. Но держать наприцеле корабли США иНАТО им приходилось не раз.

Так, вфеврале 1988года американские военные корабли Йорктаун иКэрон пытались войти втерриториальные воды СССР уЮжного берега Крыма, нобыли вытеснены нашими кораблями. Надоли говорить, что береговые комплексы Прогресс находились вполной боевой готовности. Куда чаще суда НАТО появлялись уострова Кильдин. Так, в1983году вБаренцевом море появился ракетный крейсер США Ньюкасл инесколько недель курсировал внейтральных водах вдоль побережья Кольского полуострова отЛиинахамари доГремихи.

616-й ракетный полк был поднят потревоге. Все время пребывания крейсеров унаших берегов неслось боевое дежурство сзадачей уничтожения крейсера поприказу скомандного пункта флота. Особо допекало ракетчиков Северного флота научно-исследовательское судно Норвегии Марьята водоизмещением около тысячи тонн. Именно так оно числилось вВМФ Норвегии.

Насамом деле это была плавучая шпионская контора, причем большую часть разведывательного персонала составляли американцы. Как только береговые комплексы Северного флота начинали готовиться кстрельбе, так сразуже появлялась Марьята, Машка как ее унас называли. Норвежцы подходили ксамой мишени нанесколько метров ифотографировали ее доипосле стрельбы. Однако за3040минут дообъявления боевой тревоги набереговой батарее Марьята выходила иззапретных иопасных зон.

Наши сторожевые корабли пробовали гонять Марьяту всеми способами, вплоть дострельбы поее кильватерному следу. В товремя высшее политическое руководство надеялось наразрядку напряженности, иникаких решительных мер попресечению враждебной деятельности судна не предпринималось. Аведь достаточно было дать приказ, ибереговая батарея могла влупить Машке П-35Б или Прогрессом, причем скумулятивной, ане синертной боевой частью. И, кстати, это былобы абсолютно законно сточки зрения международного права.

Существует официальный порядок запрета захода судов взону ракетных стрельб, иотстороны, проводящей учения, не требуется никаких иных мер ограждения района. Увы, увы, этого сделано не было. Вот исейчас Машка тоидело появляется около наших берегов. Только это новое, более крупное, судно, построенное в1993году.

Из-за бесцеремонности норвежцев инепонятной деликатности морских начальников гибли наши моряки. Так, в1972году готовились стрельбы комплекса П-35Б. Вэто время взапретную зону вновь вошло судно под норвежским флагом. Для очистки района командир сил закрытия, не доложив наКП руководителя, натральщике пошел вытеснять это судно.

После выдворения норвега тральщик, возвращаясь всвою точку охранения района стрельбы, оказался взапретной зоне зацелью напеленге стрельбы. Радиолокационный визир крейсера врежиме самонаведения захватил дальнюю цель. Ракета попала вмашинное отделение. Тральщик остался наплаву.

Погибли несколько человек так рассказывается обэтом случае виздании Береговики Заполярья, вышедшем вСевастополе в2006году. Как ивподавляющем большинстве случаев, стрельба велась инертной боевой частью. Ряд офицеров идаже один генерал-майор были отстранены отдолжности ипонижены ввоинском звании. С 1982по1985год сбереговых батарей Северного флота производились пуски ракет П-35вкачестве мишеней для стрельбы зенитных корабельных комплексов.

Уракеты отключалась головка самонаведения, пуск ракеты производился намалой высоте, ракета наводилась сбатареи наордер кораблей. После очередных ракетных стрельб адмирал И. В. Касатонов сказал: П-35 не ракета, алетающий танк.

Поней сработали две зенитные ракеты, аона продолжает лететь. Но вот грянула перестройка, вскоре распался Союз. 28сентября 1993года сОбъекта 100 была запущена последняя ракета Прогресс. В1996году Объект 100 был передан Украине.

Объект 1-го дивизиона был полностью разграблен растащили все, что можно, включая кабели. В2007году большой участок наберегу Черного моря под Балаклавой выкупил эстонский бизнесмен. Именно наэтой территории находится 1-й дивизион Объекта 100. 2-й дивизион объекта законсервирован.

Какова его дальнейшая судьба никому неизвестно. Все, что осталось от 1-го дивизиона Объекта 100 На острове Кильдин клету 1995года 616ОБРП успешно решал учебные ибоевые задачи. Новот, как гром среди ясного неба, грянула директива орасформировании полка. При этом требовалось бросить не только Объект 101, ноивсе сооружения острова Кильдин.

К31декабря 1995года личный состав 616ОБРП ивесь гарнизон покинули остров, именовавшийся непотопляемым авианосцем Северного флота. Фото из архива автора

Статья взята с: http://www.bratishka.ru

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий