Вечный город Херсонес Таврический

OLYMPUS DIGITAL CAMERAБолее ста семидесяти лет на территории античного городища ведутся раскопки. Археологами были открыты жилые кварталы и площади, ремесленные мастерские и гончарные печи, винодельни, рыбозасолочные цистерны, монетный двор и торговые лавки, мастерские художников и театр, гробницы и храмы, мощные оборонительные стены и башни. «Русская Троя» – так окрестили Херсонес исследователи. Этому городу-государству суждена была долгая жизнь: Херсонес просуществовал почти две тысячи лет и стал  частью истории Древней Греции, Древнего Рима и Византии. Прожив более 17 веков, город был разрушен монголо-татарским нашествием и к XV веку прекратил свое существование.
Херсонес Таврический был основан в конце V века – 422–421 гг. до н. э. древнегреческими колонистами, выходцами из города Гераклеи Понтийской, находившейся на южном берегу Черного моря (современная Турция). В переводе с греческого «Херсонес» означает полуостров. Город действительно располагался на небольшом полуострове между двумя бухтами. Греческих Херсонесов в древности было несколько, и для различия они имели двойные названия. Таврическим наш Херсонес стал благодаря таврам – воинственному племени, которые населяло окрестности города.

Со всех сторон Херсонес был обнесен стенами с башнями. В город вели несколько ворот, которые запирались на ночь. У оборонительных стен, за пределами города, размещались мастерские ремесленников и их поселки. Херсонес отличался правильной планировкой. Градостроительная система была изобретена древнегреческим архитектором Гипподамом и называется в его честь гипподамовой планировкой, или сеткой Гипподама. Регулярная планировка сетью пересекающихся под прямым углом улиц делила пространство города на правильные кварталы, а площади были вписаны в эту сеть. Каждый квартал состоял из 2–4 домов. Жилища строились по сходной планировке: узкий коридор вел во внутренний дворик, откуда можно было попасть в жилые и хозяйственные помещения. В каждом дворе был колодец. Средоточием городской общественной и религиозной жизни, скорее всего, была главная площадь в конце главной улицы, у моря, где сейчас расположен собор Св. Владимира. Именно здесь было найдено множество надписей на камне – почетных декретов, деталей постаментов статуй, архитектурные детали храмов. Вдоль главной улицы – ее ширина в античное время была семь метров – располагались крупные общественные сооружения, такие, как театр, монетный двор, а также дома знатных и богатых горожан. В городе было водохранилище, по улицам проложены водостоки из гончарных труб.

Первые поселенцы занимались торговлей между городами Малой Азии и Скифии, добывая себе все необходимое для жизни только обменом, ремеслом и рыбной ловлей. Им приходилось завозить хлеб, вино и оливковое масло, так как окрестные земли были населены враждебными таврами. Но в начале IV века до н. э. херсонеситы решили начать освоение хоры – сельскохозяйственной округи. Каменистый грунт с многочисленными скальными выходами потребовал от древних греков колоссальных усилий. Чтобы сделать его пригодным для ведения сельского хозяйства, вся почва очищалась от камней, скальное основание подрубалось на глубину 70 см для посадки виноградников. Из полученного камня были выложены плантажные стенки толщиной в один метр, которые выкладывались в виноградниках. Таким образом херсонеситами было обработано десять тысяч гектаров земли. Каждый участок в 26,5 га был окружен каменным двухметровым забором. Между участками проложены прямые удобные дороги. Масштаб работ, выполненный при обустройстве херсонесской хоры, поражает воображение. Общий объем скальных вырубок и перемещенного во время работ камня составляет около 20 миллионов м3. Это более чем в 10 раз превышает объем пирамиды Хеопса.

Первоначально Херсонес был независимым городом-государством (полисом) с демократической формой правления. Все граждане – мужчины, рожденные от супругов херсонеситов, обладали равными правами и могли претендовать на руководящие должности. Высшим органом власти было народное собрание граждан. Женщины, иноземцы и рабы гражданских прав не имели. Здесь, как и в других античных городах, существовали такие классы, как рабовладельцы, рабы и свободное население. К рабовладельцам относились  крупные землевладельцы, хозяева мастерских, торговцы. К свободному классу – мелкие землевладельцы и ремесленники. Рабами, вероятно, были в основном скифы. Некоторые ученые считают, что херсонеситы  использовали на своих полях и труд покоренных тавров – исконных жителей Гераклейского полуострова.
Херсонеситы придерживались той же религии, что и остальные греки. Верховное божество – Зевс, почитались также Гея (Земля), Гелиос (Солнце) и Дева, которую считали покровительницей Херсонеса, в ее честь в центре города был построен храм, изображение богини чеканили на монетах. Почитались и такие олимпийские боги, как Геракл и Афина. В античном полисе были распространены жертвоприношения. Чтобы задобрить богов, подносили животных, птиц и растения. Жертвенники и алтари ставили перед храмом под открытым небом.

За городскими стенами находился «город мертвых» – некрополь, так называли греки кладбище. На могилах ставили памятники разных видов: например, известняковая плита обрабатывалась в виде головы или бюста; встречались и большие надгробия в виде прямоугольных плит с фронтоном, розетками, иногда с изображением оружия и с надписью имени и «отчества» умершего: «Аполлоний, сын Полиарха», «Теламон, сын Епифания». Древние греки верили в загробный мир, поэтому в могилу погребенного клали необходимые вещи, украшения и монеты. В 1899 году на территории Херсонеса был открыт склеп с семью погребениями – это были сожженные останки, часть которых находилась в урнах. А в 1936–1937 годах в северной части города были найдены около 130 погребений. Большинство похоронено без гробов и без каких-либо вещей. По-видимому, это могилы простого люда.

Уровень культуры в полисе был высок, этому способствовало выгодное положение города, состояние экономики и связь с Грецией. В Херсонесе проходили соревнования поэтов и музыкантов. Расцвет полиса пришелся на III – начало II вв. до н. э. Дошедшие до нас произведения искусства и предметы быта херсонеситов свидетельствуют о том, что в городе строили великолепные храмы, в нем творили подлинные мастера скульптуры и живописи. Жители были зажиточными и всесторонне развитыми: они умели трудиться и праздновать, любили путешествовать, смолоду занимались спортом, посещали театральные представления и поэтические состязания, принимали послов из других городов-государств, иногда даруя им почетные привилегии. Но период процветания города длился недолго: в III веке миграции и столкновения кочевых племен привели к тому, что в Степной и предгорный Крым, до того мало заселенный, переместились племена скифов, кочевавших ранее в основном к северу от полуострова. Скифы постепенно переходили от скотоводства к земледелию и создавали свое государство – Скифское царство. Соседство греческих полисов стало мешать воинственному народу, и скифы начали постепенно вытеснять херсонеситов. В борьбе, которая длилась около 200 лет, греки терпели поражения, постепенно теряя свои земли на севере, а затем разорению подверглась и ближайшая городская округа. Слабеющий греческий город был вынужден искать поддержки за морем – и Херсонес заключает договор о дружбе и военной помощи с Понтийским царством – государством, находившимся на Южном берегу Черного моря. Молодой понтийский царь Митридат VI Евпатор направил на защиту Херсонеса войско под командованием одного из своих лучших полководцев – Диофанта. В течение нескольких лет в кровопролитных кампаниях скифы были разбиты и принесли понтийскому царю присягу верности. Вмешательство Митридата спасло Херсонес от разгрома, однако город потерял свою независимость и на протяжении 45 лет был вынужден участвовать на стороне понтийского царя в бесконечных войнах, которые тот вел против Римской империи. В 63 году до н. э. Митридат покончил с собой, и Херсонес был передан римлянами под управление Боспорского царства, которым стал править сын Митридата – Фарнака II.

После того как боспорский царь был разбит Юлием Цезарем, Херсонес стал частью Римской империи. На протяжении первых веков н. э. Херсонес был тесно связан с империей. Он получил права элевтерии (свободы), но в город был введен римский гарнизон. Римляне построили в Херсонесе цитадель, и в ней были воспроизведены некоторые элементы классического римского военного лагеря. Отсюда, из Херсонеса, где находился штаб римского присутствия в Таврике, римляне управляли  своими владениями на территории полуострова. Номинально оставаясь независимой республикой, Херсонес в то же время становится аристократическим. Власть сосредотачивается в руках узкого круга лиц во главе с архонтом, который зависел от римского наместника. Римляне, пытаясь усилить свое влияние и авторитет в Херсонесе, даруют римское гражданство именитым горожанам.

Присутствие римского гарнизона и флота позволило оградить город от нападений соседних племен, обеспечить безопасность на дорогах и морских путях сообщения, что способствовало оживлению торговли и развитию ремесел и промыслов. Были построены крупные винодельные мастерские, две из которых обнаружили в 1947 году в северном районе Херсонеса. Для давки винограда использовался пресс, рядом находился склад: в скале вырублены углубления для пифосов, глиняных сосудов для хранения зерна, воды, вина. Из Херсонеса в империю вывозятся партии зерна; значит, полис контролировал еще некоторые степные районы Крыма для выращивания хлеба. Были найдены больших размеров рыбозасолочные цистерны квадратной и грушевидной формы. Ширина цистерны достигала трех и более метров. Они размещались по две и более рядом с рыбными хозяйствами. Рыбу ловили в больших количествах в основном сетями. Хероснес торговал с Грецией, Малой Азией, Северным Причерноморьем и Римом. Вывозились рыба и соусы из рыбы, хлеб, соль.

Из надписей, найденных в Херсонесе, известно, что в первые века н. э. в городе строятся новые храмы, перестраивается театр. Здесь стали проводиться гладиаторские бои, что говорит об общем изменении нравов. О богатстве архитектурного облика зданий можно судить по обнаруженным деталям – мраморным и известняковым капителям, базам колонн. В римскую эпоху сохранилась прежняя планировка города, но кое-где увеличились размеры кварталов. На месте разрушенных домов эллинистического периода в I–II вв. были возведены новые здания, отличавшиеся большими размерами и массивностью стен. В качестве связующего материала в строительстве использовали цемент. Повышение уровня благоустройства в Херсонесе по сравнению с предшествующим временем – появление бань, проведение самотечных водопроводов из керамических труб, строительство канализации – ученые связывают именно с римским влиянием.

В первые века н. э. Херсонес жил полноценной жизнью, сохраняя главные полисные традиции и обычаи. Анализ письменных и археологических источников позволяет в целом воссоздать повседневную жизнь херсонеситов, типичную для греческого города того времени. Все жители говорили по-гречески, жили по дорийскому календарю, носили эллинскую одежду и прически, пользовались предметами обихода, которые были распространены и в других греческих городах. Продолжали проводить спортивные соревнования, развивались поэзия и музыка. В государстве появляются новые культы: Юпитера – покровителя империи, имеются сведения о почитании Афродиты, Ники, Гермеса. В честь последнего был даже написан гимн.

Христианский Херсон. Активная христианизация местного населения началась в Херсонесе не ранее VI века и была связана с византийской политикой в Таврике в период правления могущественного императора Юстиниана I. К этому времени относятся такие события, как перепланировка кварталов, обусловленная храмовым строительством, канонизация мучеников, склепы с христианской росписью, появление христианских погребальных комплексов, а также и первые надгробия с изображением крестов. Но окончательная победа христианства в Херсонесе, как и в других районах Византийской империи, была достигнута только в эпоху раннего средневековья.

В этот период от нашествия гуннов погибают многие города полуострова. Нашествие варваров не имело для Хероснеса таких катастрофических последствий, как для Боспорского царства, которое не справилось с нашествием гуннов и почти перестало существовать. Херсонес, защищенный оборонительными стенами, оказался в стороне от движения варваров, но во враждебном окружении. Тяжелое положение города изменилось, когда в V веке  Херсонес вошел в состав Византийской империи, а в IX в. стал одной из ее военно-административных областей. К этому времени изменился не только внешний облик средневекового города, но и его имя: византийцы называли его Херсоном, славяне – Корсунем. Русь в эту пору становится державой, с которой вынуждены были считаться не только ближайшие соседи, но и такое крупное государство, как Византия. Когда последняя не выполнила обязательства договора с киевским князем Владимиром, он в 988 г. выступил против Корсуня и взял его после девятимесячной осады. После этого Византия заключила с Русью равноправный союз. Херсонесу, служившему посредником в их торговле, это было очень выгодно. Отсюда в Малую Азию и Византию отправляли продукты сельского хозяйства и животноводства; из южных стран в Херсонес и далее на север везли оружие, ткани, масло. Со временем могущество Византии ослабело, и в XIII веке торговля на Черном море оказалась в руках итальянских (венецианских, а затем генуэзских) купцов, которые основали в Крыму свои фактории. Торговые пути переместились в восточный Крым, и это стало одной из причин упадка экономики Херсонеса.

Постоянные набеги кочевых племен в XII–XIV веков окончательно подорвали ее. После очередного монголо-татарского нашествия в конце XIV века, когда город был взят и разрушен, Херсонес на долгое время превратился в пепелище с остатками полуразрушенных домов, храмов и крепостных сооружений. Со временем городище заросло травой и кустарником и стало местом, откуда брали строительный материал.

Лишь спустя 400 лет, в 1827 году, под руководством офицера Черноморского флота Крузе на территории Херсонеса начались раскопки, почти сразу же принесшие античному полису еще одно название – «Русская Троя». Год за годом из-под многовековых наслоений появлялись дома и улицы, площади и храмы древнего города. Находок было так много, что вскоре из них составилась интереснейшая экспозиция – так возник археологический музей. За годы советской власти Херсонесский историко-археологический заповедник превратился в один из крупнейших научно-исследовательских центров, стал базой, где ведут исследовательскую работу ученые-археологи всего мира и проходят практику студенты университетов. Систематические раскопки помогли восстановить историю древнего города-государства. Исследования на городище проводятся ежегодно силами ведущих научных учреждений – как отечественных, так и зарубежных. Картина херсонесской истории воссоздается не только по археологическим данным, зачастую, отправной точкой для современного исследования служат труды древних ученых, в основном греческих и римских .
Сегодня музей-заповедник «Херсонес Таврический» – одна из самых популярных достопримечательностей на полуострове, каждый год сюда приезжают десятки тысяч экскурсантов. Здесь можно пройтись по главной улице античного городища, побродить по некогда оживленным жилым кварталам и площадям, осмотреть руины древнего театра. В Херсонесе время пролетает незаметно – здесь легко провести весь день, представляя, как выглядел город на пике своего расцвета. Во время экскурсии жадно впитываешь впечатления, информацию и необыкновенную атмосферу древнего великого города с его прошлой бурной жизнью, в которую можно заглянуть из нашего сегодняшнего «далека».
Сергей Константинов

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий