Яхт-клуб

Украшением Приморского бульвара долгое время служило здание яхт-клуба, которое располагалось в прибрежной части бульвара, недалеко от Памятника затопленным кораблям.

Яхт-клубом называют общественную организацию, объединяющую любителей парусного спорта и предоставляющую условия для эксплуатации яхт, совершенствования мастерства яхтсменов, их участия в спортивных соревнованиях. Первым, официально зарегистрированным яхт-клубом считается основанный в 1720 году в Ирландии Водный клуб гавани Корка, объединявший 25 яхтсменов. В России в 1846 году был основан Санкт-Петербургский Императорский яхт-клуб для высокопоставленных лиц, в 1860 году – Санкт-Петербургский речной яхт-клуб с большим числом членов. В последней четверти XIX века создаются яхт-клубы в портовых городах: в 1876 – Черноморский яхт-клуб в Одессе, в 1886 – яхт-клуб в Севастополе.

Правление яхт-клуба состояло из командора, вице-командора, членов комитета, заведующего делами яхт-клуба, гоночной комиссии, ревизионной комиссии. Яхт-клубы имели особый флаг – белый с синим крестом и гербом города в левом углу. Устав яхт-клуба утверждался Морским министерством и публиковался в «Морском сборнике».

Членами Севастопольского яхт-клуба могли быть все лица свободных профессий, для избрания требовалось 2/3 голосов, вступительный взнос составлял 25 рублей, годовой – 15 рублей. Офицеры освобождались от вступительного взноса.

Яхт-клуб ставил своей целью «распространение охоты к плаванию на гребных, парусных и паровых судах, а равно улучшение на постройки». В 1889 году в списках клуба состояло 18 судов, клуб насчитывал 103 члена, из них 99 – действительных, 4 – почетных. Севастопольский яхт-клуб находился под покровительством великого князя Алексея Александровича, почетным командором являлся великий князь Александр Михайлович.

В конце 80-х годов XIX века на Приморском бульваре построили специальное здание в псевдомавританском стиле. Здание украшали квадратные в плане башни. По фасаду шла резьба по камню. Яхт-клуб занимал нижний этаж. Просторный зал был задрапирован флагами. В одной из комнат размещалась коллекция фотографий знаменитых яхт. Из зала можно было попасть на обширный балкон с видом на море. На втором этаже здания находились курзал, библиотека, ресторан. Летом в здании яхт-клуба помещалось Севастопольское городское общественное собрание.

Неподалеку от здания яхт-клуба на набережной бульвара находилась пристань яхт-клуба. К 1894 году яхт-клуб имел две яхты «Почин» и «Финка» и несколько шлюпок. Многие члены клуба владели собственными яхтами, байдарками, шлюпками. Лучшими яхтами считались яхты «Надежда», принадлежавшая известному российскому предпринимателю, владельцу имения «Форос» А.Г.Кузнецову, «Василек» А.И.Млинарича, «Мечта» Д.П.Грипари.

К Севастопольскому яхт-клубу были приписаны паровые яхты «Тамара» великого князя Александра Михайловича и «Форос» А.Г.Кузнецова.

К 1894 году в яхт-клубе состояло 80 членов. Вице-командором клуба был контр-адмирал, участник обороны Севастополя 1854-1855 годов И.М.Манто, секретарем В.И.Попов, начальником пристани А.И.Млинарич. В 1901 году А.И.Млинарича избрали вице-командором. В 1913 году в состав комитета яхт-клуба входили: председатель, командор вице-адмирал М.Г.Нольке; начальник гавани капитан 2 ранга А.А.Макалинский; члены комитета – контр-адмирал И.Н.Пиоль, лейтенант К.Г.Люби, С.Я.Бильченко, М.С.Мышковский, А.М.Завадский, И.Г.Фальченко, Ф.Д.Сабсай.

Открытие летнего сезона в яхт-клубе происходило в конце апреля – начале мая. Газета «Крымский вестник» от 7 мая 1901 года сообщала: «Вчера на пристани Севастопольского яхт-клуба было торжество поднятия флага на летний сезон. Собрались члены яхт-клуба, представители флота, много гостей и дам. Для поднятия флага на яхты были посланы воспитанники реального училища в морской форме. Из них же был составлен хор певчих и хор музыки».

В течение летнего сезона яхт-клуб два-три раза устраивал парусные и гребные гонки, гребную гонку яличников и парусную гонку баркасников. Проводились также соединенные гонки судов Севастопольского и Черноморского (г.Одесса) яхт-клубов. Правительство определило ежегодно, начиная с 1894 года, выдавать по 1000 рублей на призы победителям гонок. Имелся также постоянный приз с процентов капитала имени почетного командора клуба. Кроме того, в 1890-е годы клуб поддерживал А.Г.Кузнецов, передававший призы для победителей гонок.

Зимой комитет старшин Севастопольского яхт-клуба устраивал в помещении клуба танцевальные, музыкально-вокальные, литературно-музыкальные вечера, концерты, елки для детей членов клуба. Доход, полученный от этих мероприятий, часто использовался для благотворительных целей. Газета «Крымский вестник» от 10 апреля 1901 года извещала читателей: «Комитет старшин Севастопольского яхт-клуба доводит до сведения публики, что 12 апреля в помещении яхт-клуба будет устроен музыкально-вокальный вечер. После этого танцы. Плата 1рубль 10 копеек. Весь сбор предназначается в пользу детей-сирот погибших моряков».

В марте 1909 года в городе создали Севастопольский аэроклуб – один из первых в России. Он также располагался в здании яхт-клуба. Здесь же размещались и другие военно-спортивные клубы.

В 1917 году в этом здании находился клуб профсоюза строительных рабочих, бывший одним из центров подполья в 1918-1920 годах.

В годы Великой Отечественной войны здание яхт-клуба было разрушено, уцелела только часть стен. После войны уцелевшую часть здания использовали при строительстве кинотеатра «Приморский». В 1993 году здание передано Севастопольской филармонии. В 1999 году начались работы по строительству концертного зала «Приморский». Проектом предусмотрено три очереди строительства, первая из которых – бар на 50 мест – уже введена в эксплуатацию. Во вторую очередь планируется завершить строительство зрительного зала на 600 мест, в третью – строительство летней эстрады.

И.А.Дьяконова,
ведущий научный сотрудник
Музея героической обороны и освобождения Севастополя

По материалам сайта http://vashsevdom.narod.ru/index.html

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий