22 января 1898 года родился Сергей Михайлович Эйзенштейна — режиссер, теоретик, сценарист и художник, которому современный кинематограф во многом обязан своим существованием. В день рождения мастера Diletant.ru предлагает вашему вниманию подборку любопытных фактов из его биографии.
Сергей Эйзенштейн на съемках фильма «Старое и новое», 1926 год
Факт 1. Рорик — ангелочек с грустными глазами и шапкой золотых волос
22 января 1898 года в одном из богатых особняков Риги на свет появился мальчик, получивший имя в честь святого Сергия Радонежского. Его отцом был известный архитектор Михаил Осипович Эйзенштейн, выстроивший почти два десятка зданий в стиле модерн на главных улицах Риги, мать, Юлия Ивановна, происходила из известного купеческого рода Конецких, владевших компанией «Невское баржное пароходство». Родители души не чаяли в единственном сыне, ласково называя его Рориком.
В детстве Рорик был похож на маленького ангелочка — с грустными серыми глазами, с шапкой золотоволосых кудрей. Он не доставлял родителям никаких хлопот — рос спокойным, смышленым, послушным. В мемуарах Эйзенштейн сравнивал того маленького мальчика с Дэвидом Копперфильдом — такой же хрупкий, худенький, беззащитный и очень застенчивый.
Михаил Осипович Эйзенштейн с женой и сыном Сергеем, 1900 год
Факт 2. «Твой Тебя истинно любящий Котик«
В 1909 году родители Сережи расстались, а в 1912 году их официально развенчал Святейший Синод, так как факт прелюбодеяния госпожи Эйзенштейн был доказан. Юлия Ивановна уехала в Санкт-Петербург к родным, и дом с ее отъездом в прямом смысле слова опустел: маменька забрала с собой все свое наследство. Сережа остался жить с «домашним тираном» папенькой, написав о разводе в своем дневнике: «драма, увиденная одиннадцатилетним мальчиком»…
Сильно скучая, он отправлял письма «дорогой Мамуне» сначала еженедельно, делая лишь вынужденные перерывы во время болезней, потом все реже — папенька и домашние отвлекали. Каждое письмо завершали трогательные подписи: «Целую Тебя 10 000 000 000 раз в обе щеки», «Целую Тебя 1000 линейных, кубических и квадратных раз», «Целую крепко, так крепко, что дырка будет непременно. Твой Тебя истинно любящий Котик».
Факт 3. Первый ученик
В 1908 году Сергея отдали в рижское реальное училище. Учился он с легкостью, что ни день, то радуя Михаила Осиповича отличными отметками, а в перерывах между занятиями изрисовывал школьные тетради причудливыми картинками. Его друг детства Мака Штраух вспоминал: Сережа «мог просиживать целыми часами и без устали рисовать все, что ему приходило в голову: жанровые сценки, отдельные фигуры, лица… С неистощимой выдумкой и огромным юмором, с уверенностью и мастерством профессионального художника набрасывал он свои рисунки…».
Борис Пастернак (2-й слева), Сергей Эйзенштейн (3-й слева), Лиля Брик (4-я справа), Владимир Маяковский (3-й справа) и другие, 1924 год
Факт 4. «Монтаж аттракционов»
Во время обучения у Всеволода Мейерхольда Эйзенштейн осуществил несколько самостоятельных постановок. Самой известной из них стал спектакль «Мудрец» по пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты». В нем Сергей опробовал многие режиссерские приемы и придумки, в том числе, небольшую кино-вставку — один из первых случаев, когда кино пришло в театр. Режиссер экранизировал дневник Глумова, и эта работа стала первым кинематографическим опытом будущего мэтра.
Факт 5. «Броненосец «Потемкин»»
1905 год — самый творчески счастливый для Сергея Эйзенштейна. В этом году он выпустил свой главный шедевр — фильм «Броненосец «Потемкин»».
Работа над картиной завершилась в рекордно короткие сроки — на съемки и монтаж ушло три месяца. По задумке режиссера, в финальном проходе броненосца через эскадру над ним должен гордо реять красный флаг. Сняв в кульминационных эпизодах белое полотнище, Сергей Эйзенштейн затем лично раскрашивал его кисточкой в красный цвет. Все 108 кадров!
Премьера картины состоялась 24 декабря 1925 года в Большом театре. Когда зажегся свет, зрительный зал взорвался аплодисментами. В январе «Потемкин» начал свое триумфальное шествие по стране. На одном из сеансов побывали члены домового комитета Чистопрудненской многоэтажки, той самой, где в квартире Маки Штрауха, превращенной в 1917 году в коммуналку, в одной комнате с другом и его женой Юдифь Глизер все эти годы жил Эйзенштейн. Усовестившись, члены комитета нашли возможность выделить для талантливого молодого режиссера отдельную комнату.
Съемочная группа фильма «Броненосец «Потемкин»» во главе с Сергеем Эйзенштейном (8-й слева) на борту военного корабля, 1925 год
Факт 6. Загранкомандировка
После выхода на экраны «Потемкина» Эйзенштейн обрел всемирную славу. Из Америки на встречу с молодым режиссером приезжали звезды немого кино Дуглас Фербенкс и Мэри Пикфорд, которые пригласили маэстро в Голливуд, суля контракты и перспективы. Сергей Михайлович начал хлопотать о выезде в Штаты.
Тем временем Сталин, мечтавший создать в СССР свой собственный Голливуд, разрешил молодому режиссеру выезд за границу. Вместе с ним осваивать западный опыт кинопроизводства отправились верные друзья и помощники Григорий Александров и Эдуард Тиссэ.
Сначала неугомонная троица устроила себе европейское турне. Эйзенштейна всюду принимали как триумфатора. Свободно владевший тремя иностранными языками, он выступал с лекциями в Берлине, Лондоне, Антверпене и Амстердаме, отвечал на вопросы студентов в Сорбонне после запрета на показ его фильмов в университетских стенах, общался с коллегами на конгрессе независимой кинематографии в Швейцарии. Среди самых ярких впечатлений — дорогие сердцу встречи с Бернардом Шоу, Луиджи Пиранделло, Джеймсом Джойсом, Федором Шаляпиным.
Григорий Александров, Сергей Эйзенштейн, Уолт Дисней, Эдуард Тиссэ (слева направо), 1930 год
В мае 1929 года Эйзенштейн, наконец, в Штатах. Ажиотаж вокруг него был не меньше, чем в Европе. Режиссер получил возможность лично познакомиться с теми, кем он давно восхищался — с Уолтом Диснеем, Чарли Чаплиным, Дэвидом Гриффитом.
Факт 7. В шаге от расстрела
По возвращении из Штатов Сталин устроил Эйзенштейну настоящую травлю. Как следует из архивных документов, в июне 1932 года отец народов из Сочи наставлял оставшегося в Москве Лазаря Кагановича: «Обратите внимание на Эйзенштейна, старающегося через Горького, Киршона и некоторых комсомольцев пролезть вновь в главные кинооператоры в СССР. Если он благодаря ротозейству культпропа добьется своей цели, то его победа будет выглядеть как премия всем будущим (и настоящим) дезертирам. Предупредите ЦКмол.».
Зампред Совета Народных Комиссаров СССР в ответ доносил: «Насчет Эйзенштейна я соответствующие меры приму. Надо урезать «меценатов», либеральствующих за счет интересов государства».
Каганович хотел не просто запретить режиссеру ставить фильмы, а «вообще расстрелять… поскольку мы не можем ему доверять; он растратит миллионы, но не даст нам ничего, потому что он против социализма». Но более лояльные к Сергею Михайловичу Молотов и Жданов сумели его отстоять. По другой версии, Сталин не хотел расстреливать талантливого режиссера, втайне надеясь, что однажды тот все-таки снимет его кинобиографию.
Сергей Эйзенштейн (слева) на съемках фильма «Бежин луг», 1935 год
Факт 8. «Голгофа» Эйзенштейна
Заказ на «Грозного» Эйзенштейну сделал сам Сталин — через Жданова. Вождю хотелось не то чтобы оправдаться перед народом за годы чудовищных репрессий, но как-то обосновать свою жестокость, вписать ее в исторический контекст. И фигура Ивана IV как нельзя лучше соответствовала этой цели. В интерпретации Сталина события выглядели так: прогрессивный царь, собиратель земель, великий и мудрый правитель строит единое государство, но реакционное боярство хочет разрушить эти планы. Во имя спасения Отечества самодержец вынужден прибегать к крайним мерам.
Сергей Эйзенштейн неделю думал над предложением вождя. В январе 1941 года режиссер приступил к работе.
Николай Черкасов (слева) и Сергей Эйзенштейн (в центре) на съемках фильма «Иван Грозный»
Первая часть картины, в которой показаны юность Ивана Грозного, венчание на царство и Казанский поход, вышла на экраны в 1945 году. «Заказчик» пребывал в эйфории. Фильм получил хвалебные отзывы и удостоился Сталинской премии.
Однако ознакомившись со второй частью, «Боярским заговором», Сталин пришел в бешенство, назвав ее «омерзительной штукой». 4 сентября грянуло постановление ЦК ВКП (б): «Режиссер Сергей Эйзенштейн… обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников… в виде шайки дегенератов». А в феврале 1947 года режиссер вместе с актером Николаем Черкасовым, сыгравшим роль Ивана Грозного, ездили по вызову Сталина в Кремль. На встрече присутствовали Жданов и Молотов. Вождь настойчиво требовал пересъемок. «У вас неправильно показана опричнина… как ку-клус-клан… — выговаривал Сталин, — царь у вас получился нерешительный, похожий на Гамлета… Иван Грозный был очень жестоким, … но нужно показать, почему необходимо быть жестоким. Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств… кого-то казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом деле мешал…».
Факт 9. «Цветовое кино»
Как и любой уважающий себя крупный режиссер эпохи черно-белого кино, Сергей Эйзенштейн много экспериментировал с цветом. Способы и цели были разные, но цвет периодически окрашивал, то целые сцены, то кадры, а то и вовсе отдельные элементы внутри кадра. Но до полноценного цветного кинематографа он не дожил. Интересно, что в ночь с 10 на 11 февраля, когда маэстро скончался от сердечного приступа, он как раз работал над статьей «Цветовое кино».
Факт 10. Леонардо ХХ века
По масштабу и универсальности дарований Сергея Эйзенштейна нередко сравнивают с легендарным итальянским живописцем и ученым Леонардо да Винчи. Художник, педагог, искусствовед, философ, психолог — Эйзенштейн блистал талантом в самых разных областях. Но высот истинного гения он достиг в кино, возвысив лубочное зрелище до уровня подлинного искусства. Монтажные открытия и эксперименты режиссера оказали колоссальное влияние на развитие мирового кинематографа, и по сей день не потеряли своей ценности.