10 любопытных фактов из биографии Сергея Эйзенштейна

22 января 1898 года родился Сергей Михайлович Эйзенштейна — режиссер, теоретик, сценарист и художник, которому современный кинематограф во многом обязан своим существованием. В день рождения мастера Diletant.ru предлагает вашему вниманию подборку любопытных фактов из его биографии.

10 любопытных фактов из биографии Сергея Эйзенштейна

Сергей Эйзенштейн на съемках фильма «Старое и новое», 1926 год

Факт 1. Рорик — ангелочек с грустными глазами и шапкой золотых волос

22 января 1898 года в одном из богатых особняков Риги на свет появился мальчик, получивший имя в честь святого Сергия Радонежского. Его отцом был известный архитектор Михаил Осипович Эйзенштейн, выстроивший почти два десятка зданий в стиле модерн на главных улицах Риги, мать, Юлия Ивановна, происходила из известного купеческого рода Конецких, владевших компанией «Невское баржное пароходство». Родители души не чаяли в единственном сыне, ласково называя его Рориком.

В детстве Рорик был похож на маленького ангелочка — с грустными серыми глазами, с шапкой золотоволосых кудрей. Он не доставлял родителям никаких хлопот — рос спокойным, смышленым, послушным. В мемуарах Эйзенштейн сравнивал того маленького мальчика с Дэвидом Копперфильдом — такой же хрупкий, худенький, беззащитный и очень застенчивый.

10 любопытных фактов из биографии Сергея Эйзенштейна

Михаил Осипович Эйзенштейн с женой и сыном Сергеем, 1900 год

Факт 2. «Твой Тебя истинно любящий Котик«

В 1909 году родители Сережи расстались, а в 1912 году их официально развенчал Святейший Синод, так как факт прелюбодеяния госпожи Эйзенштейн был доказан. Юлия Ивановна уехала в Санкт-Петербург к родным, и дом с ее отъездом в прямом смысле слова опустел: маменька забрала с собой все свое наследство. Сережа остался жить с «домашним тираном» папенькой, написав о разводе в своем дневнике: «драма, увиденная одиннадцатилетним мальчиком»…

Сильно скучая, он отправлял письма «дорогой Мамуне» сначала еженедельно, делая лишь вынужденные перерывы во время болезней, потом все реже — папенька и домашние отвлекали. Каждое письмо завершали трогательные подписи: «Целую Тебя 10 000 000 000 раз в обе щеки», «Целую Тебя 1000 линейных, кубических и квадратных раз», «Целую крепко, так крепко, что дырка будет непременно. Твой Тебя истинно любящий Котик».

Факт 3. Первый ученик

В 1908 году Сергея отдали в рижское реальное училище. Учился он с легкостью, что ни день, то радуя Михаила Осиповича отличными отметками, а в перерывах между занятиями изрисовывал школьные тетради причудливыми картинками. Его друг детства Мака Штраух вспоминал: Сережа «мог просиживать целыми часами и без устали рисовать все, что ему приходило в голову: жанровые сценки, отдельные фигуры, лица… С неистощимой выдумкой и огромным юмором, с уверенностью и мастерством профессионального художника набрасывал он свои рисунки…».

10 любопытных фактов из биографии Сергея Эйзенштейна

Борис Пастернак (2-й слева), Сергей Эйзенштейн (3-й слева), Лиля Брик (4-я справа), Владимир Маяковский (3-й справа) и другие, 1924 год

Факт 4. «Монтаж аттракционов»

Во время обучения у Всеволода Мейерхольда Эйзенштейн осуществил несколько самостоятельных постановок. Самой известной из них стал спектакль «Мудрец» по пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты». В нем Сергей опробовал многие режиссерские приемы и придумки, в том числе, небольшую кино-вставку — один из первых случаев, когда кино пришло в театр. Режиссер экранизировал дневник Глумова, и эта работа стала первым кинематографическим опытом будущего мэтра.

Факт 5. «Броненосец «Потемкин»»

1905 год — самый творчески счастливый для Сергея Эйзенштейна. В этом году он выпустил свой главный шедевр — фильм «Броненосец «Потемкин»».

Работа над картиной завершилась в рекордно короткие сроки — на съемки и монтаж ушло три месяца. По задумке режиссера, в финальном проходе броненосца через эскадру над ним должен гордо реять красный флаг. Сняв в кульминационных эпизодах белое полотнище, Сергей Эйзенштейн затем лично раскрашивал его кисточкой в красный цвет. Все 108 кадров!

Премьера картины состоялась 24 декабря 1925 года в Большом театре. Когда зажегся свет, зрительный зал взорвался аплодисментами. В январе «Потемкин» начал свое триумфальное шествие по стране. На одном из сеансов побывали члены домового комитета Чистопрудненской многоэтажки, той самой, где в квартире Маки Штрауха, превращенной в 1917 году в коммуналку, в одной комнате с другом и его женой Юдифь Глизер все эти годы жил Эйзенштейн. Усовестившись, члены комитета нашли возможность выделить для талантливого молодого режиссера отдельную комнату.

10 любопытных фактов из биографии Сергея Эйзенштейна

Съемочная группа фильма «Броненосец «Потемкин»» во главе с Сергеем Эйзенштейном (8-й слева) на борту военного корабля, 1925 год

Факт 6. Загранкомандировка

После выхода на экраны «Потемкина» Эйзенштейн обрел всемирную славу. Из Америки на встречу с молодым режиссером приезжали звезды немого кино Дуглас Фербенкс и Мэри Пикфорд, которые пригласили маэстро в Голливуд, суля контракты и перспективы. Сергей Михайлович начал хлопотать о выезде в Штаты.

Тем временем Сталин, мечтавший создать в СССР свой собственный Голливуд, разрешил молодому режиссеру выезд за границу. Вместе с ним осваивать западный опыт кинопроизводства отправились верные друзья и помощники Григорий Александров и Эдуард Тиссэ.

Сначала неугомонная троица устроила себе европейское турне. Эйзенштейна всюду принимали как триумфатора. Свободно владевший тремя иностранными языками, он выступал с лекциями в Берлине, Лондоне, Антверпене и Амстердаме, отвечал на вопросы студентов в Сорбонне после запрета на показ его фильмов в университетских стенах, общался с коллегами на конгрессе независимой кинематографии в Швейцарии. Среди самых ярких впечатлений — дорогие сердцу встречи с Бернардом Шоу, Луиджи Пиранделло, Джеймсом Джойсом, Федором Шаляпиным.

10 любопытных фактов из биографии Сергея Эйзенштейна

Григорий Александров, Сергей Эйзенштейн, Уолт Дисней, Эдуард Тиссэ (слева направо), 1930 год

В мае 1929 года Эйзенштейн, наконец, в Штатах. Ажиотаж вокруг него был не меньше, чем в Европе. Режиссер получил возможность лично познакомиться с теми, кем он давно восхищался — с Уолтом Диснеем, Чарли Чаплиным, Дэвидом Гриффитом.

Факт 7. В шаге от расстрела

По возвращении из Штатов Сталин устроил Эйзенштейну настоящую травлю. Как следует из архивных документов, в июне 1932 года отец народов из Сочи наставлял оставшегося в Москве Лазаря Кагановича: «Обратите внимание на Эйзенштейна, старающегося через Горького, Киршона и некоторых комсомольцев пролезть вновь в главные кинооператоры в СССР. Если он благодаря ротозейству культпропа добьется своей цели, то его победа будет выглядеть как премия всем будущим (и настоящим) дезертирам. Предупредите ЦКмол.».

Зампред Совета Народных Комиссаров СССР в ответ доносил: «Насчет Эйзенштейна я соответствующие меры приму. Надо урезать «меценатов», либеральствующих за счет интересов государства».

Каганович хотел не просто запретить режиссеру ставить фильмы, а «вообще расстрелять… поскольку мы не можем ему доверять; он растратит миллионы, но не даст нам ничего, потому что он против социализма». Но более лояльные к Сергею Михайловичу Молотов и Жданов сумели его отстоять. По другой версии, Сталин не хотел расстреливать талантливого режиссера, втайне надеясь, что однажды тот все-таки снимет его кинобиографию.

10 любопытных фактов из биографии Сергея Эйзенштейна

Сергей Эйзенштейн (слева) на съемках фильма «Бежин луг», 1935 год

Факт 8. «Голгофа» Эйзенштейна

Заказ на «Грозного» Эйзенштейну сделал сам Сталин — через Жданова. Вождю хотелось не то чтобы оправдаться перед народом за годы чудовищных репрессий, но как-то обосновать свою жестокость, вписать ее в исторический контекст. И фигура Ивана IV как нельзя лучше соответствовала этой цели. В интерпретации Сталина события выглядели так: прогрессивный царь, собиратель земель, великий и мудрый правитель строит единое государство, но реакционное боярство хочет разрушить эти планы. Во имя спасения Отечества самодержец вынужден прибегать к крайним мерам.

Сергей Эйзенштейн неделю думал над предложением вождя. В январе 1941 года режиссер приступил к работе.

10 любопытных фактов из биографии Сергея Эйзенштейна

Николай Черкасов (слева) и Сергей Эйзенштейн (в центре) на съемках фильма «Иван Грозный»

Первая часть картины, в которой показаны юность Ивана Грозного, венчание на царство и Казанский поход, вышла на экраны в 1945 году. «Заказчик» пребывал в эйфории. Фильм получил хвалебные отзывы и удостоился Сталинской премии.

Однако ознакомившись со второй частью, «Боярским заговором», Сталин пришел в бешенство, назвав ее «омерзительной штукой». 4 сентября грянуло постановление ЦК ВКП (б): «Режиссер Сергей Эйзенштейн… обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников… в виде шайки дегенератов». А в феврале 1947 года режиссер вместе с актером Николаем Черкасовым, сыгравшим роль Ивана Грозного, ездили по вызову Сталина в Кремль. На встрече присутствовали Жданов и Молотов. Вождь настойчиво требовал пересъемок. «У вас неправильно показана опричнина… как ку-клус-клан… — выговаривал Сталин, — царь у вас получился нерешительный, похожий на Гамлета… Иван Грозный был очень жестоким, … но нужно показать, почему необходимо быть жестоким. Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств… кого-то казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом деле мешал…».

Факт 9. «Цветовое кино»

Как и любой уважающий себя крупный режиссер эпохи черно-белого кино, Сергей Эйзенштейн много экспериментировал с цветом. Способы и цели были разные, но цвет периодически окрашивал, то целые сцены, то кадры, а то и вовсе отдельные элементы внутри кадра. Но до полноценного цветного кинематографа он не дожил. Интересно, что в ночь с 10 на 11 февраля, когда маэстро скончался от сердечного приступа, он как раз работал над статьей «Цветовое кино».

Факт 10. Леонардо ХХ века

По масштабу и универсальности дарований Сергея Эйзенштейна нередко сравнивают с легендарным итальянским живописцем и ученым Леонардо да Винчи. Художник, педагог, искусствовед, философ, психолог — Эйзенштейн блистал талантом в самых разных областях. Но высот истинного гения он достиг в кино, возвысив лубочное зрелище до уровня подлинного искусства. Монтажные открытия и эксперименты режиссера оказали колоссальное влияние на развитие мирового кинематографа, и по сей день не потеряли своей ценности.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории