110 лет назад погиб художник Василий Верещагин.

30 марта 1932 года в селе Чубовка Куйбышевской области родился советский и российский актёр театра и кино, Народный артист РФ, 110 лет назад погиб художник Василий Верещагин. .

Настоящее имя – Гений. Он родился в семье молодых коммунистов, которые во всем соответствовали своей эпохи и своих детей они назвали попросту Идеей и Гением.

В десять лет мальчик осиротел: родители – политруки погибли на фронте и его определили в специальный детский дом для детей погибших офицеров армии и флота, из которого он тут же убежал. Потом он частенько убегал из детдомов, ведь далеко не везде были нормальные условия: жестокие педагоги, да и сами ребята – маленькие преступники, пили, кололись наркотиками, воровали, могли запросто убить.

В конце концов, парень оказался в Поволжье и словно попал в рай – обрел и друга на всю жизнь и будущую профессию: трогательная, добрая воспитательница, бывшая актриса приобщила своих воспитанников к художественной самодеятельности. Вот тогда-то юноша всерьез увлекся театральным искусством, хотя, после школы он все же собирался поступать в военное училище, куда первым "проложил дорожку" его закадычный старший дружок Сашка, но Юхтин провалился по зрению.

Выбор оставался за актерской профессией. Получив аттестат об окончании школы, парень оказался в Москве, перед лицом приемной комиссии ВГИКа. Он сразу же поступил на курс легендарной мхатовской пары – Ольги Ивановны Пыжовой и Бориса Владимировича Бибикова, выпустивших и Вячеслава Тихонова, и Нонну Мордюкову, и Любовь Соколову… Да и учился Юхтин на одном курсе вместе с Руфиной Нифонтовой, Изольдой Извицкой, Татьяной Конюховой, Надеждой Румянцевой, Майей Булгаковой…

По окончании ВГИКа в 1955 году молодого актера приняли в легендарную труппу государственного Театра-студии киноактера, где выступали такие звезды, как: Марина Ладынина, Николай Крючков, Петр Алейников, Борис Андреев, Марк Бернес. Театр киноактера был выбран актером один раз и навсегда, более полувека он не прекращал играть на прославленной сцене.

Вместе с Натальей Крачковской показал зрителям комедию режиссера Николая Бендеры "Аферисты", сыграл одного из космонавтов в интересной постановке "Дерзкие земляне", блестяще создал образ американского писателя в прекрасном спектакле "Бродвей, Бродвей" с кордебалетом, с танцами, с музыкой, в котором были заняты интересные артисты: Лариса Лужина, Владимир Козелков, Инна Выходцева и очень много талантливой молодежи.

В отличие от других театров, сцена Театра киноактера, так и иначе, всегда была связана с кино, поэтому была уже традиция: очень многих выпускников ВГИКа тут же расхватали на съемки.

Перед Геннадием Гавриловичем в то время встала дилемма: уезжать в Кунгур на съемки "Чужой родни", там он уже был утвержден на роль, или в Ленинград на пробы "Дела Румянцева". "Лучше синица в руках, чем журавль в небе" – решил вновь испеченный киноактер и выбрал съемки в замечательной компании с молодыми, веселыми, шаловливыми Ноной Мордюковой и Николаем Рыбниковым. Так кинодебютом для Геннадия Юхтина стала эпохальная лента "Чужая родня" 1955 года и роль удалого гармониста Васи.

Через два месяца съемки переехали в Ленинград – тут-то и оказалось, что главная роль шофера Евдокимова в "Деле Румянцева" словно дожидалась Юхтина. Фортуна улыбнулась актеру широкой улыбкой, ведь для начала творческого пути это была на редкость выигрышная роль, которую он очень убедительно сыграл, да и фильм полюбился зрителям и принес немалый успех самому актеру.

Предложения сняться в кино актеру последовали одно за другим. Геннадия Юхтина приглашали сыграть героев социального плана, рабочих парней, лирических и патриотических защитников Родины в популярные фильмы, в которых актеры на фоне вымученного, стилизованного, зажатого в узкие цензурные рамки, лакированного послевоенного искусства, стали играть самих себя, практически без грима, играть свое время, свое поколение. Это известный инженер Крушенков из фильма "Весна на Заречной улице" и бравый солдат Мухин в картине "Рассказы о Ленине", немного скромный Павлов из "Баллады о солдате" и удалой матрос Галкин в "Мичмане Панине", строгий секретарь горкома в "Повторной свадьбе", Муравьёв из "Мёртвого сезона" и уравновешенный Набатов из "Воскресения".
"Амурные" фильмы

Персонажи Геннадия Юхтина не были героями-любовниками, режиссеры порой даже не позволяли ему завести на экране роман, хоть он их об этом частенько и просил, вообщем "любовный роман" всегда оставался за кадром, а на глазах у зрителя актер раза два лишь целовался… И в 1964 году ему все же предложили то, что надо: и страдания, и поцелуи, и объятия, и даже постельная сцена. Геннадий Юхтин был утвержден на роль мужа Федора главной героини в драме "Фро" по рассказам Андрея Платонова. Партнерша была настоящей красавицей, но она была замужем за очень ревнивым грузином, да еще и за режиссером этой картина: Резо Эсадзе, который наложил табу на объятия и поцелуи, объясняя свой запрет тем, что у Платонова любовь платоническая, что его герои должны были лишь страдать, изжигая себя страстью и желанием. Вот так по воле режиссера Юхтин в кино никакого удовольствия от этой любви и не получил.

Через четыре года режиссер Семен Туманов все же "поправил положение", пригласив актера на съемки в мелодраму с трогательным, драматическим сюжетом "Любовь Серафима Фролова" на роль Ромки, деревенского мужика, инвалида с детства, "бабника", не призванного на войну, который остался в тылу дожидаться свою жену с фронта. Очаровательная Лариса Лужина играла жену героя Юхтина, которая, отвоевавшись, застала своего "немощного мужичка" с любовницей, с блеском исполненная роль Тамары Семиной, и бодренько отстегала его солдатским ремешком. После первого дубля Геннадий Юхтин покрылся поперечными красными полосками, после второго кровоподтеками, а потом даже синяки появились. Пришлось гримеру поработать, чтобы скрыть эти следы "нежной страсти". С тех пор, как только заходил разговор о любви в кадре, актера начинало бросать в дрожь.

В этом же, 1968 году актер ухитрился сняться еще в нескольких картинах, сыграв в них роли второго плана: участковый лейтенант Егоров в фильме "Ошибка резидента", капитан Муравьев Алексей Николаевич в "Мертвом сезоне", Суконцев в картине "Конец "Сатурна", Абалов в "Грозе над Белой" и отец Паисий в киноленте "Братья Карамазовы". Снимаясь в год на нескольких съемочных площадках, Геннадий Юхтин все же был уверен: "Я, видимо, плохой артист: я не умею себя рекламировать, особенно в амурном плане. Это мне всегда мешало, потому что искусство – это рынок, в нем надо уметь себя показать и предложить".

Часто замечательному актеру в его киношной жизни пришлось сниматься в военных фильмах: ходил в атаку дублей 100, на танке, на коне и пешим, даже сам ухитрялся сделать трюки в потешных батальных игрищах, подрывался на пиротехнических снарядах, то побеждал, то погибал геройской смертью…
В 1964 году, во время съемок фильма "Жаворонок" Геннадий Юхтин чудом не остался без ноги. Его герой вместе с товарищами убежал из плена прямо на танке, в какой-то момент он покинул танк, который все еще продолжал двигаться прямо на Юхтина. В самый последний момент актер все же успел убрать ногу. Потом сержант-водитель танка, пожав плечами, оправдывался: "Откуда же я знаю, что у вас в сценарии, может нога не настоящая".

Роль в фильме "Неуловимые мстители" 1966 года режиссера Эдмонда Кеосаяна — одна из самых ярких в актерской биографии Геннадия Юхтина. Роль, хотя и небольшая, но убедительная, очень своеобразная и далеко не все узнавали актера в картине, – это денщик Лютого — Игнат Уши, такой героический мужчина, не устерегший Даньку, которого ему доверили охранять в баньке, за что и был убит.
"Актер Копелян уже застрелил меня, я лежу буквально под копытами его коня. И вдруг у меня над ухом раздается еще один выстрел маузера – артист случайно нажал на спусковой курок. От неожиданности меня, "мертвого" буквально подбросило над землей – это видно даже в кадре. К сожалению, риск на съемках нередкое дело. А что делать, снимут другого, а я вообще без работы останусь – приходилось рисковать, другие вообще погибали" – вспоминает актер.

В творческом багаже Геннадия Юхтина много-много ролей. Правда, не все роли у актера большие, есть эпизоды, но эпизоды в исполнении актера настолько сильные, что они порой бывают сильнее главной роли. Одно из главных актерских качеств Юхтина — он умел так сыграть небольшой эпизод в фильме, что зрители его запоминали и ставили наравне с главными персонажами: Трофимов в "Линии жизни" и Беспятов в картине "Факты минувшего дня", Глазунов в "Черном треугольнике" и боцман Израэль Хендс в приключении "Остров сокровищ", просто майор в "Человеке, который закрыл город" и Коткин в картине "Семен Дежнев".

Для Геннадия Юхтина все роли одинаково трудные и "чем меньше роль, тем больше ответственность, ведь маленькую роль провалишь – и ничем уже не помочь".

Когда–то герой начинающего актера Геннадия Юхтина в киноленте "Баллада о солдате" должен был на танковой переправе всего-то передать Алеше Скворцову письмо на улицу Чехова для жены. Все! Но как это сыграть, чтобы потом зритель помнил об этом письме? Именно в этом "Как?" – и есть весь Геннадий Юхтин. Именно этот вопрос не позволил актеру более полувека назад слиться с актерами второго плана. Не позволяет сливаться и сейчас.

Сегодня у киноартистов нет особого выбора: или надо сниматься в многосерийных картинах, порой "жутких" по своей тематике, не говоря уж о другом, в рекламе, или можно оказаться на обочине кинопроизводства. Однако именно работы Геннадия Юхтина, порой и эпизодические, в сериалах не оставляют зрителя равнодушным. Будь-то трогательный лакей Степан из "Петербургских тайн" или нагловатый Гавриил Головкин в "Тайнах дворцовых переворотов", старый солдат Егоршин Иван Денисович – защитник Отечества в "Богатстве" по роману Пикуля или подтянутый граф Кудряшов-Зарасайский в "Леди на день".

Геннадий Юхтин женился поздно, наверное, потому что долго выбирал. В семье Юхтиных полная демократия: никто никого не пытается переделать, да и меняется Геннадий Гаврилович гораздо быстрее, чем его Лида, потому что он старше, а значит и "мудрее". Так что все помехи для счастья ликвидированы.

А в свободное время Геннадий Юхтин любит бывать на даче, там и банька у актера есть… И когда в этой баньке собираются друзья актера, "тогда и рождаются истории в стиле "Декамерона"… Но это уже, как говорится "Для внутреннего пользования".

http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/yuhtin/

110 лет назад погиб художник Василий Верещагин.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории