Разрубить Фолклендский узел

Герб Фолклендских островов  Герб Фолклендских островов

Найти на карте мира острова, которые англичане называют Фолклендскими, а аргентинцы – Мальвинскими, не так-то просто. И все же на протяжении почти двухсот лет оба государства боролись за обладание этим клочком суши. Пик противостояния пришелся на 1982 год.

Корни конфликта

В Англии годом открытия Фолклендов всегда считался 1592-й. Капитан Джон Дейвис бросил якорь у берегов архипелага и провозгласил его собственностью королевы Елизаветы I. Существует и другая версия: за 72 года до Дейвиса на Фолкленды высадился отряд испанца Эстебана Гомеса, и с тех пор они находились под властью Мадрида. Спор двух империй длился почти полтора века, пока в 1820 году в игру не вступил третий претендент на острова – Аргентина.
Аргентина провозгласила себя правопреемницей Испании в Южной Америке. В 1829 году на острова прибыл губернатор с отрядом солдат.
Но в 1833 году к Фолклендам подошли английские корабли. Совершив бескровный захват власти, англичане вывезли аргентинцев обратно на родину. Аргентина не осмелилась пойти на противостояние с более сильным противником…

Перед бурей

Следующие 150 лет на Фолклендах сохранялось хрупкое равновесие. В 1972 году аргентинские рабочие строили на островах аэропорт Порт-Стэнли и устанавливали телефонную связь. Однако Лондону был нужен контроль над архипелагом, где шла добыча нефти и газа, а также ловился ценный рачок криль.
В 1981 году в Буэнос-Айресе произошел военный переворот. Власть захватила военная хунта во главе с Леопольдо Галтьери. Экономика Аргентины находилась в плачевном состоянии, инфляция превысила 300% в год. Поднять престиж режима могла лишь «маленькая победоносная война». С этой целью была разработана операция «Сопротивление», предусматривавшая захват Фолклендов. Возможность вмешательства армии и флота Британии, расположенной за 13 000 километров от архипелага, никто всерьез не рассматривал.

Противостояние

19 марта 1982 года на необитаемый остров Южная Георгия (800 километров от Порт-Стэнли) высадились «рабочие» и подняли над островом флаг Аргентины.
Когда у побережья появился транспорт с 20 английскими моряками, «рабочие» открыли по нему огонь. Оказалось, на острове орудовали переодетые в гражданское бойцы «Бузо Тактико» – группы боевых пловцов аргентинских ВМС.
Губернатор Фолклендов Рекс Хант потребовал от Буэнос-Айреса немедленно вывести военных с острова. Ответ премьер-министра Аргентины был равносилен объявлению войны: «Аргентинцы находятся на аргентинской территории и продолжат пребывать там под защитой аргентинского правительства».
2 апреля 1982 на Восточный Фолкленд был высажен десант под командованием Марио Менендеса. Он взял Порт-Стэнли, не пролив ни капли крови.
Губернатор Хант приказал охранявшим город 80 английским морпехам сложить оружие.
Между территорией Аргентины и архипелагом был установлен воздушный мост, по которому на острова перебросили более 10 000 солдат. По приказу хунты название Фолкленды сменили на Мальвины, а Порт-Стэнли переименовали в Пуэрто-Аргентино. 7 апреля 1982 года губернатором захваченных островов стал генерал Менендес.

Империя наносит ответный удар

В момент аргентинского вторжения на островах проживали 1200 подданных британской короны. Большинство из них отказались принять аргентинское гражданство, надеясь на помощь метрополии. Они не ошиблись. Во главе английского правительства стояла Маргарет Тэтчер, она объявила о готовности силой оружия защищать интересы фолклендцев.
В день высадки аргентинцев на Фолклендах Англия разорвала дипломатические отношения с Буэнос-Айресом и заморозила аргентинские счета в своих банках. 5 апреля 1982 из Портсмута в сторону архипелага отплыли 40 военных судов во главе с авианосцами «Гермес» и «Инвизибл». Воинский контингент на борту достигал 10 000 человек, в числе которых был и принц Эндрю, сын Елизаветы II. Английский военный министр Нотт предупредил хунту, что ВМС Великобритании будут топить любой аргентинский корабль, подошедший к островам ближе чем на двести миль. В ответ Аргентина начала переброску на архипелаг дополнительных сил.
Лондон хорошо понимал, что мирное урегулирование могло занять годы, и предпочитал одним ударом разрубить Гордиев узел. Усилия миротворцев, среди которых были папа Иоанн Павел II и Генеральный секретарь ООН Перес де Куэльяр, успеха не имели.

Первая кровь

На первом этапе Фолклендской войны сказалось превосходство английской военной техники и профессионализм личного состава. Большинство аргентинских военнослужащих оказались на большой войне впервые.
2 мая 1982 года торпеда британской подлодки «Завоеватель» отправила на дно аргентинский крейсер «Генерал Бельграно» с 368 матросами на борту.
Позднее стало известно, что это произошло за 36 миль от 200-мильной запретной зоны вокруг Фолклендов, которую перед войной обозначили сами англичане. Незаконное нападение вызвало возмущение во всем мире, а аргентинские ВМС в отместку потопили британский эсминец «Шеффилд». Но английские корабли все плотнее сжимали кольцо блокады с моря. Место «Шеффилда» занял эсминец «Экстер», с севера двигались еще четыре военных судна. Транспорты «Королева Елизавета II» и «Канберра» доставили подкрепление – 6000 солдат.
Параллельно английское командование успешно провело операцию «Бак Бэк», в ходе которой британский бомбардировщик «Вулкан» разрушил взлетную полосу аэродрома Порт-Стэнли. Без нее имевшиеся у Менендеса самолеты класса «Мираж», «Скайхок» и «Супер Этандар» оказались почти бесполезны.
Отсутствие у аргентинской группировки систем ПВО окончательно обеспечило англичанам господство в воздухе.

Битва за землю

 

Британские парашютисты конвоируют пленных аргентинцев. Порт-Стэнли. Фото 17 июня 1982 года
Британские парашютисты конвоируют пленных аргентинцев. Порт-Стэнли. Фото 17 июня 1982 года

И все же исход кампании решили не корабли и самолеты, а британские пехотинцы. 21 мая 1982 англичане провели разведку боем близ порта Сан-Карлос.
Высаженный с вертолетов отряд диверсантов взорвал хранилища горючего и вывел из строя местную радиолокационную станцию. Одновременно с этим англичане высадили десанты близ поселков Дарвин и Гус Грин. При их захвате английские коммандос потеряли лишь 17 человек. Потери Аргентины составили 200 убитых и 1400 пленных. На пути к Порт-Стэнли больше не осталось заслонов.
Однако город был окружен возвышенностями, на которых располагались аргентинские огневые точки. Здесь англичане добились успеха благодаря слаженным действиям всех родов войск.
В ночь с 11 на 12 июня 1982 года британские десантники при поддержке корабельных орудий взяли горы Лонгдон, Харриет, Тамблдаун и высоты Две сестры. Оборонявшиеся аргентинцы были перебиты или взяты в плен. 13 июня разгорелась битва за хребет Ваерлесс.
Аргентинские орудия уничтожили при помощи управляемых ракет «Милан», а британская пехота приступом взяла вершины. Последней пала гора Уильям, где аргентинцы особенно пострадали от ночных налетов британских «Скаутов» и «Харриеров».
Остатки вооруженных сил Менендеса (почти 10 000 солдат) оказались блокированы в низине близ Порт-Стэнли. Англичане выдвинули противнику ультиматум: сдача в плен или обстрел группировки с суши, моря и воздуха. 14 июня 1982 года в 20:59 над позициями аргентинцев взвился белый флаг, и английский главнокомандующий Джереми Мур принял капитуляцию Менендеса.

Развязка

После поражения Аргентины в войне Леопольдо Галтьери недолго оставался диктатором. Революция в Аргентине 1983 года привела к власти новое правительство, объявившее бывшего главу хунты «поджигателем Фолклендской войны». Он получил 12 лет тюрьмы.
Авторитет же Маргарет Тэтчер в глазах подданных британской короны неизмеримо вырос. «Война проверила Железную леди на прочность. Пройденное испытание показало, что она выкована из металла высшего качества, который не гнется, не ломается и подходит для решения любых задач», – писали английские газеты.
К 1990 году дипломатические отношения между Англией и Аргентиной были восстановлены. Однако британский гарнизон на Фолклендах возрос до 1650 солдат, четырех кораблей и шести боевых самолетов.
Столкновение 1982 года несколько разрядило обстановку, но не свело напряженность к нулю. Буэнос-Айрес по-прежнему предъявляет права на архипелаг, а Лондон заявляет о его «вооруженной защите». Возможно, именно это возвращение конфликта к исходной точке побудило аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса назвать Фолклендскую войну «битвой двух лысых за расческу».

 

 

Владимир ВИНЕЦКИЙ
Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий