13 декабря 1908 года родился замечательный актер театра и кино Ростислав Плятт.

13 декабря 1908 года родился замечательный актер театра и кино Ростислав Плятт.

Отцом Ростислава был известный ростовский адвокат Иван Иосифович Плят, поляк по происхождению. Таким образом, добавив к фамилии одну букву и заменив в отчестве другую, актер создал себе творческий псевдоним – Ростислав Янович Плятт.

Мать Ростислава, Зинаида Павловна Закаменная, украинка из Полтавы, болела чахоткой. Вот почему, хотя Ростислав Плятт и родился в Ростове-на-Дону, он практически не жил там в детстве, вернувшись в город много позже. Когда Ростиславу едва исполнился год, семья, по совету врачей, переехала в Кисловодск, а через семь лет, после смерти Зинаиды Павловны, вопреки протесту родственников овдовевший отец увез сына в Москву.

Бабушка по отцовской линии хотела, чтобы маленький Ростислав воспитывался в Польше, бабушка по материнской – на Украине.

«Мне рассказывали, что у моей колыбели сходились две бабки – Жозефина Феликсовна, мать отца, и Александра Лукинична, мамина мать, – и начиналась тихая битва, – вспоминал Плятт. – Одна следила, чтобы дитя не усвоило ничего из хохлацкой речи, другая, наоборот, охраняла ребенка от всяких полонизмов. Успеха добились обе: когда я вырос, выяснилось, что я не знаю ни одного языка, кроме русского».

В Москве Ростислав поступил в 9-ю московскую школу имени Томаса Эдисона, где нередко происходили постановки второй и четвертой студий МХАТа.

Захваченный театральными постановками, Ростислав всем своим существом стремился во МХАТ, однако у юного школьника не было средств, позволивших бы ему такое дорогое удовольствие, как ежедневное посещение театра. Но в один прекрасный день его любимые актеры сами появились на пороге квартиры Плятов. Они пришли к отцу Ростислава как к юристу. Артист Ключарев, вступившийся за честь оскорбленной актрисы Пыжовой и привлеченный в суд за оскорбление действием автора юморесок Угрюмова, просил Ивана Иосифовича защищать его в суде. Дело окончилось успешно, и Ростислав, хотя и не был принят в труппу, получил рекомендацию в студию Юрия Завадского, куда и поступил в 1926 году.

Актерский талант Ростислава Плятта к тому времени проявился уже в школьных постановках, которыми руководил Владимир Федорович Лебедев. Там Ростислав блистал в юмористических ролях, создавая запоминающиеся характерные образы. Этот его талант был полнее раскрыт уже во МХАТовских постановках. До 1936 года Плятт успешно выступал на сцене. А когда в 1936 году началась кампания по перераспределению молодых актеров в провинцию, Юрий Завадский дал согласие выехать со своей труппой в родной город Ростислава Ростов-на-Дону. Поскольку Ростислав Плятт был единственным ростовчанином в труппе, собратья по цеху некоторое время даже подозревали его в причастности к высылке из столицы в далекую южную провинцию.

Однако актер и сам не хотел оставлять Москву ради города, которого он даже не помнил. Лишь много позже он назовет этот период лучшим в своей жизни. Ростовчане очень любили постановки с участием Плятта, особенно те спектакли, в которых он играл в паре с Верой Марецкой. Особым успехом пользовалась постановка «Дни нашей жизни», в которой Ростислав Плятт обнаружил другую сторону своего таланта: способность к глубокому раскрытию характера персонажа, через передачу тончайших нюансов его психологии.

«Никто не может лишить меня права существовать в оптимистическом ключе. Но если вы ощутите некоторую горечь, поймите ее правильно: я страстно не люблю штампы».

В Москву Ростислав Плятт возвратился лишь в 1938 году, где до 1941 года работал в Театре им. Ленинского комсомола. Его исполнение роли Бурмина в постановке «Парень из нашего города» было высоко отмечено писателем Константином Симоновым. Тогда же Ростислав Плятт впервые снимается в кино, в фильме Михаила Ильича Ромма «Ленин в 1918 году». Эпизодическая роль товарища Иванова, беседующего со Сталиным, была вырезана из конечного варианта картины, так что дебютом актера на киноэкране стала роль интеллигентного холостяка в фильме «Подкидыш». Эта роль второго плана сразу, однако, сделала его известным.

С 1941 по 1943 год Ростислав Плятт работает в Московском театре драмы, а после возвращается к Завадскому и уже не покидает Театр им. Моссовета.
С возрастом внешность актера разительно изменилась. Из худощавого юноши он превратился в крупного, грузного мужчину, что определило его дальнейшие роли в кинематографе. Благодаря интеллигентному лицу, доброму взгляду, манере говорить тихо и мягко, Ростислав Плятт не только вывел целый ряд положительных персонажей, вроде ученого из фильма «Иду на грозу» или пастора Шлага из «Семнадцати мгновений весны», но и сам стал воплощением советского интеллигента.

Интересные факты из жизни Ростислава Плятта:

Ростислав Плятт был отличным чтецом, он не только вел передачи, в которых читал рассказы русских классиков, но и принимал участие в озвучивании таких мультфильмов, как «Слово имеют куклы», «Как львенок и черепаха пели песню», «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье», где читал слова автора.

Последней ролью Ростислава Плятта стала роль в фильме «Визит к минотавру», где он сыграл скрипичного мастера Амати. В фильме старый мастер почти все время сидит в креслах. На съемочной площадке актер сломал шейку бедра.

Одно время в парикмахерских, ресторанах, банях СССР висели объявления: «Чаевые оскорбляют достоинство советского человека». И Плятт, рассчитываясь с парикмахером, неизменно приговаривал, косясь на плакат: «Обожаю оскорблять достоинство советского человека». Расплатившись и оставив щедрые чаевые, спрашивал: «Я достаточно оскорбил ваше достоинство?».

Другом Ростислава Плятта и его соседом по дому на Большой Бронной 2/6 был Юрий Никулин.

Ростислав Плятт был влюблен в Веру Марецкую, жену Юрия Завадского, но после смерти руководителя Театра им. Моссовета Марецкая отказала Плятту, сославшись на преклонный возраст.

Ростислав Плятт не только был в очень теплых отношениях с Фаиной Раневской, но в легендарном спектакле Анатолия Эфрома «Дальше – тишина» сумел составить с ней незабываемый актерский дуэт.

Через четыре года после смерти Ростислава Плятта его квартиру ограбили. Было похищено столовое серебро на 12 персон и 20 государственных наград актера, в числе которых была и золотая звезда Героя Социалистического Труда. Ни одна из наград Ростислава Плятта до сих пор не найдена.

 

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий