Почему так рано уходят талантливые люди? Сложно объяснить. Может, их звезды настолько ярко сияют при жизни, что они преждевременно расходуют свой свет. Как бы то ни было, они угасают, но след их падающей звезды радует потом еще не одно поколение. Николая Еременко–младшего, сына белорусских актеров Галины Орловой и Николая Еременко, нет с нами уже почти тринадцать лет — он скончался от инсульта на 52–м году жизни. Но такова уж магия кино, что жизнь артиста продолжается в его экранных образах и после смерти.
— Я вижу его постоянно. Почти каждый день, на разных каналах. Это и неудивительно — сын снялся более чем в сорока картинах, — говорит народная артистка Беларуси Галина Орлова. В ноябре прошлого года Галине Александровне исполнилось 85 лет, но она по сей день работает в Национальном академическом театре имени Янки Купалы. Актерская профессия для нее всегда значила многое. Так же, как и для ее мужа Николая, которого она похоронила за год до смерти сына, и для ее любимого Николая–младшего.
Мать артиста не скрывает: главным в жизни сына было именно кино. Коля все время об этом говорил.
Любовь к актерской профессии Николай Еременко–младший, можно сказать, впитал с молоком матери. Все детство мальчишки прошло за кулисами — родители Коли работали в витебском театре имени Якуба Коласа. Как вспоминает сегодня Галина Александровна, сын однажды даже сорвал ей спектакль. Так заигрался во время представления, что вышел на сцену весь увешанный оружием и попросил застегнуть ему брюки. Так что его первое появление на сцене запомнилось витебским театралам надолго. А спустя пару лет, уже после того как актерская семья переехала в Минск, состоялся дебют Коли в кино. Вместе с мамой он снялся в короткометражке о правилах дорожного движения, сделанной по заказу ГАИ. Ему тогда было двенадцать лет.
В школе Николай многим увлекался: баскетболом, футболом, бадминтоном, лыжами. Поэтому мог пойти и по спортивной стезе. Когда встал вопрос о выборе будущей профессии, родители своего мнения не навязывали, но и не стали отговаривать сына, когда тот решил стать актером.
— Конечно, наша профессия непростая, однако если она превращается в мечту, никто не должен становиться на пути, — считает Галина Орлова. — Единственное, о чем мы его просили, — поступать в Минский театральный институт. Поскольку жили небогато, было проще, чтобы сын жил дома. Но он мечтал о ВГИКе, в результате мы уступили.
И не зря. Именно в Москве Николай Еременко–младший стал уверенно покорять советский кинематограф. Правда, большими успехами начинающий актер похвастаться не мог. Поговаривают, за время учебы он получил восемь строгих выговоров, и с курса на курс его переводили «условно». Однако свое право стать актером доказал руководителю курса Сергею Герасимову на съемочной площадке, снявшись в его картине «У озера».
После окончания ВГИКа Еременко работал актером в Театре–студии киноактера, затем в студии имени Горького. Картины посыпались одна за другой: «Горячий снег», «Красное и черное», «31 июня», «Трактир на Пятницкой», «Пираты ХХ века»… Всего он снялся в сорока картинах. Из последних работ — роль Юрия Ростиславовича, отца Космоса, в сериале «Бригада», отца Энжена в «Ударе Лотоса», Сергея Куприянова в «Подари мне лунный свет», кесаря Никифора в «Рыцарском романе».
Какие экранные образы наиболее удались Еременко–младшему? Одни отмечают работу в «Красном и черном». Другие называют роль старшего механика Сергея Сергеевича в «Пиратах ХХ века», за которую журнал «Советский экран» назвал его актером 1980 года.
— А мне все его работы нравятся, — говорит Галина Александровна. — Коле повезло в кино. Он играл разные роли, разные эпохи, разные характеры. И играл их убедительно, достоверно. Он был поистине талантливым человеком.
К слову, Николай Еременко–младший не только играл в кино, но и сам его снимал. В 1996 году к юбилею своего отца он снял фильм «Сын за отца», в котором сыграл вместе с Еременко–старшим — до этого вместе они не снимались.
Еременко–младший пользовался большим успехом, особенно у женщин. Они его забрасывали письмами, а некоторые даже с чемоданами приезжали и заявляли: «Я вас люблю и буду с вами жить!» Артист еле успевал отбиваться от навязчивых поклонниц.
Правда, и сам отличался любвеобильностью. Официально актер был женат всего один раз — на однокурснице Вере, которая родила ему дочь Ольгу. Однако была еще гражданская жена Татьяна, родившая еще одну дочку — тоже Татьяну. Потом появилась Людмила…
— Может, Николай был таким влюбчивым потому, что родился в день всех влюбленных?
— Не знаю, — пожимает плечами его мама. — Это актерская кухня. Словами тут все не объяснишь. Зато Галина Александровна точно может сказать, что он был очень добрым сыном.
— Мы часто встречались. Нам троим было очень интересно друг с другом, ведь мы занимались одним делом. Профессиональных советов сын практически никогда не просил, но когда приезжал, мы кое–что разбирали с ним, оценивали, — вспоминает Галина Орлова.
— Коля был необыкновенно добрым. Понятное дело, в Москве выжить трудно, и ему приходилось часто закрываться от других, прятать свое «я». Но вообще он был очень хорошим и чувственным.
— А любил ли он делать вам подарки?
— Даже не помню, какие мы дарили друг другу подарки. Как–то не придавали им значения. Не меркантильное время было. Главным для нас было общение и наше духовное родство. А подарки… Это ерунда. Они были, конечно, но никто на них не обращал внимания.
И этого общения Галине Александровне не хватает сейчас больше всего. Тем более что с дочками Николая встречаться получается очень редко.
— Они взрослые. У них свои семьи, дети. А потом — они живут в Москве, я в Минске. Это сильно затрудняет общение.
1 июля 2000 года в возрасте 77 лет скончался отец Николая — Николай Еременко–старший. Тогда сын попросил: «Похороните меня рядом с отцом».
Он умер в воскресенье, 27 мая 2001 года, в Боткинской больнице, от острого нарушения мозгового кровообращения (инсульта). Смерть полного сил мужчины шокировала всех. Некоторые пытались объяснить это алкоголем, что, разумеется, не было правдой. Все намного сложнее. Актер, имевший образ супермена и героя–любовника, на самом деле был человеком легкоранимым и чувствительным. За маской циничности скрывались его страдания. «Маска героя приросла к нему, он ни на минуту не мог расслабиться даже в дружеской компании, переломить свою гордыню и признаться, что слаб, переживает и не все ему по плечу в этой жизни. Я думаю, его психика не выдержала этого напряжения», — говорит однокурсница Николая Нина Маслова.
Людмила МИНКЕВИЧ. Беларусь сегодня http://www.sb.by/post/159370/