15 фактов о Пите Мондриане – художнике, оказавшем влияние на компьютерную реальность

Пита Мондриан - художник, оказавший влияние на компьютерную реальность.

 

Пита Мондриан – художник, оказавший влияние на компьютерную реальность.



Пита Мондриана ставят в один ряд с Малевичем и Кандинским, называя основоположником абстрактной живописи. Апогеем его творчества стали «геометрические картины», пространство которых заполнено прямоугольниками и квадратами чистых цветов. И при всей кажущейся простоте работ Пита Мондриана, они таят в себе множество интереснейших фактов.

 

 

1. Мондриан считается основателем De Stijl

 

 

Пит Мондриан.

 

Пит Мондриан.

 

De Stijl. это голландское движение в искусстве возникло в начале 20-го века, а его название переводится как "стиль". De Stijl – группа художников и архитекторов, которые развивали абстрактное искусство и использовали в основном простые формы, такие как линии и блоки, а картины рисовались только в черных, белых или основных (красный, желтый, синий) цветах. Мондриан, наряду с Тео ван Дусбургом, Вильмосом Хусзаром, Бартом ван дер Лек и некоторыми другими художниками, считается основателем этого движения.

 

 

 

2. Духовная природа объектов

 

 

Линии и цветовые комбинации на плоской поверхности.

 

Линии и цветовые комбинации на плоской поверхности.

 

Мондриан стремился передать духовную природу объектов в "ее чистом виде". В 1914 году он объяснил это голландскому искусствоведу Бреммеру в письме следующим образом: "Я выстраиваю линии и цветовые комбинации на плоской поверхности, чтобы выразить красоту самым простым способом. Природа (или, то, что я вижу) вдохновляет меня и побуждает передать ее как можно ближе к истине. Я считаю, что это вполне возможно путем рисования горизонтальных и вертикальных линий, причем это нужно делать не по плану, а руководствуясь интуицией".

 

 

 

3. От традиционного искусства к абстракции

 

 

Королевская Академия визуальных искусств в Амстердаме.

 

Королевская Академия визуальных искусств в Амстердаме.

 

Хотя общество De Stijl было посвящено "абсолютному низложению традиций", изначально его основатели учились именно традиционному искусству. Мондриана с раннего детства поощряли рисовать родители и его дядя, Фриц Мондриан, известный художник. Далее голландец учился в Королевской Академии искусств в Амстердаме, где увлекался пейзажной живописью.

 

 

 

4. Постимпрессионизм и творчество Мондриана

 

 

Символизм Яна Торопа.

 

Символизм Яна Торопа.

 

Творчество художника-новатора, крупнейшего представителя символизма в нидерландской живописи Яна Торопа, так впечатлило Мондриана, что он начал увлекаться постимпрессионизмом. Это влияние прослеживается в пейзажах, созданных Мондрианом в 1930-х годах.

 

 

 

5. Увлечение кубизмом

 

 

Кубизм Пабло Пикассо.

 

Кубизм Пабло Пикассо.

 

Когда в 1911 году Мондриан переехал в Париж, он увлекся кубизмом Жоржа Брака и Пабло Пикассо. Мондриан начал экспериментировать в своем творчестве, отказавшись от ярких красок (которые были присущи ему во время былого увлечения постимпрессионизмом) и начав использовать более приглушенные тона.

 

 

 

6. Хотя его страстью была абстракция, официальная работа художника была прямой ее противоположностью

 

 

Репродукции великих произведений.

 

Репродукции великих произведений.

 

Люди, которым не нравится абстракция в стиле De Stijl, могут ошибочно предположить, что Мондриан не создавал более сложных картин. На самом же деле, он был весьма талантливым художником не только в абстракции. В различные моменты своей карьеры, он давал уроки рисования, делал наброски для научных исследований, а также рисовал репродукции великих произведений для музеев.

 

 

 

7. Самые известные работы Мондриана были созданы после Первой мировой войны

 

 

Нео-пластицизм Пита Мондриана.

 

Нео-пластицизм Пита Мондриана.

 

Мондриан перед войной жил в Париже. Когда началась Первая мировая, он как раз гостил у родственников в Нидерландах и не смог вернуться в Францию. После окончания боевых действий Мондриан вернулся в Париж и создал ряд произведений, которые определили его уникальный стиль, выделявшийся его даже среди единомышленников в De Stijl, а именно – "нео-пластицизм". К 1925 году эти картины были нарасхват среди элитных коллекционеров Европы.

 

 

 

8. Жизнь среди картин

 

 

Мондриан объединил дом и рабочее пространство.

 

Мондриан объединил дом и рабочее пространство.

 

Вместо того, чтобы обзавестись отдельной студией, он объединил свой дом и рабочее пространство, с удовольствием приглашая друзей попить чаю у него в гостиной прямо среди работ. В своих квартирах в Лондоне и Париже, Мондриан "усовершенствовал" эту систему, создав своего рода 3D – версию своих работ, покрасив стены квартир в свойственной ему технике.

 

 

 

9. "Белоснежку" Диснея – любимый мультфильм художника

 

 

Белоснежка Диснея.

 

Белоснежка Диснея.

 

Первый полнометражный анимационный фильм просто очаровал художника-интеллектуала после того, как он увидел "Белоснежку" весной 1938 года вместе со своим братом в Париже. Когда Мондриан переехал в Лондон, он начал посылать своему брату открытки , украшенные вырезками из рекламы фильма и написанные "в манере гномов из Белоснежки".

 

 

 

10. Художник и музыка

 

 

Пегги Гуггенхайм.

 

Пегги Гуггенхайм.

 

Скучный образ художника в раздумье среди абстрактных творений — это вовсе не относится к Мондриану. Хотя Мондриана часто описывают как интроверта, он упивался джазовой сценой Лондона, постоянно посещая танцпол с американской светской львицей и коллекционером произведений искусства Пегги Гуггенхайм.

Несмотря на весь его энтузиазм, его подруга Мириам Габо, жена русского скульптора Наума Габо, как-то вспоминала: "Мондриан был ужасным танцором. Все просто не переносили танцевать с ним".

 

 

 

11. Гитлер считал, что Мондриан – дегенерат

 

 

Агитка Мондриана.

 

Агитка Мондриана.

 

В 1937 году две картины Мондриана были включены в "Выставку дегенеративногго искусства" Гитлера. Тем самым, Мондриан был включен в нацистский черный список. Художник не стал ждать, чем это закончится, и 7 сентября 1940 года бежал из Лондона в Нью-Йорк.

 

 

 

12. Переезд в Америку стал новым витком в творчестве художника

 

 

Шутка De Stijl.

 

Шутка De Stijl.

 

В Нью – Йорке Мондриан сразу же влился в мир местной творческой элиты. Он оказывал поддержку американским художникам-абстракционистам, а его бывший партнер по танцам Пегги Гуггенхайм стала преданным сторонником и участником выставок работ художника.

В этот период творчества Мондриан начал использовать более сложные элементы в картинах, такие как двойные линии, а также и линии ярко-желтого, а не черного цвета. К сожалению, эта глава его творчества прервалась, когда Мондриан умер от пневмонии в 1944 году в возрасте 71 года.

 

 

 

13. Работы Мондриана вдохновили две школы современного искусства

 

 

Нео-пластицизм. Интерьер.

 

Нео-пластицизм. Интерьер.

 

Дело Мондриан не умерло и после его смерти. Немецкое движение Bauhaus было сфокусировано на функциональности и эффективности дизайна. Архитекторы, как и Мондриан, использовали упрощенные линии и теорию цвета голландского художника. В течении минимализма, которое возникло в 1960-е годы в Нью-Йорке, использовались геометрические формы и ограниченная цветовая палитра, подобно нео-пластицизму.

 

 

 

14. Мондриан стал вдохновением для моды

 

 

Нео-пластицизм. Платья.

 

Нео-пластицизм. Платья.

 

В 1965 году французский модельер Ив Сен – Лоран разработал шесть коктейльных платьев, которые он назвал коллекцией Мондриана. Каждое из этих платьев имело очень простую форму, а цветовая гамма была белой, с черными линиями и цветными прямоугольниками.

 

 

 

15. Художник вдохновлял даже программистов

 

 

Нео-пластицизм. Язык программирования Piet.

 

Нео-пластицизм. Язык программирования Piet.

 

Мондриан был настолько известным, что даже программисты относились к нему с огромным уважением. Они считали, что абстрактные картины художника похожи на некий эзотерический язык программирования. Дэвид Морган-Мар хотел назвать свой уникальный язык программирования "Mondrian", но назвал его в итоге "Piet" (именно так звучит имя художника на голландском). Программа на Piet выглядит как постживописная абстракция.

 

 

 

Нео-пластицизм.

 

Нео-пластицизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцените статью
Тайны и Загадки истории