Во времена средневековья жизнь человека во многом определяли привходящие обстоятельства: слой общества, в котором он родился, физические данные, наличие доброго воспитателя. Казалось, Ярославу, сыну великого князя Владимира, судьба благоприятствовала. Тем не менее, будущее не представлялось безоблачным. Во-первых, историки полагают, что Ярослав был не старшим сыном, вопреки уже поздним летописям. Во-вторых, исследование останков показали – великий князь был хромым! А физическое увечье для того времени было серьезным препятствием на пути к власти, ведь не в варяжских порядках было отдавать борозды правления тому, кто не сможет показать себя на поле брани. У некоторых народов, например у кельтов, человек с изъяном вообще не мог быть королем – считалось, его правление принесет несчастье.
Но Ярослав победил хромоту, компенсировав ее железной волей. Он приучился ездить в седле, что с его болезнью далось ему не просто, и отныне на коне чувствовал себя намного увереннее, чем на земле. Летописи также упоминают хромоту князя, а излечение приписывают чуду: « И лишь после крещения Владимира, его жен и детей Ярослав встал на ноги и стал ходить, а до того не мог ходить».
Ярослав пришел к власти только после длительной междоусобной борьбы со своими многочисленными братьями, каждый из которых заседал в своем граде. «Ударной силой» нашего героя были нормандские наемники и варяжские конунги. В Новгороде Ярослав специально для них учредил «Поморонь двор», то есть «двор для приезжающих» – место постоянного пребывания скандинавских воинов. Жили они там, в роскоши и богатстве: «Ярицлейв конунг велел выстроить каменный дом и хорошо убрать драгоценной тканью, и им было дано все, что надо из самых ценных товаров».
Ярослав брал «под крыло» и беглую скандинавскую знать, одним из его воевод был норвежский конунг Эдмунд Рингссон, которому ставят в вину убийство некого «Бурицлава», в образе которого историки видят мученика Бориса Владимировича.
Все мы знаем про кровавого Святополка Окаянного, который захватил власть в Киеве, и решил избавиться от своих ближайших братьев – конкурентов: Бориса Владимировича, которого сам Владимир поставил во главе своей дружины, и Глеба, мести которого боялся. В 1019 году Ярославу Мудрому, якобы удалось свергнуть брата тирана и с почетом похоронить братьев, которые вскоре были причислены к лику святых. Эту историю описывает нам ранний памятник русской литературы «Сказание о Борисе и Глебе». Все бы хорошо, если бы не дошедшая до наших дней «Сага об Эймунде», которая описывает убийство Эймундом по приказу Ярослава уже упомянутого Бурицлава, смерть которого совпадает по описаниям со смертью Бориса из «Сказания». Причем, в саге его убивают дважды – второй раз текст один в один повторяет наши сведения о гибели Святополка на Альте. К тому же, тирания Святополка сегодня кажется преувеличенной. Зачем Окаянному понадобилось атаковать Киев, который и так бы принадлежал ему по праву старшинства? Сегодня уже невозможно установить правду, но вероятно, за этой историей до сих пор скрывается нераскрытое преступление.
Из всех благ, которые Ярослав Мудрый привез на Русь, ценнейшим приобретением называют его жену Ингигерду, шведскую принцессу. Дочь Олафа Шетконунга, Ирина стала настоящим благом для страны, она сыграла не последнюю роль, как в развитии международных связей, так и в религиозных вопросах, в частности, именно она основала первый в Киеве женский монастырь. Приближенный Ярослава Эймунд говорил о ней следующее: «Я ей не доверяю, потому, что она умнее самого Конунга». Надо сказать, история с женитьбой великого князя и Ингегерды, вышла весьма щекотливая. Невеста, буквально, сбежала из под венца. До сватовства Ярослава она была уже помолвлена с норвежским конунгом Олавом Харальдсонном, впоследствии известным как Олав Святой – первый христианский король Норвегии. Он потребовал ее в обмен на подписание мирного договора со Швецией. Однако когда жених со всей свитой приехал забирать невесту, то оказалось, что ее вот уже несколько месяцев назад поженили с конунгом Ярицлейвом. Олав Харальдссон был сильно разгневан, но за личные обиды мстить не стал. В качестве приданного Ингигерда принесла Ярославу земли вокруг Ладоги.
Пожалуй, одной из главных загадок Ярослава является местонахождение его легендарной библиотеки, якобы содержащей богатое собрание рукописей и манускриптов, которые могут пролить свет на многие темные пятна в истории Руси. Единственное упоминание о ней относится к 1037 году и содержится в «Повести временных лет»: ««Ярослав же любим по книгам, и многие скопировав и написав, положил в церкви святой Софьи, юже создал сам». Итак, предполагается, что драгоценное собрание должно было находиться в Софийском соборе. Считают, что книги могли быть похищены Батыем во времена татаро-монгольского нашествия. Существует и другое мнение, что потерянная библиотека Ярослава стала частью не менее легендарной библиотеки Ивана Грозного.
Несмотря на скудность сведений, ученые не перестают надеяться, что библиотека Ярослава не миф. В ее поисках даже прибегали к биолокации. Но результатов пока нет, и сегодня единственным книжным собранием имени Ярослава все еще остается библиотека в городе Ярославль.
Как известно, Ярослав Мудрый проводил активную политику междинастических браков, его дети разъехались по всей Европе. Но, пожалуй, самым известным стал брак младшей дочери Анны с французским королем Генрихом I.
Молодая Анна была чета своей матери, она сразу показала себя активным политическим деятелем. Кстати, она была намного образованней мужа, читала и писала на греческом и латыни, в то время как сам Генрих I подписывался крестиком. Кстати, о контрасте между «варварской», как часто считают, Русью и куртуазной Францией ясно говорит отрывок из письма принцессы к отцу: «В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны».
Казалось бы – любой школьник знает, где похоронен Ярослав Мудрый, конечно же, в Киевской Софии, где стоит его саркофаг. Но эта информация, оказывается, давно устарела. В XX веке Ярослава тревожили, по крайней мере, трижды – в 1936, 1939 и в 1964 годах. Несколько лет назад, в 2009 году саркофаг снова вскрыли, только вот Ярослава там уже не было. Зато были советские «Известия» и «Правда», а также останки двух женщин, одна из которых принадлежала к периоду Киевской Руси, очевидно жена Ярослава Елена, а вторая оказалась гостьей из скифской эпохи.
Сегодня основная версия пропажи гласит, что прах Ярослава повторил судьбу Иконы святителя Николая «Мокрого», которая вместе с немецкими оккупантами была вывезена из Киева через Польшу и Германию в США, и сегодня находится в Свято-Троицком храме Украинской православной церкви. Снимать в приходе запрещено, обсуждать судьбу праха Ярослава Мудрого тоже, по каким-то причинам, отказываются.
Алиса Муранова. "Русская семерка"