В шесть лет он уже сочинял циклы маленьких фортепианных пьес, в девять стал автором детской оперы, а в 13 лет поступил в Петербургскую консерваторию на класс фортепиано. Оканчивая ее, Прокофьев сыграл с оркестром свой Первый фортепианный концерт и получил почетную премию имени Антона Рубинштейна.
Музыка композитора стала предметом ожесточенных споров в музыкальных кругах. Для его сочинений характерны гротесковость, сатирические мотивы; это музыка принципиально антиромантическая, зачастую – жестко звучащая, пронизанная диссонансами, очень энергичная в ритмическом отношении.
Покинув Родину в 1918 году, в 1936 он вернулся в СССР. Но уже в 1948 Полибюро ЦК ВКП(б) издало постановление, обвиняющее Прокофьева и других музыкантов в «формализме», а их музыка была объявлена «вредной». Первая супруга композитора, испанка по происхождению, была сослана в лагеря, где провела три года. После этого композитор практически безвыездно жил на даче. Там он создал такие яркие произведения как балеты «Золушка», «Ромео и Джульетта», оперы «Повесть о настоящем человеке» и «Война и мир», написал фортепьянные концерты и музыку к кинофильмам «Иван Грозный» и «Александр Невский».
Страстью Прокофьева были шахматы. Он не только любил в них играть, но и обогатил эту игру собственными идеями, предложив так называемые «девятерные» шахматы – доска с полем 24х24, на которой играют сразу девятью комплектами фигур. Известно, что однажды Прокофьев играл шахматную партию с экс-чемпионом мира по шахматам Э.Ласкером и смог свести её к ничьей.
Умер Сергей Прокофьев в один день со Сталиным. Родственникам было весьма проблематично организовать похороны, поскольку вся Москва была блокирована милицейскими постами.