Конечно, даже в этих лентах и парадный, и бытовой портреты правоохранительных органов всегда подретушированы. Но достоинства этих фильмов – правда живых характеров, логичная и увлекательная драматургия, отточенные актерские работы – куда значимее их недостатков.
В детективно-приключенческом сериале "Рожденная революцией. Комиссар милиции рассказывает" главную роль – Николая Кондратьева – сыграл Евгений Жариков, который после той ленты быстро превратился в народного любимца.
Школьники начала 1980-х воображали себя и Колей Кондратьевым, и Глебом Жегловым, и Володей Шараповым, и Пал Палычем Знаменским – проницательнейшим аналитиком и психологом из "Знатоков". С тем же вдохновением можно, пожалуй, играть разве что в других таких же рыцарей без страха и упрека, сторонников справедливости, – в Шерлока Холмса, Робина Гуда или комиссара Мегрэ.
Коля Кондратьев в исполнении Евгения Жарикова был мужественным, волевым, прозорливым. К этим свойствам характера героя добавлялись импозантность и сдержанность самого актера, а в итоге появился народный любимец: мальчишкам – образец для подражания, зрительницам – новый мужской идеал.
Фильм рисовал идиллическую социальную картину – гармоничного сосуществования бывшего рабочего, подавшегося в милицию, – Кондратьева, и его жены Маши Кораблевой, воплощенной дворянской интеллигентности, выпускницы института благородных девиц. Маша явно отшлифовала характер мужа Николая, а Николай, видимо, спустил жену с небес на землю. За это прекрасное примирение социальных противоречий хотелось сказать создателям фильма отдельное спасибо. Во всяком случае, такой альянс внушал оптимизм.
Машу Кораблеву сыграла Наталья Гвоздикова, которая вскоре вышла замуж за Евгения Жарикова. И пара Жариков – Гвоздикова долгое время считалась одной из образцовых супружеских пар в советском кинематографе.
Андрей Тарковский однажды назвал лицо Жарикова иконописным – тогда, когда снимал "Андрея Рублева" и искал актера на главную роль.
Живи Жариков на Западе, ему непременно предлагали бы роли аристократов, видных бизнесменов, сыщиков-интеллектуалов (непременный атрибут которых – почему-то обязательно трубка, яркая деталь облика и самого актера). У Жарикова был, что называется, западный тип лица. И иной раз от критиков можно было услышать споры, на кого больше похож Жариков: на Пола Ньюмена или Марлона Брандо?
Надо сказать, что с самого начала кинокарьеры Евгения Жарикова режиссеры – и Андрей Тарковский в "Ивановом детстве" (1962), и Генрих Оганесян в комедии "Три плюс два" (1963) – сразу оценили внешние данные и манеру поведения актера – его лоск, офицерскую выправку, обаяние, некоторую отстраненность и иронию. Его герои никогда не были простоваты, да и время рубах-парней в кино в начале 1960-х уже прошло.
Жариков "нес в себе внутреннюю интеллигентность", сказал РИА Новости министр культуры Александр Авдеев.
В этом смысле Жариков точно соответствовал времени и новым кинотенденциям: в моде были интеллектуальные, вдумчивые герои.
Среднестатистического персонажа Жарикова можно охарактеризовать как вещь в себе, с достоинством и чувством превосходства, граничащим с легким пренебрежением к людям.
В гротескном варианте такой герой – Коля, один из персонажей комедии "Не может быть!" (1975) Леонида Гайдая по рассказам Михаила Зощенко, тот, который в финальной сцене выяснения, кто с каким мужем (женой) или любовником (пассией) будет жить, вместо глубокомысленных реплик просто оглушительно и невозмутимо сморкается.
А в лирико-романтическом варианте герой Жарикова – златокудрый ветреник Лель из "Снегурочки" (1968) Павла Кадочникова. Играя Леля, актер вряд ли представлял себе, что когда-нибудь сыграет… криминального авторитета Учителя в боевике "Крысиный угол" Андрея Андроникова начала 1990-х. Фильм обыгрывал фактуру актера, подчеркивал контраст между внешностью и родом занятий персонажа.
Самой экзотической для Жарикова, пожалуй, была роль Сталина в фильме "Троцкий" (1993) Леонида Марягина. Впрочем, партийные деятели у актера получались убедительно.
Можно вспомнить, например, его роль Александра Шелепина ("Железного Шурика", как его прозвали в годы работы в КГБ) в "Серых волках" Игоря Гостева. Жариков дважды сыграл и Климента Ворошилова.
А в 2001 году в сериале "Сыщики" Валерия Ускова и Владимира Краснопольского актер сыграл министра внутренних дел – получился своего рода сиквел "Рожденных революцией": Коля Кондратьев дорос до министерской должности.
Подобные политизированные персонажи Жарикова всегда смотрели с экрана со значением, гипнотизируя взглядом, и говорили весомо. В них были и железная хватка, и утонченное обаяние.
А в жизни самого актера главной "политической" ролью стало руководство Гильдией актеров с 1988 по 2000 годы – сначала советской, затем российской. В эти годы актерская гильдия стала своего рода фондом социальной помощи.
В жизни Евгений Жариков был "солнечным, полным песен и любви человеком", вспоминает актер Николай Бурляев. "От общения с Жариковым становилось теплее", – говорит актер Борис Щербаков.
Жариков был талантливым, стойким и мужественным, как и его герои, добавляют многие коллеги актера. Еще в начале 1970-х Жариков на съемках одной из героических картин упал с лошади и сломал себе позвоночник. Спустя почти 30 лет он перенес сложные операции по протезированию.
В 2000-е годы Евгений Жариков, несмотря ни на что, продолжал сниматься. Но, как и многим другим советским звездам, ему предлагали, как правило, эпизодические роли.
Впрочем, актер всегда привносил в эти малозаметные роли свою легенду, свою магию. Даже эпизодические персонажи у него обладают аурой героизма и достоинства – аурой, которую невозможно создать искусственно. Она возникает сама – как следствие таланта и характера.
Актер скончался после продолжительной болезни 18 января 2012 года.
РИА-новости.