Не какие чужаки, которые, кстати, тоже в эти недели убивали здесь сотни и тысячи людей. А свои же соседи, которые ходили в церковь или костел убивали соседей, ходили молиться в синагогу.
Десятки лет для жителей Галичины это было закрытой темой. О ней могли времени вспоминать люди постарше своим близким родственникам, чтобы не слышали посторонние уши.
Моя мама, Станислава Мельник, которая жила тогда на улице Пястов (настоящее Лобачевского) рассказывала, как их соседа забрали немцы для расчистки Замарстиновской тюрьмы. Он там работал более суток и его потом отпустили домой и даже дали несколько боханцив хлеба за работу. И хотя в то время с продовольствием было довольно трудно, того хлеба никто не хотел есть, потому весь пропах трупным запахом.
Для советской пропаганды это было закрытой темой, потому приходилось вспоминать о тысячах убитых энкаведистами Галичан, трупы которых найдены в тюрьмах. Хотя некоторые из ловких публицистов умудрялся писать, что это якобы гитлеровцы, придя во Львов успели за одну ночь замучить всех заключенных, а потом еще убивали и евреев, которых хватали на улицах и привозили в тюрьмы на Лонцкого, Замарстынове, в Бригидках. А помогать им в этом деле должны же националисты, которых в 1940-х называли «украинским-немецкими», а позднее просто «украинскими буржуазными».
Сразу после войны советская Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков готовила обвинительные материалы для Нюрнбергского процесса. Вот что было написано в материалах этой комиссии о Львове.
О злодеяния немцев на территории Львовской области
«Ворвавшись в город Львов 30 июня 1941 г., немецкие захватчики объявилы Львовскую область« дистрикты Галициы »и ввели в ней так называемые« новый порядок »безудержного грабежа, трудом, пыток, массовых расстрелов и убийств мирного населения.
Убийства советских граждан совершались НЕ случайными Бандитский группами немецких офицеров и солдат, а преднамеренно – немецко воинск соединениями, полицией и СС, организованном, по заранее разработанными планам германского правительства. Для массового истребления советских людей Был создан особый аппарат и организована целая сеть лагерей для уничтожения людей.
Чтобы внизу человеческое достоинство, немцы прибегалы к самым изощренным истязания арестованных ученых, а затем расстреливалы их … В июле 1941 года эсэсовцы привели 20 человек, среди них – 4 профессора, адвокаты, врачи. Среди приведенных было 5-6 женщин. Эсэсовцы заставили их языком и губами мытья лестницы в семи подъезда 4-этажного дома. После того как все лестницы ни были вымыты, ЭТИХ же людей заставили собирать на дворе губами мусор … Весь Собранный мусор нужно было перенести в одно место двора …
В Яновский лагере фашисты расстреляли более 200 тысяч мирных советских людей. Бывший заключенный этого лагеря Мандель показал: «За два месяца моего пребывания в лагере немцы убили до 60 тысяч заключенных, и в том числе 8 тысяч детей».
В июле 1941 года немецкое военное командование создало в центре города Львова на территории крепости, именуемой «Цитадель», концентрационный лагерь для военнопленных. Под угрозой расстрела немцы заставляли заключенных работать с утра до поздней ночи. Помещения лагеря НЕ отапливались. Заключенные десятками тысяч умирали от голода, побоев, болезней и расстреливались.
На основе свидетельских показаний установлено, что в лагере «Цитадель» за время его существования содержалось более 280 тысяч военнопленных, из которых вот голода, болезней, истязаний и расстрелов погибло свыше 140 тысяч человек …
Массовые расстрелы мирного населения и военнопленных немцы производили также и в Лисеницком лесу, находящемся на окраине Львова по направлению к Тернополю … На основании расследования установлено, что немцы расстреляли в Лисеницком лесу свыше 200 тысяч человек …
(Ни давности, ни забвения …: По материалам Нюрнбергского процесса. – М., 1983. – С. 74-76.)
Если суммировать эти цифры то получается, что только во Львове гитлеровцы уничтожили свыше 540 тысяч человек. Несмотря на фантастичность этих подсчетов, они по сей день продолжают кочевать в разных книгах и статьях как безоговорочная истина.
И может только удивлять, почему лицемерная советская пропаганда десятилетиями провозглашала лозунг «Никто не забит, ничто не забито!», А взамен ничего не было сделано для увековечения этих жертв. Почему за 45 лет коммунистической власти так и не были установлены памятные знаки на месте Яновского лагеря, в Цитадели, в Лисиницком лесу?
На самом же число убитых гитлеровцами во Львове было раз в 10 меньше. Хотя и 50 тысяч это тоже очень-очень много, потому и смерть даже одного человека это огромная трагедия .*
За 20 лет независимой Украины дело изменилась мало. На памятном знаке, что у Замарстиновской тюрьмы видим такую же тенденцию к преувеличению собственных жертв. Там написано: «С сентября 1939 по июнь 1941 в тюрьмах Западной Украины было уничтожено 48867 человек, вывезено в Сибирь 1738256. В тюрьмах Львовской области за 6 дней 1941 года расстреляно 7348 заключенных ».
Также приходится констатировать, что исследование реалий немецкой оккупации в украинской историографии тоже не подвинулась слишком далеко. Хотя эта тема перестала быть запретной, однако она оставалась нежелательной. Ведь правда о погроме во Львове в июле 1941 г. бросала тень на тех людей, которые провозглашали Акт украинской государственности 30 июня и были фактически, хоть на несколько дней, у власти во многих городах и селах Галичины.
Почему они не остановили погромов, а наоборот, много погромщиков хизувалося сине-желтыми повязками. Правда и здесь находятся аргументы для оправдания. Как писал в своих воспоминаниях Константин Паньковский:
«Уже начиная с 1 июля по городу прошли с инициаятивы немецкого войска антижидивськи эксцессы. Под предлогом, что евреи поголовно или коммунисты или прихвостней большевиков, немецкие военные части привлекали их к благоустройству заброшенных десятидневным бомбардировкой улиц и прежде всего для выкапывания и перевоження убитых в тюрьмах. Смена власти всегда выносит на поверхность преступные элементы так оно было и во Львове. Городское пены использовало возможность и присоединилось к акции. В тех первых днях все то проходило безнаказанно. Чтобы понять как улица оценивала политическое положение достаточно вспомнить, что то шум, почти без исключения польское грабя и побивая евреев причипляло себе голубовато-желтые отличия и пытались говорить по украински … »
(Кость Паньковский К. От государства в комитет. – Нью-Йорк-Торонто, 1970. – С. 35-36).
Напомним, что юрист Кость Паньковский был в провизоричному правительстве Ярослава Стецько заместителем министра внутренних дел! Неудивительно, что по его версии виноваты поляки. Тем более что замечены они были и в еврейских погромах во Львове еще в XVII в., Затем в ноябре 1918-го, да и времен II Речи Посполитой «эндеки» (сторонники польской народовой демократии) позволяли себе антисемитские, да и антиукраинские, выходки.
И в летом 1941 не только в Галичине происходили антигебрейськи погромы, были они и в Литве, в Румынии и на этнических польских землях. Вспомним хотя бы городок Едвабне у Ломжи, где местные поляки закрыли своих соседей-евреев в большой риги и сожгли их там заживо.
Я не исключаю, что и львовяне римско-католического вероисповедания участвовали в погромах июля 1941 года. Возможно некоторые из них надевал для маскировки и сине-желтые повязки. Но и представители греко-католической общины города тоже били и убивали львовян иудейского вероисповедания.
Хотя большинство львовских Украинская и поляков не была участниками этих событий, они просто старались в эти дни не выходить без лишней надобности на улицу, потому что и сами были напуганы погромной вакханалией. Многие люди тоже пытались помочь евреям, спасти их от погромщиков и гитлеровской машины смерти. Некоторых из них признают Праведниками Мира.
Увы самопровозглашенная украинская власть не сумела остановить эти погромы, а некоторые из украинских милиционеров были даже замечены среди погромщиков.
Почему так произошло и кому это было нужно?
Безусловно, что наиболее заинтересованной стороной были немцы. Неудивительно, что немцы подробно снимали и фотографировали эти события, как и горы трупов, оставленных в тюрьмах энкаведистами, так и евреев, над которыми издевались погромщики.
Гебельсовской пропаганды нужно было показать как и преступления большевистского режима, который все еще у многих ассоциировался с так называемой «жидокомуною», так и «праведный гнев» населения, освобожденного от нее доблестной немецкой армией.
И часть львовян повелась на эту провокацию, также как и львовская «Свобода» стала орудием московских политтехнологов 9 мая 2011.
Но были и более глубокие причины антагонизма между христианским и еврейским населением Галиции. К середине XIX в. в Галичине все еще сохранялись традиционные общественные отношения, унаследованные еще от средневековья, где каждый: руский или польский крестьянин, священник, дворянин, немецкий чиновник, Еврейский посредник имели свое определенное место и столетиями выполняли свои общественные роли.
События 1848 года, введение в Австрии конституционного строя, железной дороги и дешевые фабричные товары сломали этот устоявшийся законсервирован галицкий вселенную. Евреи, получив свободу передвижения и доступ к образованию, быстро овладевали города и престижные профессии. Зато польские и русинские кооперативы, ремесленники, купцы, адвокаты, врачи не хотели мириться с еврейской конкуренции и провозглашали принцип «Свой к своему за своим!». Земли и других ресурсов в Галичине было мало, чтобы всех удовлетворить поэтому обострялась политическая и экономическая война всех против всех, в которой кто имел выигрывать, а кто проигрывать. Польско-украинская война за Галичину в 1918-1919 гг обострила эти конфликты и закрыла путь к приземные, которые еще были возможны во времена Австро-Венгрии.
На стороне поляков была их государство, на стороне галицких русинов-украинские их численное превосходство в крае. Евреям же приходилось рассчитывать только на самих себя. Оставались еще другие варианты: смена своей идентичности путем ассимиляции или эмиграция.
Приход большевистской власти в 1939 году ликвидировал политическую конкуренцию и все формы политической деятельности. Экономическая конкуренция тоже потеряла смысл, ибо все сразу стали советскими людьми, то есть бедняками. Зато повышенная активность еврейского населения при советской власти, их стремление занять должности, вызывали отвращение среди местных поляков и украинские.
В июле 1941 г. власть изменилась. Для многих Галичан Германия ассоциировалась с возвращением «золотых» австрийских времен и … восстановления конкуренции во всех сферах жизни.
Поэтому стремление устранить, или хотя бы на время устрашить конкурента, тоже стала одной из причин еврейского погрома или безразличия к судьбе своих соседей.
Ну и конечно в каждой нации есть люди с преступной натуре, для которых даже при спокойных времен не считается грехом кого-то побить, то забрать. А тем более во времена смены власти, да и еще когда «новые хозяева» провоцируют к безнаказанного грабежа соседей.
Зато элита нации была в то время значительно выщербленные большевистским террором и не смогла вовремя среагировать на события, которых никто не ожидал …
Некоторые украинские историки считают, что не надо вспоминать об этих событиях, потому мол государство Израиль признает Украину виновной в геноциде и требовать компенсации за убитых и пострадавших в погромах …
Конечно легче всего делать вид, что мы ничего не знаем, и это якобы было давно и не надо бередить старые раны … Тем более что нынешние поколения непричастны к этим делам.
Но я считаю, что события, которые происходили во время Второй мировой войны в Галиции требуют тщательного беспристрастного исследования.
Десять лет назад совместная комиссия украинских и польских историков пытались согласовать спорные вопросы истории Украины и Польши. Их труд длилась несколько лет, было издано несколько итоговых сборников. Не все вопросы удалось согласовать, но в ходе диалога были выслушаны аргументы обеих сторон и в большой степени удалось приблизиться к объективной правды истории.
По моему мнению, могла бы быть создана подобная комиссия украинских и еврейских историков так как имеем еще много белых пятен и черных дыр в нашей истории.
Мы должны знать кто кого убивал, и сколько в итоге Галичан погибло в те времена.
Их память должна быть должным почтен.
И нужно это не мертвым, а нам живым, чтобы такое никогда не повторилось.
Убедитесь в преимуществах Террасной доска, купите композитную доску по низкой цене.