Эй! Господа!
Сюда! сюда!
Для деловых людей и праздных
Есть тьма у нас оказий разных…
А. С. Грибоедов. Лубочный театр, 1817 год
15 января 1795 года родился Александр Грибоедов. Его признавали самым образованным человеком своего времени. Он знал десять языков, достиг вершин государственной службы и стал автором бессмертной комедии. В день рождения драматурга мы решили вспомнить малоизвестные истории из его жизни и творчества.
1. Родители автора «Горя от ума» оба были Грибоедовы: отец драматурга Сергей Иванович приходился его матери, Анастасии Федоровне, троюродным дядей.
2. Настоящий год рождения драматурга до сих пор неизвестен (хотя точно известен день — 15 (4) января). В 1795 году (такова официальная дата) Александр Сергеевич не мог родиться хотя бы потому, что 13 января этого года, как записано в метрической книге московской церкви Успения на Остоженке, появился на свет его брат Павел, очевидно, вскоре умерший.
Александр Грибоедов в детстве
3. Александр Сергеевич был в родстве со многими известными людьми. Так, его бабка по линии матери приходилась двоюродной теткой А. Н. Радищеву, автору знаменитой книги «Путешествие из Петербурга в Москву». А виднейший декабрист И. Д. Якушкин был не только другом детства драматурга, но и его троюродным братом. Но самое интересное, что, спустя десятилетия после своей смерти, Грибоедов «породнился» с Наполеоном Бонапартом: племянница Грибоедова Саломэ стала женой внука наполеоновского маршала Иоахима Мюрата, Ашиля Мюрата, и сестры Наполеона — Каролины Бонапарт.
4. По широко распространенной версии Александр Грибоедов окончил целых три факультета Московского государственного университета и лишь из-за войны 1812 года не получил докторской степени: сложившийся ученый стал корнетом гусарского полка. Участвовать в боях ему, правда, не привелось, так как полк стоял в тылу.
5. Молодость Грибоедова прошла весьма бурно. Себя и своих однополчан, братьев Бегичевых, он называл «пасынками здравого рассудка» — так необузданны были их проказы. Известен случай, когда поэт как-то уселся за орган во время службы в католическом храме. Сначала он долго и вдохновенно играл духовную музыку, а потом вдруг перешел на русскую плясовую.
А. С. Грибоедов в юности
6. Известным в литературном мире Грибоедова сделала статья, в которой он защищал от нападок балладу П. А. Катенина «Ольга» и резко критиковал написанную на тот же сюжет знаменитую «Людмилу» В. А. Жуковского. Совместно с Катениным Александр Сергеевич впоследствии создал лучшее из своих ранних произведений — комедию в прозе «Студент» (1817 год), из-за выпадов в адрес литературных противников не попавшую при жизни автора ни на сцену, ни в печать.
7. Не меньше авторской славы прельщала Грибоедова в театре и закулисная жизнь, непременной принадлежностью которой были романы с актрисами. Одна из таких историй закончилась трагически — это была знаменитая «четвертая дуэль» В. Завадовского — А. Шереметева и А. Грибоедова — А. Якубовича (1817 и 1818 годы). Повод для дуэли дал именно драматург, привезя воспетую в пушкинском «Евгении Онегине» балерину Истомину на квартиру своего друга графа Завадовского. Кавалергард Шереметев, любовник Истоминой, вызвал Завадовского, секундантом которого стал Грибоедов, Шереметева — будущий декабрист, корнет лейб-уланского полка Якубович. Обе дуэли должны были состояться в один день, но пока оказывали помощь смертельно раненному Шереметеву, время ушло. На другой день Якубовича как зачинщика арестовали и сослали на Кавказ. Грибоедова тоже решено было удалить из Петербурга. Их дуэль с Якубовичем, однако, все-таки состоялась — на следующий, 1818 год, в Грузии. Писатель был ранен в руку и с тех пор, играя на фортепиано, должен был надевать на мизинец кожаный чехольчик.
8. Грибоедов прекрасно музицировал и даже сам сочинял музыку. В частности, ему приписывают авторство двух вальсов, один из которых так и называется — «Грибоедовский».
9. Будучи политическим единомышленником своих друзей-декабристов, А. С. Грибоедов в то же время весьма скептически относился к возможности успеха чисто военного заговора, задуманного без участия народных масс. Членам Союза спасения он, в свою очередь, тоже не казался «готовым для дела». В частности, Д. И. Завалишин говорил, что Грибоедов воспринимался как человек, «принесший из военной жизни репутацию отчаянного повесы, дурачества которого были темою множества анекдотов, а из петербургской жизни — славу отъявленного и счастливого волокиты, наполнявшего столицу рассказами о своих любовных похождениях, гонявшегося даже и за чужим женами, за что его с такою горечью настойчивостью упрекал в глаза покойный Каховский».
Портрет А. С. Грибоедова работы И. Крамского, 1875 год
10. Александр Сергеевич отнюдь не был тем замкнутым человеком с «холодным ликом», каким его любят изображать в учебниках: он тянулся к людям, и люди тянулись к нему, гусарская привычка к непринужденному, дружескому общению с окружающими позволяла ему легко заводить новые знакомства. И жизнь его складывалась так, что сферы общения причудливо менялись. В агентурном донесении царскому правительству на драматурга значилось, что «Грибоедов имеет особенный дар привязывать к себе людей своим умом, откровенным, благородным обращением и ясною душою, в которой пылает энтузиазм ко всему великому и благородному. Он имеет толпы обожателей везде, где только жил, и Грибоедовым связаны многие люди между собою. Приобретение сего человека для правительства весьма важно в политическом отношении». В подтверждение этому достаточно вспомнить, что в числе друзей драматурга были такие разные люди, как П. Я. Чаадаев и Ф. В. Булгарин.
11. Когда Грибоедов закончил работу над комедией «Горе уму» («Горе от ума»), то первым, к кому он направился показать труд, был тот, кого писатель больше всех боялся, а именно баснописец Иван Андреевич Крылов.
— Я привез манускрипт! Комедию…
— Похвально. Ну что же? Оставьте.
— Я буду читать Вам свою комедию. Если Вы с первых сцен попросите меня удалиться, я исчезну.
— Извольте сразу начинать, — ворчливо согласился баснописец.
Проходит час, другой — Крылов сидит на диване, свесив голову на грудь. Когда же Грибоедов отложил рукопись и из-под очков вопросительно посмотрел на старика, его поразила перемена, происшедшая в лице слушателя. Лучистые молодые глаза сияли, беззубый рот улыбался. Он держал в руке шелковый платок, готовясь приложить его к глазам.
— Нет, — замотал он тяжелой головой. — Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила.
12. Комедия «Горе уму» при жизни автора не была ни опубликована, ни поставлена в театре, однако широко распространялась в списках и разошлась по России в 45 тысячах рукописных экземплярах. Каждый ее персонаж оказался узнанным современниками. Считается, что большинство «московских типов» были подсмотрены Грибоедовым в имении его дяди Хмелите. В частности, в качестве прототипа Фамусова называют самого дядю, Алексея Федоровича Грибоедова, в Скалозубе узнают графа Ивана Федоровича Паскевича. Что же касается образа Чацкого, то в нем угадываются черты и «меланхолического Якушкина», и лицейского друга Пушкина, поэта-декабриста Вильгельма Кюхельбекера, но в первую очередь — самого Грибоедова.
13. Судьбу грибоедовской комедии очень точно предсказал А. С. Пушкин: «О стихах я не говорю, половина — должны войти в пословицу». Однако в целом отношение великого поэта к творению его тезки было достаточно скептическим: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий и благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями».
14. После «Горя от ума» Грибоедов уже не хотел писать комедии. В замыслах у него было нечто более грандиозное — трагедии «Федор Рязанский», «1812 год», «Радамист и Зенобия». В памяти хранилась трагедия «Грузинская ночь», но даже своему лучшему другу Бегичеву писатель отказался ее прочесть. От всего этого остались только планы и наброски.
15. Зимой 1826 года Грибоедов был арестован по подозрению в связях с декабристами, но вскоре был отпущен на свободу за недостатком обвинительных показаний (только четверо декабристов свидетельствовали против драматурга). Денис Давыдов в неоконченной статье «Воспоминания о 1826 годе» упомянул, что Ермолов оказал Грибоедову какую-то такую услугу, которую тот был бы «вправе ожидать лишь от родного отца. Он спас его от последствий одного весьма важного дела, которые могли бы быть для Грибоедова крайне неприятны».
Мысль о декабристах никогда не покидала Александра Сергеевича, с большинством которых он был знаком. В напряженнейшие дни заключения Туркманчайского договора, когда все его внимание было направлено на быстрейшее заключение трактата, он говорил с Паскевичем об облегчении участи декабристов. А через месяц, во время приезда в Петербург с Туркманчайским договором, писатель «дерзнул говорить в пользу людей, при одном имени которых бледнел оскорбленный властелин». Возможно, именно отрицательный ответ «оскорбленного властелина» и послужил Грибоедову основанием для заявления, что он «душевно бы желал некоторое время пробыть без дела официального».
16. На заре дипломатической карьеры Александру Сергеевичу предлагали на выбор место секретаря русской миссии либо в Персии, либо в США. Он предпочел первое — и это решило его дальнейшую судьбу.
17. По результатам Туркманчайского мирного договора, подписанного во многом благодаря личным усилиям Грибоедова и привезенного им в Петербург, к России отошла Восточная Армения (Эриванское и Нахичеванское ханства), Иран выплатил большую контрибуцию, Россия получала исключительное право иметь военный флот на Каспийском море. Договор действовал вплоть до 1917 года.
16. Грибоедов был масоном. Он состоял, как многие в его время аристократы, в ложе «Соединенных друзей» — самой большой ложе Петербурга. Важно то, что он хотел ее «реконституировать». За легитимацией драматург обращался в шотландские ложи, которые были в России, затем в Великую провинциальную ложу России. Но оба раза получил отказ.
Александр Сергеевич требовал, чтобы члены ложи говорили по-русски, чтобы видели главную свою задачу в распространении русской грамоты. Если бы проект Грибоедова состоялся, дело обучения русского народа грамоте сдвинулось бы гораздо быстрее, но, к сожалению, этого не случилось. Масоном Александр Сергеевич оставался до конца жизни: он не выходил из братства, но постепенно охладел к тайному обществу.
Нина Чавчавадзе в юности
18. В июне 1928 года писатель получил назначение полномочным посланником в Персию. По дороге, в Тифлисе, он страстно влюбился в 16-летнюю княжну Нину Чавчавадзе — дочь своего старого приятеля, грузинского поэта Александра Чавчавадзе, — и женился на ней. Во время венчания поэт — как и несколькими годами позже Пушкин — уронил обручальное кольцо, что считалось очень плохой приметой. Через месяц после свадьбы молодые супруги выехали в Персию. Нина остановилась в пограничном Тавризе, а Александр Сергеевич двинулся дальше — в Тегеран.
19. В соответствии со своими обязанностями дипломатического представителя Российской империи Грибоедов, кроме прочего, должен был добиваться, чтобы Персия отпустила уроженцев России, желающих вернуться на родину. Среди них оказался и шахский евнух, армянин Мирза Якуб, а также несколько женщин-армянок из шахского гарема. Как российский представитель Александр Сергеевич не мог не принять Мирзу Якуба, бывшего в то же время очень ценным источником информации о правящей верхушке Персии, но в глазах иранцев это выглядело величайшим оскорблением их страны. 30 января 1829 года толпа, подстрекаемая мусульманскими фанатиками, ворвалась в русскую миссию.
Документы свидетельствуют, что в посольстве в Тегеране произошла настоящая бойня. С минуты на минуту, ожидая вмешательства персидских властей, русские отчаянно оборонялись, сдавая комнату за комнатой. Последние мгновения их жизни прошли в гостиной: Грибоедов с пистолетом и шпагой дрался хладнокровно и отважно, стоя спина к спине с казачьим офицером. Помощь не подоспела — посольство было разрушено, а все, кто в нем находился, убиты. Тело российского посланника таскали по улицам города несколько дней, а изуродованные останки выбросили на помойку и засыпали известью. Грибоедова опознали только по пальцу, простреленному на дуэли Якубовичем.
20. Некоторые исследователи считают, что причина смерти Грибоедова кроется отнюдь не в сфере дипломатии, а в литературе. А именно — в знаменитой комедии «Горе от ума». Московский актер Щепкин говорил: «Грибоедов мог спастись, но, давно обуреваемый болезненным самолюбием и не умея создать ничего равного гениальному «Горю», давно мечтал о смерти и сам бросился в толпу мятежников и погиб, нисколько не сопротивляясь».
21. В «Путешествии в Арзрум» А. С. Пушкин пишет, что возле Гергер встретил на горной дороге арбу, которая везла простой гроб с телом «Грибоеда». Однако историки настаивают на ином: еще в Нахичевани тело драматурга переложили в другой гроб, украсили и повезли дальше с оказанием всех почестей. Вполне вероятно, что описанная Пушкиным сцена была им выдумана — ради привлечения внимания общественности к имени погибшего русского дипломата.
22. От Нины Чавчавадзе-Грибоедовой несколько месяцев скрывали смерть супруга, когда же она узнала правду, то от горя у нее случились преждевременные роды. Ребенок через несколько часов умер, однако его успели окрестить и нарекли Александром в честь отца. Женщина пережила мужа на 28 лет и больше не выходила замуж, отвергая все ухаживания.
Могила А. С. Грибоедова
23. Грибоедов не раз говорил жене, чтобы в случае его смерти в Персии останки были преданы земле в церкви на горе святого Давида — «этой поэтической», по его выражению, «принадлежности Тифлиса». Желание покойного было исполнено. На могиле вдова поставила ему памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».
24. Долгое время тема гибели Александра Сергеевича Грибоедова была запретной для печати. Официальная точка зрения на трагедию в Тегеране была установлена задолго до того, как были получены сколько-нибудь подробные сведения о ней. В отношении министра иностранных дел от 16 марта 1829 года к командующему Кавказским корпусом указывалось: «При сем горестном событии его величеству отрадна была бы уверенность, что шах персидский и наследник престола чужды гнусному и бесчеловечному умыслу и что сие происшествие должно приписать опрометчивым порывам усердия покойного Грибоедова, не соображавшего поведение свое с грубыми обычаями и понятиями черни тегеранской…». Сомневаться в такой трактовке событий впоследствии не дозволялось.
25. Персидский правитель во искупление убийства дипломата прислал царю Николаю I желтый алмаз «Шах» весом 88,7 карат, хранящий на себе имена персидских владык начиная с 1591 года. Сейчас он находится в Алмазном фонде в Москве.