«Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флага».
6 августа в 20 часов 30 минут сигнальщик германского крейсера «Аугсбург» на дистанции 50 каб. обнаружил идущий под берегом острова Кюно корабль и доложил в рубку. В этот момент командир крейсера Андреас Фишер допустил ошибку, опознав цель как канонерскую лодку «Храбрый».
«Аугсбург» и сопровождающие его эсминцы «V-29» и «V-100», повернув на восемь румбов вправо, легли на курс NW. Через 15 минут довернув на N и подойдя на дистанцию 25 каб. крейсер осветил боевыми прожекторами две канонерки русских идущие строем пеленг курсом наNW 10 град. А вставшие перед «Аугсбургом» всплески от снарядов, окатившие его полубак, однозначно дали понять, что это совсем не «Храбрый» с его 130-миллиметровками. Последовавший за тем удар в правый борт в районе шестого шпангоута заставил крейсер вздрогнуть всем корпусом. Погас носовой прожектор. Взрывом убило семь человек и сорвало стопор правого шпиля. Вахтенный доложил, что правый якорь отдан. Через пару минут якорь надежно вошел в грунт. Вход же в канатный ящик заклинило тем же взрывом. На мостике переложили телеграф на «полный назад», но почти пять тысяч тонн, прущие на скорости около 20 узлов, остановить сразу не получилось. Когда цепь вытравило полностью, «Аугсбург» клюнул носом и повалился в правую циркуляцию, черпая воду пробоиной и разворачиваясь к русским левым бортом. Весьма высоким, и хорошо различимым на фоне закатного неба. Куда почти сразу и прилетело. И рвануло.
Эсминцы, пытаясь прикрыть своего флагмана, пошли в торпедную атаку. Но попав под интенсивный артиллерийский огонь, были вынуждены отвернуть. Выпущенная миноносцем «V-29» торпеда в цель не попала…
Их строили для других акваторий. Но обстоятельства сложились так, что построенные для Дальнего Востока канонерки остались на Балтике. Первым кораблем, предназначенным для действий в Амурском лимане и татарском проливе, был «Гиляк».
Но в результате обобщения опыта действий канонерских лодок Тихоокеанской эскадры по обороне ВМБ «Дальний» на о.Цусима, где им в ходе несения сторожевой службы на внешних рейдах приходилось систематически вступать в бой, в том числе и с легкими крейсерами противника, проект доработали в сторону усиления огневой мощи. Что повлекло за собой и увеличение водоизмещения.
В результате спущенный на воду в 1908 году «Кореец» вырос до 83 метров и опух до 1750 тонн. У китайцев хватило амбиций назвать нечто подобное крейсером II ранга. При ширине почти 14 метров (13,8м) осадка в полном грузу составляла 3,2 м, что позволяло использовать корабль в нижнем течении Амура вплоть до Хабаровска и большинстве китайских рек. При приеме 280 тонн балластной воды для морских переходов максимальная осадка доходила до 3,6 м. Главный калибр составляли четыре 203-мм 45-калиберных орудия на двух двухорудийных установках фирмы Армстронг. Ассистировать им должны были четыре 120/50-мм пушки Виккерса и четыре трехдюймовки Канэ. Последние, впрочем, еще на стадии проектирования заменили на 122-мм полевые гаубицы на морских станках – они лучше подходили для работы по берегу. Главный броневой пояс шириной 3,4м из четырнадцати плит толщиной 50мм протянулся на 63 метра, прикрывая основные машины и механизмы лодки. Внутренняя защита состояла из 20мм бронепалубы, 50мм скосов и, стоящей на их стыке, 20мм противоосколочной переборке высотой 1,7м, толщина которой в районе элеваторов и машин корабля доходила до 50мм. Боевая рубка изготовлялась из броневой стали толщиной 50мм, крыша и подшивка рубки – из маломагнитной стали толщиной 20мм. 8″ орудия были прикрытии щитами 50мм толщины. Вся эта радость приводилась в движение двумя четырехлопостными винтами диаметром 1,8м на которые работали две низкооборотные турбины Парсона общей мощностью 7600 л.с. питаемые от четырех водотрубных котлов Ярроу с угольным отоплением. Флот, имея с 1903 года опыт эксплуатации турбинного миноносца, решил попрактиковаться и на более крупных кораблях (в 1902 г. Британское Адмиралтейство модернизировало энергетическую установку 15-летнего эсминца “Velox” и по итогам годовой эксплуатации ПТУ приняло решение о том, что с 1905 г. все новые корабли Великобритании должны оснащаться только паротурбинными двигателями). При 430 об/мин. канонерка уверенно держала 20 узлов. Правда далеко убежать она не могла. Нормальный запас топлива в 180 тонн не позволял. Полный же запас в 280 тонн позволял пройти чуть более 2000 миль. Хотя для судна, главной задачей которого была роль оперативного артиллерийского резерва ВМБ и доминирование на речных акваториях, это не было критичным. На скверную обитаемость просто закрыли глаза. А вот остойчивость «Корейца» чуть было не поставило крест на всей серии. Даже на небольшой зыби прицельная стрельба была затруднена, при волнении в 5 баллов качка доходила до 30 градусов, а при волнении более 6 баллов размах бортовой качки уходил за 40 градусов. При этом потеря нормальной управляемости, приводила корабль лагом к волне, грозя опрокидыванием. «При ветре 6 баллов лодка обладает стремительной качкой, делая 24-28 размахов в минуту от 35 до 40 град., вследствие чего люди не могут удержаться на ногах». Однако, в конце концов, проблему решили установкой внешних килей.
Строившиеся следом канонерские лодки «Сивуч» и «Бобр» получили двухорудийные башенный установки 203/50-мм проектировавшиеся как вспомогательные для тяжелого крейсера «Петр Великий». Однако в силу введения в строй английского «Дредноута», такой калибр для ТКР стал не актуален. Проект башен переработали в сторону уменьшения защиты до 50мм и благополучно вписали в выросшее до 1870 тонн водоизмещение. Нормальная осадка увеличилась до 3,3м. И из-за более полных обводов скорость лодок упала до чуть более 19 узлов. Но зато с виду это был вылитые крейсера.
В начале августа 1915 года германский флот предпринял попытку прорыва через Ирбенский пролив в Рижский залив, с целью окружения и уничтожения морских сил Рижского залива, а также минирования Моонзундского пролива. В это время русские канонерские лодки «Сивуч» и «Кореец» поддерживали артиллерийским огнем приморский фланг русских войск у Усть-Двинска. Опасаясь, что лодки будут отрезаны от основных сил, командование приказало им срочно возвращаться в Моонзунд.
6 августа в 20 часов 30 минут у острова Кюно (Кихну) канонерки встретились с германским крейсером «Аугсбург» и эсминцами «V-29» и «V-100». Рассчитывая оторваться от противника в наступавших сумерках и вечернем тумане, лодки увеличили ход. В 20 часов 24 минут осветив лодки прожектором крейсер начал пристрелку с дистанции 25 каб. «Сивуч», идущий головным, ратьером передал приказ на «Кореец» и принял круче к весту. Перестроившись в кильватер и имея курс NWN, канонерки с дистанции мене 20 каб., фактически прямой наводкой, открыли огонь главным калибром по германскому крейсеру. Прожекторы не включали. Классического «сrossing the T» конечно не получилось, но хватило и этого. Накрытия пошли со второго залпа – крейсер буквально влетел в столбы воды поднятые разрывами фугасных снарядов. Всплески закрыли корабль противника от дальномерщиков, поэтому разрыв на корпусе «Аугсбурга» восьмидюмового снаряда выпущенного левым орудием баковой установки «Корейца» замечен не был. А погасший прожектор посчитали пораженным осколком от близкого накрытия. Когда же крейсер развернуло бортом, и он сбросил ход, задумываться о причинах не стали, а воспользовавшись моментом, отработали по столь шикарной и почти полигонной мишени. Однако столь неудобное и критическое положение позволило немцам использовать кормовой боевой прожектор, и семь немецких 105-миллиметровок сосредоточили огонь на «Сивуче», добившись за короткий промежуток времени трех попаданий. А тут еще в атаку пошли миноносцы. Получив снаряд в румпельное отделение «Сивуч» покатился вправо и благодаря этому разминулся с торпедой. «Кореец» идя прежним курсом, перенес огонь на новых противников и заставил их выйти из боя. На одном из миноносцев был зафиксирован разрыв 120мм снаряда в районе мостика.
В 21 час 20 минут канонерские лодки оставив за кормой горящий и потерявший ход легкий крейсер «Аугсбург» имея скорость 12 узлов направились на выход из рижского залива. А ещё через пятнадцать минут на них скрестились лучи десятка прожекторов – 4-я эскадра германского флота приближалась со стороны Моонзундского пролива к месту боя. В 21 час 42 минуты комендоры двигавшегося головным линейного корабля «Posen» открыли огонь. В ответ заговорили восьмидюймовки канонерок.
На посту Службы связи Балтийского флота на острове Кюно зафиксировали продолжавшийся около полутора часов в районе острова артиллерийский бой, сопровождавшийся интенсивной стрельбой, горением множества прожекторов и осветительных ракет.
Там два маленьких русских корабля вели бой с двумя линкорами-дредноутами, четырьмя крейсерами, идущими в сопровождении тридцати миноносцев и восьми сторожевых кораблей. Потеряв друг друга из виду во всплесках множества снарядов, они вели каждый свое сражение, но Андреевского флага не спустили.
В 22 часа 10 минут избитый снарядами и потерявший ход «Сивуч» получил две торпеды в левый борт. Внутри корпуса прогремел сильный взрыв и героический корабль, стремительно заваливаясь на борт, затонул в географической точке с приблизительными координатами 58 гр. 08 сек с.ш., 23 гр. 50 сек. в.д. в виду прибрежной деревни Линакюля.
В 22 часа 21 минута горящий и неуправляемый «Кореец», отстреливающийся из последнего уцелевшего орудия (122-мм гаубицы), вынесло на прибрежные камни острова Кюно в полутора милях севернее указанной деревни. Команда покинула обреченный корабль, исчерпавший все возможности к ведению боя.
Из 148 человек команды «Сивуча» немцы подобрали из воды 2 офицеров и 48 матросов, из которых только 15 не имели ранений. При переходе в Свинемюнде 8 моряков скончались от ран. Вместе с канонерской лодкой «Сивуч» погиб ее командир Петр Нилович Черкасов, который еще в русско-японскую войну отличился в бою миноносцев под Ляотешанем 26 февраля 1904 года, а в последние дни обороны Порт-Артура служил старшим офицером броненосца «Севастополь». За свой последний бой капитан 2 ранга П.Н. Черкасов был посмертно награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и произведен в следующий чин.