Акира Куросава: «Кино – это моя жизнь»

Сегодня исполняется 105 лет со дня рождения японского режиссера, сценариста и продюсера Акиры Куросавы. Ему уже было за 20 лет, когда он решил заняться кино, начав работать ассистентом режиссера Кадзиро Ямамото. В 1943 году Куросава снял свою первую картину «Гений дзюдо». Затем последовали еще десятки фильмов, практически каждый из которых становился событием для мирового кинематографа.

Режиссер говорил о себе: «Я знаю себя достаточно хорошо, чтобы понимать простую истину: случись мне разлюбить кино — я пропал. Кино — это моя жизнь».

Акира Куросава: «Кино – это моя жизнь»
Акира Куросава, 1936 год

В 1950 году на экраны вышел фильм «Расемон», с которого и началось поистине триумфальное шествие Акиры Куросавы по красным ковровым дорожкам мировых кинофестивалей. И редко когда режиссер покидал их с пустыми руками. По сути, именно «Расемон» открыл для Европы и Америки японское кино.

В основу фильма легли две новеллы японского писателя Акутагавы Рюноскэ «В чаще» и «Ворота Расемон». В центре сюжета — суд по делу об убийстве самурая и изнасиловании его жены. Четыре истории, четыре версии преступления, рассказанные случайными свидетелями, подозреваемым в убийстве бандитом, вдовой убитого и даже самим убитым самураем, каждая из которых открывает новые подробности случившегося. Но какая из них правдива?

Акира Куросава: «Кино – это моя жизнь»
Акира Куросава на съемках, 1953 год

В 1951 году «Расемон» получил главную премию Венецианского кинофестиваля — «Золотого льва», а позже и специальный почетный «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.

В 1951 году Акира Куросава снял японскую киноадаптацию романа Федора Достоевского «Идиот». По словам самого режиссера, он с раннего детства увлекся русской литературой и понял, что Достоевский — лучший автор, один из немногих, «кто правдиво писал о человеческом существовании».

Действие романа из заснеженного Петербурга XIX века перенесено на покрытый снегом Хоккайдо ХХ века, а князь Мышкин в версии Куросавы стал бывшим военнопленным по имени Кидзи Камэда. Режиссеру удалось сохранить дух и драматизм первоисточника. Сам он неоднократно признавался, что считает фильм «Идиот» своей лучшей работой.

Оригинальная версия картины состояла из двух частей общей продолжительностью 256 минут, но на студии этот вариант не приняли, посчитав фильм слишком длинным. Куросаве пришлось сократить его почти на 100 минут.

Следующий международный хит Акиры Куросавы, и, пожалуй, самая известная его работа — «Семь самураев». Первоначально режиссер хотел сделать фильм-притчу об одном дне жизни самурая, проследить все поступки героя вплоть до вечера, когда тот должен был совершить ритуальное самоубийство. В итоге Куросава не решился взяться за такой материал, посчитав, что недостаточно хорошо знает все необходимые нюансы. В ходе работы над сюжетом он набрел на случай, когда деревня, принадлежавшая одному из убитых феодалов, наняла нескольких ронинов для защиты от разбойников, и решил положить в основу своего фильма именно эту историю. При подготовке к съемкам режиссер написал подробные биографии и описания каждого значительного героя картины, не упустив ни одной детали.

Фильм получился удивительно реалистичным и поэтичным одновременно, он стал одним из ярких символов неповторимого стиля Акиры Куросавы. «Семь самураев» был в числе номинантов «Оскара» и премии Британской академии, а в 1954 году картина получила «Серебряного льва» на фестивале в Венеции.

Акира Куросава: «Кино – это моя жизнь»
Акира Куросава, Юрий Соломин и переводчик на съемках фильма «Дерсу Узала», 1975 год

В 1974 году Акира Куросава прибыл в СССР, где на студии «Мосфильм» приступил к съемкам советско-японского художественного фильма «Дерсу Узала». Сюжет картины основан на одноименном романе Владимира Арсеньева — известного географа и исследователя Дальнего Востока — о его путешествиях по Уссурийскому краю и дружбе с таежным охотником Дерсу Узала, чьи необыкновенные личные качества восхищали писателя.

На роль Арсеньева режиссер без колебаний выбрал Юрия Соломина, а вот найти подходящего артиста на роль Дерсу оказалось сложно. После многочисленных кастингов Акира Куросава остановился на Максиме Мунзуке — актере тувинского музыкально театра, которого он увидел в эпизоде одного малоизвестного фильма. Режиссер был покорен исполнителем роли Дерсу Узала и даже называл Мунзука «своим самым любимым актером в жизни».

Акира Куросава: «Кино – это моя жизнь»
Акира Куросава, Фрэнсис Форд Коппола и Джордж Лукас, 1980 год

Фильм вошел в историю кинематографа, хотя и не имел кассового успеха. В 1975 году «Дерсу Узала» получил Золотой приз IX Московского международного кинофестиваля, а в 1976 году — «Оскар» за лучший иностранный фильм, показанный в США.

В марте 1990 года за выдающиеся заслуги в кинематографе Акире Куросаве был вручен почетный «Оскар». В этом же году на экраны вышла картина «Сны», продюсером которой стал Стивен Спилберг.

Фильм «Сны Акиры Курасавы» задумывался режиссером как последний. Он снимал его в возрасте 80 лет. Восемь небольших новелл, затрагивающих взаимоотношения человека с окружающим миром, с жизнью и смертью, запомнились еще и тем, что в одной из них сыграл Мартин Скорсезе. Картина была удостоена приза Японской киноакадемии, а также номинирована на премию «Золотой глобус».

Акира Куросава: «Кино – это моя жизнь»
Мартин Скорсезе и Акира Куросава

Оцените статью
Тайны и Загадки истории