В 1928—35 учился в Академии искусств (Токио). С 1936 работал как сценарист, ассистент режиссёра. В 1943 начал режиссёрскую деятельность, сняв картину «Гений дзюдо». Затем последовали фильмы «Самые красивые» (1944), «Гений дзюдо II», "Идущие по хвосту тигра" (1945) и «Пьяный ангел» (1948). "Пьяный ангел" – первая совместная работа Куросавы с молодым актёром Тосиро Мифунэ. Именно с этого фильма началось многолетнее сотрудничество режиссёра и актёра. Куросава получил международную известность и признание после выхода в 1950 году на экран фильма «Расёмон», снятого в жанре «дзидайгэки» (фильмы о воинах феодальной Японии — самураях). Фильм получил Гран-При «Золотой Лев» и специальной премии Американской Академии Киноискусства «Оскар» (1951) за лучший иностранный фильм года. Затем последовали киноадаптация романа Достоевского «Идиот» (1951), философская драмуа «Жить» (1952). Межународный успех имел фильм «Семь самураев» (1954). В 1957 выходит историко-философская драма Куросавы по мотивам «Макбета» Шекспира под названием «Трон в крови». В следующем году появляется картина Скрытая крепость» («Три негодяя в скрытой крепости»). Интересно, что впоследствии Джордж Лукас отметил влияние этого фильма на построение сюжета цикла «Звёздные войны» (в частности, указывал на параллель между парой роботов C-3PO и R2-D2 и крестьянами Тахэем и Матасити).
В 1960 году на экраны выходит один из самых социально острых фильмов Куросавы — «Плохие спят спокойно». Это первый фильм Куросавы в качестве независимого продюсера, снятый им для собственной компании. В 1961 Куросава снял "Телохранитель", сюжет которого в дальнейшем использовали Серджио Леоне («За пригоршню долларов»), Храбн Гюднлёйгссон ("Полет ворона"), Джон Эдвилдсен ("Инферно") и др. Продолжением "Телохранителя" стал «Отважный самурай» 1962 года. Прославившись на Западе как мастер композиции и развития сюжета, Куросава тем не менее не был столь же высоко почитаем в своей родной стране. Самое тяжёлое время наступило для него в начале 1970-х годов, когда после трудностей с финансированием его проектов и провала фильма «Под стук трамвайных колёс» (1970) он попытался покончить с собой. Первым фильмом режиссера не на японском языке единственном, снятом им на широкоформатной плёнке 70 мм, стал «Дерсу Узала» (1975), снятый совместно с советскими кинематографистами. Картина удостоилась главного приза на московском кинофестивале в 1975 году и премии «Оскар» Академии кинематографических искусств и наук, а также множества других наград разных стран.
В дальнейшем новые фильмы Куросавы выходили с большими перерывами, но принимались очень хорошо. «Тень воина» (1980) и «Ран» (1985) стали эффектными и в то же время глубокими самурайскими эпопеями. Фильм «Сны» (1990) имеет изысканный видеоряд и состоит из восьми небольших новелл, затрагивающих взаимоотношения человека с окружающим миром, и фильм «Августовская рапсодия» (1991), который посвящён теме памяти об атомной бомбардировке Нагасаки и отношению разных поколений к этому событию.В 1993 году Куросава снял свой последний фильм — «Ещё нет». Фильм переносит зрителя во времена Второй мировой войны и рассказывает о нравственной ответственности и связи поколений. Сюжет фильма основан на жизни японского профессора, академика и писателя Хяккэна Утиды (1889—1971 гг.) и завязан на отношениях студентов и их бывшего преподавателя. Последней работой Куросавы был сценарий к фильму, снятому его учеником и близким другом Такаси Коидзуми, «После дождя», в этом проекте Куросава выступал и в качестве сопродюсера.
Акира Куросава умер 6 сентября 1998 года от инсульта в токийском районе Сэтагая, в возрасте 88 лет.
Фильмы Куросавы также оказали огромное влияние на западное кино, особенно на истинно американский жанр — вестерн. Например, американский фильм «Великолепная семерка», в которой снимались многие звёзды мирового кино, был переработкой «Семи самураев», а спагетти- вестерн Серджио Леоне, созданный при сотрудничестве с Клинтом Иствудом, «За пригоршню долларов», был не только сделан на основе «Телохранителя», но временами просто кадр за кадром повторял его. В 1964 году шедевр Куросавы «Расёмон» был взят за основу голливудского фильма «Надругательство». Даже фильмы 1990-х годов, рассказывающие о периоде Великой депрессии и гангстерах, такие как «Перекрёсток Миллера» и «Герой-одиночка», созданные на основе произведений Д. Хаммета, временами напоминают о том, что визуальным воздействием, структурой и тематикой они обязаны оригинальным фильмам гениального японского режиссёра. В более поздние годы жизни Куросава дружил с такими американскими кинодеятелями, как Мартин Скорсезе, который сыграл Винсента ван Гога в его фильме «Сны Акиры Куросавы», и Стивен Спилберг. В 1985 году Андрей Кончаловский снял фильм «Поезд-беглец» по сценарию Куросавы.
Ниже представлены следующие фильмы Мастера:
1. Расёмон
2. Семь самураев
3. Трон в крови
4. Три негодяя в скрытой крепости
5. Телохранитель
6. Отважный самурай
7. Тень воина
http://vk.com/video-213744_167509802 (часть 1)
http://vk.com/video-213744_167509811 (часть 2)
8. Ран
http://vk.com/video-213744_168098772 (часть 1)
http://vk.com/video-213744_168098752 (часть 2)