В годы Великой Отечественной войны и войны с Японией боевых успехов добились 128 советских командиров-подводников. Если составить их список в зависимости от суммарного тоннажа потопленных каждым кораблей и судов противника, то его откроет Александр Иванович Маринеско. На его счету четыре транспортных судна общей вместимостью 42557 брутто – регистровых тонн (брт). Пожалуй, ни об одном из подводников не написано столько правды и вымысла, как о командире подводных лодок М-96 и С-13 Краснознаменного Балтийского флота.
К сожалению, мало кто из пишущих об А. Маринеско в своей работе использовал подлинные документы. Опубликованные в Морском сборнике 4 за 1990 год они и стали основой данной статьи. 1913 г.
в Одессе. По окончании 6 классов трудовой школы в 1926 г. поступил учеником матроса в Черноморское пароходство. В начале 1927 г.
был направлен на учебу в школу юнг, по окончании которой плавал на судах пароходства матросом 1-го класса. С апреля 1930 г. – студент Одесского морского техникума, а с мая 1933-го служил четвертым, третьим и вторым помощником капитана на пароходе Красный флот. В ноябре 1933 г.
А. Маринеско мобилизован и направлен на специальные курсы командного состава рабоче-крестьянского Красного Флота. По завершении обучения в ноябре 1934 г. его назначают командиром боевой части на подводной лодке Щ-306 (Пикша) Балтийского флота.
В ноябре 1938 г. , в период его обучения на курсах усовершенствования офицеров подводного плавания, он становится старшим лейтенантом. По окончании курсов (при учебном отряде подводного плавания им. С.
М. Кирова) А. Маринеско назначается помощником командира подводной лодки Л-1, а через полгода – командиром малой подводной лодки типа Малютка – ПЛ М-96. В марте 1940 г.
А. Маринеско принят кандидатом в члены ВКП(б), а в ноябре ему присвоено очередное воинское звание капитан-лейтенант. По итогам боевой подготовки в 1940 г. ПЛ М-96 заняла первое место на флоте, а ее командир народным комиссаром Военно-Морского Флота был награжден золотыми часами.
1945 гг. ПЛ М-96 несла дозор на позиции в устье Финского залива. 22 июня 1941 г. подводная лодка была перебазирована в Палдиски, затем в Таллинн, находилась в Лужской губе, откуда 19 июля прибыла в Триги (о.
Сааремаа). В октябре 1941 г. А. Маринеско после ряда взысканий исключен из кандидатов в члены ВКП(б) за систематическую пьянку, за развал дисциплины, за отсутствие воспитательной работы среди личного состава, за неискренние признания своих ошибок.
1942 г. ПЛ М-96 при осмотре горизонта в перископ обнаружила транспорт и две шхуны в охранении 3 сторожевых катеров. Подлодка легла на боевой курс и с дистанции 12 кабельтовых (2,2 км) произвела выстрел из правого аппарата. Через минуту на лодке услышали взрыв торпеды, а в перископ обнаружили стоящий без хода большой транспорт, имевший дифферент на нос.
Транспорт тонул, а его гребные винты беспомощно вращались над поверхностью моря. Через 5 минут корабли охранения противника начали сбрасывать на подводную лодку глубинные бомбы. Не получив повреждений, ПЛ М-96 благополучно вышла из района проведенной атаки. За этот поход и потопление транспорта противника Хелене Александр Иванович Маринеско был удостоен ордена Ленина.
В том же 1942 г. с 8 по 11 ноября ПЛ М-96 совершила еще один поход, теперь в Нарвский залив, во время которого на побережье, занятое противником, была высажена, а после выполнения боевого задания принята разведывательная группа. В конце года А. Маринеско был вновь принят кандидатом в члены ВКП(б) и ему присвоено воинское звание капитан 3 ранга.
В апреле 1943 г. А. Маринеско назначен командиром средней дизельной подводной лодки серии С – ПЛ С-13. Свой четвертый (в должности командира эски – первый) поход Маринеско совершил с 1 октября по 11 ноября 1944 г.
В ходе похода обнаружил груженый транспорт без охранения. Принял решение атаковать торпедами. Выпустив четыре торпеды и промазав, командир решил догнать противника и атаковать артиллерией. Сблизившись с транспортом, открыл огонь вначале из 100-мм, а затем из 45-мм пушки.
В результате попаданий транспорт загорелся и начал тонуть. За этот поход и потопление транспорта противника Зигфрид А. Маринеско был удостоен ордена Красного Знамени. В боевой характеристике за этот год, подписанной командиром дивизиона капитаном 1 ранга А.
Орлом, отмечалось: Смелый офицер. Подводное дело знает отлично. Кораблем командует и управляет хорошо. Офицеры и личный состав обучены хорошо.
Решителен и инициативен. Дисциплинирован и требователен к подчиненным. Состояние дисциплины на корабле хорошее. Партийно-политической работой руководит.
По характеру спокойный и хладнокровен при любой обстановке. Выводы: должности командира ПЛ вполне соответствует. С боевой характеристикой согласен. Необходимо указать на продолжающиеся случаи аморальных явлений, несмотря на указания в прошлой аттестации.
Командир бригады ПЛ КБФ контр-адмирал Верховский. В январе 1945 г. командующий Балтийским флотом решил предать А. Маринеско суду военного трибунала за самовольное оставление корабля в боевой обстановке, но исполнение этого решения задержал и дал ему возможность искупить вину в боевом походе.
С 9 января по 15 февраля А. Маринеско совершил свой пятый боевой поход, в течение которого были потоплены два крупных транспорта противника Вильгельм Густлофф и Генерал фон Штойбен. По имеющимся сведениям, на борту переоборудованного в военный транспорт лайнера Вильгельм Густлофф (25484 брт) находились примерно 1300 военнослужащих ВМС, в большинстве – персонал второго отделения второй учебной дивизии подводных сил. Как свидетельствует немецкий журнал Марине, среди них были полностью сформированные экипажи подлодок во главе с командирами: 173 представителя торгового флота, составляющие собственно экипаж судна; 4900 человек, которые западными источниками отнесены к беженцам.
Из документов того времени известно, что гражданские лица лишь тогда допускались на корабль, когда они могли предъявить специальное разрешение на эвакуацию, выдаваемое местными организациями национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП). Лайнер Вильгельм Густлофф (с затемненными ходовыми огнями) подводной лодкой С-13 был обнаружен 30 января в 21 ч. 15 мин. На лодке была объявлена боевая тревога.
После того как следующий впереди немецкий дозорный корабль скрылся, лодка легла на боевой курс. В 23 ч. 08 мин. ПЛ С-13 произвела торпедный залп из носовых аппаратов.
Все три торпеды попали в левый борт лайнера и взорвались. Лайнер накренился и начал тонуть. Через 40 минут в район потопления транспорта пришли семь кораблей: миноносец, 4 сторожевых корабля и два тральщика. Из них два сторожевых корабля и один тральщик начали преследование С-13.
Умело маневрируя, лодка сумела благополучно оторваться от преследователей. Находившийся на борту лайнера и оставшийся в живых немецкий офицер Гейнц Шен в книге Гибель Вильгельма Густлоффа, изданной в ФРГ, указывает, что в результате торпедирования советской подлодкой неподалеку от Данцига немецкого военного транспорта погибло более 5 тысяч человек. Если считать этот случай катастрофой, – пишет автор, – то это несомненно была самая большая катастрофа в истории мореплавания, по сравнению с которой даже гибель Титаника, столкнувшегося в 1912 году с айсбергом, – ничто. Отмечая значимость потопления этого транспорта, участник Великой Отечественной войны капитан 1 ранга в отставке В.
Анисимов пишет: В первых числах февраля 1945 г. я лично держал в своих руках и читал главный орган НСДАП – газету Фелькишер беобахтер и орган войск СС – газету Дас шварце кор. Обе они вышли в тот день в траурных рамках. Обе имели идентичный текст официального сообщения о причине такого оформления – в связи с установлением национального траура по поводу гибели лайнера Вильгельм Густлофф (калининградская газета Маяк, 19 сентября 1989 года, 38 (3771).
Это мнение разделяет и нарком ВМФ – главнокомандующий ВМС военных лет адмирал флота Советского Союза Н. Кузнецов. Касаясь гибели Вильгельма Густлоффа в своей книге Курсом к победе, он пишет: В Германии был объявлен трехдневный траур. Гитлер в ярости приказал расстрелять командира конвоя.
Пока что данные сведения документами не подтверждаются. Сотрудниками редакции уже упоминавшегося журнала Марине в западногерманских архивах, хранилищах и фондах указанные В. Анисимовым немецкие газеты не были обнаружены. Что касается архива бывшей ГДР, то в документе, полученном из Потсдама и датированном 23 марта 1988 г.
, указывается: . Изучение. не дало подтверждения того, что Гитлер якобы объявил командира советской подводной лодки С-13, капитана 3 ранга А. И.
Маринеско своим личным врагом и приговорил его к смерти. и не позволяет сделать заключение о том, был ли объявлен 30 января 1945 г. в Германии трехдневный траур по случаю гибели использовавшегося в качестве военного транспорта корабля Вильгельм Густлофф. Объявление траура представляется сомнительным из-за отсутствия сообщений о самом факте потери корабля.
Насколько можно установить, известие о гибели военного транспорта впервые с большим опозданием 19 февраля 1945 г. было опубликовано в английской газете Таймс. 21 февраля 1945 г. появилось краткое сообщение об этом событии в шведской газете Дагенс нюхетер.
В сообщениях не упоминалось о всегерманском трауре. Официальные документы, которые обычно детально описывают все события, происходившие в высших эшелонах власти фашистской Германии, также не дают никаких зацепок. В военном дневнике верховного командования вермахта гибель Вильгельма Густлоффа нашла отражение в кратком докладе с оценкой обстановки. Сообщение не содержит никаких комментариев, в нем лишь есть замечание о том, что для германских ВМС в Балтийском море более невозможно обеспечить все морские транспорты надежной охраной.
Здесь нет никаких данных о личных высказываниях Гитлера при получении сообщения о потере корабля. Успех подлодки в этом походе был не последним. 9 февраля 1945 г. в 22 ч.
15 мин. акустик подводной лодки С-13 доложил, что слышит шум винтов двухвинтового корабля. Сблизившись, в 2 часа 10 минут, визуально установили, что в составе каравана находится предположительно легкий крейсер (реально-военный транспорт Генерал фон Штойбен водоизмещением 14660 брт) в охранении катера и миноносца. В 2 ч.
50 мин. по большому кораблю был произведен двухторпедный кормовой залп. Обе торпеды попали в цель. После взрыва торпед на корабле последовало еще три сильных взрыва, появилось зарево огня.
Спустя полминуты оно скрылось. Подошедшие к месту торпедирования транспорта сторожевые корабли смогли спасти лишь около 300 человек из трех тысяч, находившихся на борту. Даже на фоне больших успехов на фронтах в этот период войны потопление двух крупнейших транспортов со многими тысячами эвакуируемых военнослужащих и чинов фашистской администрации, особо подготовленных для неограниченной войны на море подводников явилось заметным событием. За выдающиеся боевые успехи все члены экипажа С-13 были удостоены правительственных наград.
Подводная лодка Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945г. была награждена орденом Красного Знамени. Командир дивизиона капитан 1 ранга Орел в представлении А. Маринеско к званию Героя Советского Союза в разделе Краткое описание личного боевого подвига или заслуг отразил успешные действия подводных лодок М-96 и С-13 под его командованием и, в частности, написал: .
Потоплением лайнера Вильгельм Густлофф нанесен непоправимый удар по подводному флоту фашистской Германии. За отличное выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, за отвагу и мужество. командир ПЛ С-13 капитан 3 ранга Маринеско удостоен высшей правительственной награды – присвоения звания Героя Советского Союза Во втором разделе наградного листа – Заключение вышестоящих начальников – запись: Ходатайствую о награждении орденом Красного Знамени ВРИД (временно исполняющий должность. – Прим.
авт. ) капитан 1 ранга Курников. Орден Кр. Знамени 31 мая 1945г.
командиром дивизиона капитаном 1 ранга Орлом на имя командира бригады подводных лодок подан рапорт, в котором, в частности, сказано: . Командир Краснознаменной подводной лодки С-13 капитан 3 ранга Маринеско Александр Иванович по возвращении из боевого похода с 23. 5 по 31. 5.
45 г. своими служебными обязанностями не занимается, пьет на корабле, на других базах, в городе и т. д. , за что я просил Вас отстранить его от представления к награждению.
Дальнейшее пребывание его в должности командира недопустимо. Его необходимо с корабля убрать, зачислить в распоряжение Военного совета КБФ, положить в госпиталь и лечить от алкоголизма или уволить в запас. . 16 августа 1945 г.
последовало представление командира бригады подводных лодок командующему флотом: . Считаю дальнейшее пребывание капитана 3 ранга Маринеско в должности командира ПЛ невозможным. Принятые мною воспитательные меры полностью исчерпаны. Ходатайствую: капитана 3 ранга Маринеско от занимаемой должности отстранить и выйти с ходатайством перед Народным комиссаром Военно-Морского Флота о разжаловании и увольнении из рядов ВМФ.
Контр-адмирал Курников. Начальнику ОКОС (отдела кадров офицерского состава. – Прим. авт.
). В телеграмму Наркому. Снизить в звании до ст. лейтенанта.
Назначить командиром МТ (морского тральщика. – Прим. авт. ) Трибуц (командующий КБФ.
– Прим. авт. ). 17.
8. 3 сентября 1945 г. на А. Маринеско была написана досрочная аттестация: .
Свою специальность знает хорошо. Море любит. В обстановке на море ориентируется свободно, оценивает обстановку правильно, действует смело и решительно. За отвагу и мужество, решительные действия и боевые успехи в походах награжден дважды орденами Красного Знамени, ранее награжден орденом Ленина, медалью За оборону Ленинграда и за долгосрочную службу медалью За боевые заслуги.
Подводная лодка С-13 под командованием Маринеско стала Краснознаменной. Будучи в базе и на берегу, Маринеско вел себя крайне недисциплинированно, проявлял недостаточную требовательность к подчиненным, а к себе никакой требовательности не предъявлял. В результате чрезмерного употребления спиртных напитков Маринеско страдает эпилептическими припадками, которые за последнее время значительно участились. Своей дисциплиной и поведением он разлагал не только личный состав своего корабля, но разлагающе действовал на офицеров и личный состав других кораблей.
Выводы: Считаю, что в настоящее время капитан 3 ранга Маринеско к службе на флоте непригоден. Он должен быть вылечен и уволен на продолжительное время в запас. Командир 1-го дивизиона ПЛ КБФ капитан 2 ранга Линденберг. За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознаменной подводной лодки С-13 Краснознаменной бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, снизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение Военного совета этого же флота.
Адмирал Флота Кузнецов. 18 октября 1945 г. приказом командующего КБФ 0708 было предписано: . Назначить состоящего в распоряжении Военного совета флота старшего лейтенанта Маринеско Александра Ивановича командиром тральщика Т-34 2-го дивизиона электромагнитных тральщиков 1-й Краснознаменной бригады траления Таллиннского морского оборонительного района.
20 ноября 1945 г. на флот из Москвы поступил приказ 02521, который гласил: . Командира тральщика Т-34 2-го дивизиона тральщиков 1-й Краснознаменной бригады траления Краснознаменного Балтийского флота старшего лейтенанта Маринеско Александра Ивановича уволить в запас ВМФ по статье 44 пункт А, согласно Положению о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА. Народный комиссар Военно-Морского Флота СССР Адмирал Флота Кузнецов.
После увольнения в запас А. Маринеско с января 1946 г. по июль 1948 г. работал старшим помощником и вторым помощником капитана на судах Балтийского государственного морского пароходства, затем заместителем директора Института переливания крови по административно-хозяйственной части, старшим техником отдела снабжения организации п/я 297 и сотрудником Военно-Морского музея.
В 1960 г. по многочисленным ходатайствам был издан приказ министра обороны СССР 600, который гласил: В соответствии с Положением о прохождении воинской службы офицерами, генералами и адмиралами Советской Армии и Военно-Морского Флота: – капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича, бывшего командира подводной лодки С-13, считать уволенным из кадров Военно-Морского Флота в запас с 20 ноября 1945 года по статье 59 пункту в – по сокращению штатов. 01979 от 14. 9.
1945 года о снижении его в воинском звании и отстранении от должности командира подводной лодки С-13, а также КБФ 0708 от 18. 10. 1945 г. о назначении на должность командира тральщика Т-34 и НК ВМФ 02521 об увольнении в запас с должности командира тральщика Т-34 – отменить.
Заместитель министра обороны СССР. 25 ноября 1963 г. Александр Иванович Маринеско умер. Он похоронен в Ленинграде на Богословском кладбище.
Решением Ленгорисполкома 124 от 27. 2. 89 г. его могила взята под охрану государства.
Спустя пять лет после кончины Александра Ивановича в журнале Нева ( 7 за 1968 г. ) Николай Герасимович Кузнецов писал: В сложной и беспокойной натуре командира С-13 высокий героизм, отчаянная храбрость уживались с множеством недостатков и слабостей. Сегодня он мог совершить героический подвиг, а завтра – опоздать на свой корабль, готовящийся к выходу на боевое задание, или каким-либо другим образом грубо нарушить воинскую дисциплину. К многочисленным серьезным проступкам А.
Маринеско на службе и в быту я, как адмирал, отношусь совершенно определенно – отрицательно. Но зная его смелость, решительность и умение добиваться крупных боевых успехов, я готов многое простить ему и воздать должное за его заслуги перед Родиной. Настала пора по достоинству оценить подвиг А. И.
Маринеско. Мы должны, пусть с опозданием, прямо заявить, что в борьбе за Родину он проявил себя настоящим героем. Указом Президента СССР М. С.
Горбачева капитану 3 ранга Александру Ивановичу Маринеско 5 мая 1990 года было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Статья взята с: http://gazeta.zn.ua