Александрийский маяк спасал моряков 1000 лет!

egypt_html_m2d0c0735«Охранительный свет…»

к маякам люди издавна относились с любовью и почти суеверным трепетом, ведь от них очень часто зависела жизнь мореплавателей – не зря образ маяка стал синонимом надежды и спасения. С развитием техники значение маяков должно было уменьшиться, однако и в начале XX века Николай Гумилев воспел «охранительный свет маяков», и 8 конце века, обращаясь к маяку, Новелла Матвеева писала: Ты говоришь. Огнем. Настолько внятно, Что в мокрой тьме, в прерывистой дали, Увидят и услышат, и превратно Тебя не истолкуют корабли. Естественно, в древности значение маяков было еще больше, и самый высокий и величественный из них не мог не попасть в список чудес света. Не удивительно и то, что такой маяк был возведен неподалеку от порта Александрии – одного из крупнейших городов Древнего мира.

Новая столица Египта.

Зимой 332 года до н. э. войска Александра Македонского захватили Египет, а через год на берегу Средиземного моря, недалеко от дельты Нила, был основан город, названный в честь победителя Александрией. Он вырос на месте египетского городка Ракотиса и был одним из первых городов эпохи эллинизма,сооруженных по единому плану, разработанному известным греческим архитектором Динохаром.

Тщательно выбранное для новой столицы Египта место послужило залогом ее процветания. Благодаря тому, что город был возведен на двадцать с лишним километров западнее дельты Нила, ил и грязь, принесенные рекой, не засоряли городскую гавань. Южный район Александрии примыкал к озеру Мареотис. После того, как прорытый канал соединил озеро с Нилом, город стал обладателем двух гаваней: одной для судов, ходивших по Нилу, другой – для средиземноморской морской торговли, которая год от года расширялась.

Вскоре Александрия стала передовым техническим центром и самым богатым городом Древнего мира, в ней жили около 600 тысяч человек. Здесь стоял саркофаг Александра Великого и находился Мусейон – обитель муз, центр искусств, науки и техники, включавший мастерские, общежитие для ученых, школу, астрономическую обсерваторию, анатомический театр и академию. В знаменитой Александрийской библиотеке, считавшейся величайшей в мире, хранилось до полумиллиона свитков, увы, сгоревших во время пожара. В разное время в Мусейоне жили и работали многие гениальные греческие ученые – создатель геометрии Евклид, пионер хирургии Герофил. Здесь получил образование и работал Архимед, многие годы трудился замечательный механик Герои, построивший первые автоматические приспособления (зубчатый домкрат, воздуходувная машина и др.) и написавший о них увлекательную книгу.

Маяк на острове Фарос.

Новая столица Египта процветала, однако гавань ее представляла опасность для мореплавателей. По мере развития судоходства и морской торговли все острее ощущалась потребность в маяке, который указывал бы судам путь среди подводных скал и мелей.

Строительство его началось в 285 г. до н. 3. на восточной оконечности острова Фарос, лежащего на расстоянии 7 стадий (1290 м) от Александрии. Любопытно, что остров дал название прославленному маяку, который нарекли Фаросским, а связь имени его с функцией оказалась столь прочной, что слово «фарос» стало корнем слова «маяк» во многих языках — французском, итальянском, испанском и румынском.

Возведение Александрийского маяка началось при Птолемее I и закончилось, по одной версии, через пять лет, а по другой — через 20, уже при фараоне Птолемее II. Строительство маяка было поручено архитектору Сострату Книдскому. Для начала Фарос был соединен с материком дамбой, по которой стали доставлять необходимые для грандиозного строительства материалы.

Внешний видФаросского маяка можно представить по александрийским монетам, сохранились также описания его греческими, арабскими и римскими путешественниками, посещавшими Александрию в разные годы.

Благодаря огромной высоте — одни считали маяк самым высоким сооружением в мире, другие — вторым после пирамиды Хеопса, достигавшей некогда 147 метров – свет его был виден на расстоянии до 60 км, хотя некоторые утверждали, что до 100. В погожие дни сигналом мореплавателям служил поднимавшийся над маяком столб дыма.

Конструкция чудо-маяка.

Нижняя часть маяка представляла собой четырехгранную призму 60-метровой высоты с квадратным основанием, длина стороны которого составляла 30 м. Здесь хранился различный инвентарь, а плоская крыша, украшенная по углам огромными статуями Тритонов, служила основанием средней части маяка. Это была 40-метровая восьмигранная башня, облицованная белым мрамором. Верхняя часть представляла собой цилиндрическую колоннаду— 8 колонн несли купол, увенчанный 7-метровой бронзовой фигурой повелителя морей Посейдона.

Источником света служил постоянно горевший внутри колоннады большой костер. Каким образом достигалась Удивительная яркость и дальность свечения, точно не установлено. По одной версии, этому способствовали огромные зеркала из полированной бронзы или стекла. По другой — для создания такого эффекта были использованы большие линзы, выточенные из тщательно отшлифованного кварца. Горючий материал доставляли по пологой винтообразной лестнице, построенной внутри маяка, причем ширина ее будто бы была такой, что на стометровую высоту въезжали повозки, запряженные ослами. Потом, впрочем, на маяке установили мощное осветительное устройство, в котором сжигали древесную смолу и масло. Дерево не использовали по причине слишком высокой цены — его приходилось везти в Александрию из-за моря и расходовать только на строительство зданий и судов.

Чудеса и диковины.

Разумеется, столь грандиозное сооружение было чудом само по себе. Однако, судя по некоторым описаниям, маяк был к тому же оборудован по последнему слову тогдашней техники, секреты которой бесследно канули в Лету. Например, в одном из источников приводится рассказ о сделанных из позолоченной бронзы высоких женских фигурах, венчавших углы восьмигранной башни. Время от времени они якобы оживали, поскольку были не просто скульптурами, а хитроумными автоматами. Одни показывали силу ветра и морских волн, передвигая большие золотые стрелки на огромных синих циферблатах. Другие, поворачиваясь, указывали направление ветра или следовали руками за движением солнца и луны. Женщины-автоматы стояли также возле больших водяных

часов — клепсидр и через определенные отрезки времени били в звонкие гонги. А в туман и непогоду, предупреждая мореходов об опасной близости отмелей и подводных скал, трубила в изогнутый золотой рог еще одна прекрасная механическая женщина.

История сохранила имя создателя Фаросского маяка; на одной из плит ученые обнаружили надпись «Сострат, сын Декстифона, посвятил богам-спасителям ради мореходов». Надпись сохранилась благодаря находчивости архитектора — он закрыл ее слоем штукатурки, на которой написал имя правителя Египта.

Фаросский маяк был еще и крепостью — форпостом Александрии и наблюдательным пунктом; с его вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до того, как тот приближался к городу. Почти 1000 лет прослужил маяк людям, что тоже можно назвать чудом, пока не был в 796 г разрушен землетрясением. Попытки арабов восстановить его закончились неудачей. В 1480 г. мамлюкский султан Кайт-бей построил на фундаменте маяка крепость, которая стоит поныне и носит имя своего создателя.

Г.Чернов

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий