Алексей Маресьев родился 20 Мая 1916 года на Волге в городе Камышине. Его отец, Петр Маресьев, – солдат-окопник Первой мировой войны – вернулся домой полуживым и вскоре умер. Алеше исполнилось тогда всего три года. Мать, Екатерина Николаевна, – добрая, работящая женщина, сама растила и воспитывала детей. Она работала уборщицей, получала мало и потому сыновей Петю, Колю и Лешу с детства приучала к труду, честности и справедливости.
Алексей после 8-го класса поступил в ФЗУ. Там он получил специальность слесаря. Юноша работал и учился на рабфаке. Затем подал заявление в Московский авиационный институт. Но вместо института по комсомольской путевке отправился на далекий Амур строить город юности – так тогда называли Комсомольск-на-Амуре. Алексей с бригадой пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы. Там же на Амуре Маресьев поступил в аэроклуб. Парень успевал и работать ( со стройки его перевели на водный транспорт в качестве моториста – дизелиста ), и учиться летному делу.
В 1937 году Алексея призвали в армию. Его настойчивую просьбу послать в авиацию уважили и направили служить в 12-й авиационный погранотряд. Но там, по словам самого Маресьева, не летал, а “заносил хвосты” у самолетов. “Взлетел” Алексей уже в Батайской военной школе пилотов в 1940 году, где был оставлен инструктором. Там же, в Батайске, он встретил войну.
Первый боевой вылет совершил 23 Августа 1941 года в районе Кривого Рога. Маресьев в составе звена “яков” вылетел на штурмовку переднего края противника. Вышли на цель, снизились до высоты 40 метров и на бреющем полете по сигналу ведущего начали штурмовку. Сделали несколько заходов, обрушили на головы фашистов град свинца и эрэсовского огня. Выполнив боевое задание, истребители вернулись на свой аэродром.
В начале 1942 года 580-й ИАП, где служил Лейтенант Маресьев, выполнял задачи на Северо – Западном фронте. Здесь, в небе над демянским выступом, Алексей записал на свой боевой счет первый сбитый самолет – Ju.52. Можно представить себе радость молодого военного летчика, когда он настиг “юнкерса”, взял его в перекрестие прицела, выпустил реактивный снаряд и увидел, как длинный фюзеляж транспортного фашистского самолета развалился на две части. От него посыпались осколки.
К концу Марта 1942 года Маресьев увеличил счет сбитых фашистских самолетов до четырех. А 4 апреля в воздушном бою в районе Старой Руссы истребитель Маресьева был подбит. Двигатель остановился. Пилот стал планировать к земле, высматривая местечко для вынужденной посадки. Впереди в гуще леса блеснул белый островок – занесенное снегом болото. Алексей направил туда падающий самолет, но запаса сил у истребителя не хватило, и он свалился на косматые ели…
Дальнейшая судьба летчика, упавшего в лесу в тылу врага, его 18-суточная отчаянная схватка с самой смертью – все это описано Борисом Полевым в книге “Повесть о настоящем человеке”, которая стала учебником мужества для нескольких поколений советских людей, и показано в одноименном фильме. От неменуемой гибели его спасли жители деревни Плавни – подобрали, начали выхаживать. Но раненые и обмороженные ноги воспалились, нужна была срочная операция. Через линию фронта его вывез на связном У-2 комэск Андрей Дехтяренко.
Все, что произошло со Старшим лейтенантом А. П. Маресьевым потом – госпитализация, ампутация голеней обеих ног, первые шаги на протезах, почти смертельный для него приговор военно – врачебной комиссии, снова отчаянная борьба за возвращение в небо – это долгий сплошной подвиг. Его мог совершить только человек железной воли и огромного мужества. Наконец, назло всем преградам и даже самой смерти – возвращение в Июне 1943 года в боевой летный строй. Это – вторая жизнь Алексея Маресьева. Она похожа на легенду, но на самом деле – непридуманная земная жизнь сильного, настоящего Человека…
Интерьвью с А.П.Маресьевым
“Повесть о себе так и не прочитал”
Тот САМЫЙ подвиг Алексей Маресьев совершил в марте 1942-го. Его самолет сбили фашисты, и в течение восемнадцати суток раненый летчик полз к своим. В госпитале ему ампутировали обе ноги. Но он, выписавшись из больницы, снова сел за штурвал самолета. Раньше историю о “настоящем человеке” знал каждый школьник. Естественно, благодаря книге Бориса Полевого “Повесть о настоящем человеке”, прославившей героя на весь мир. Но мало кто знает, что звание Героя Советского Союза Маресьев получил за несколько лет до выхода книги. Саму “Повесть…” разрешили опубликовать только после войны. Говорят, наши пропагандисты боялись, что немцы подумают, будто в Советской Армии плохи дела. Вот, мол, уже и инвалидов воевать посылают.
Сам Алексей Петрович о появлении книги узнал, услышав отрывки по радио. Он позвонил в “Правду”, попросил номер телефона Полевого и наконец смог встретиться с автором.
– Полевой действительно не показывал мне книгу до того, как она появилась в магазинах. Когда повесть напечатали, мне подарили экземпляр. Но я ее так и не прочитал. Несколько раз пытался. Но все как-то… В принципе Полевой все написал правильно. Придумал, правда, роман, который якобы был у меня с девушкой Ольгой. Хотя созданный им образ советской девушки мне нравится.
– А как вам понравился собственный образ?
– Мне трудно ответить. Автор изменил фамилию героя. Знаете почему? Полевой подстраховался. А вдруг бы я запил, начал хулиганить? Тогда книжку бы запретили.
– Вы часто вспоминаете те 18 дней, проведенные в лесу?
– Нет, не вспоминаю. Я вообще не вспоминаю то время.
– Что тогда помогло вам выжить и не впасть в отчаяние?
– Желание выбраться к своим. Желание жить.
– На днях вы отметите свой 85-й день рождения. На сколько сами себя ощущаете?
– Мне самому это хотелось бы знать. Вообще-то 85 лет я не ощущаю. И когда мне говорят: “Как хорошо вы выглядите, лет на шестьдесят”, – поначалу радуюсь. А потом думаю: ну ладно, выгляжу я хорошо. А печенка, селезенка, сердце? Им-то уже 85.
– Правильно говорят, что самое главное в жизни – это здоровье?
– Абсолютно правильно. А на второе место я бы поставил честное отношение к труду.
—————————————————————————
В Июне 1943 года Старший лейтенант Маресьев на протезах прибыл в 63-й ГвИАП, на Брянский фронт. Придя в полк после выздоровления Алексей ужасно переживал, боялся, что его не примут летчики полка. К новому месту службы он прибыл накануне Курской битвы, когда борьба в воздухе шла жесточайшая. Поэтому любой летчик, взявший его к себе ведомым, определенно рисковал поднимаясь с ним в небо.
Командир полка оставлял его на аэродроме не выпуская на боевые задания. Алексею разрешали лишь подниматься в воздух к моменту возвращения наших самолетов – для их прикрытия при посадке. Алексей все понимал, но однажды не выдержал и обратился к командиру полка за разрешением идти в бой…
Хорошо, что в полку оказался сочувствующий ему комэск Капитан Александ Числов. Он видел, как Маресьев переживает, а потому предложил полетать с ним. Алексею сопутствовала удача – он завалил Bf.109, причем на глазах комэска. Доверие к нему после этого сразу возросло. Словом, Александр Числов стал его крестным отцом. Позже Алексей узнал, что комполка перед вылетом сказал Числову: мол, сильно в драку не лезь, береги ведомого. Затем Маресьев слетал с комэском еще раз. И опять удачно. Так он вписался в коллектив и уже никто не мог упрекнуть его в том, что он стал обузой для полка.
В воздушных боях на Курской дуге безногий летчик доказал, что не только может пилотировать боевой истребитель, но и выходить победителем в схватках с немецкими асами. В одном из воздушных боев Августа 1943 года Алексей Маресьев сбил сразу три вражеских истребителя Fw.190. Эти победы были одержаны им на новейшем советском истребителе Ла-5ФН. Затем начались ожесточенные схватки с врагом в небе Прибалтики.
Боевая слава о нем стала греметь по всей 15-й Воздушной армии и всему фронту. В полк зачастили корреспонденты. Тогда-то и встретился с Маресьевым корреспондент “Правды” Борис Полевой. На обложке самого популярного журнала – “Огонек” появился крупным планом портрет героя.
За образцовое выполнение боевых заданий и проявленное личное мужество и высокое летное мастерство 24 Августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Гвардии Старшему лейтенанту А. П. Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
Представляя героя к награде, командир полка H.П.Иванов писал: “Истинный русский патриот, он, не жалея жизни и крови, сражается против врагов и, несмотря на серьезный физический недостаток, добивается в воздушных боях отличных успехов”.
Однако, нагрузки все время возрастали и поэтому уже в 1944 году, когда Маресьеву предложили стать инспектором – летчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС, он согласился. Но сам об этом, он никого не просил… К тому времени заместитель командира эскадрильи 63-го ГвИАП ( 3-я ГвИАД, 1-й ГвИАК, 15-я ВА ) Гвардии Старший лейтенант Алексей Маресьев совершил 87 боевых вылетов и сбил 11 вражеских самолетов, в том числе 7 – после возвращения на фронт после ранения и ампутации ног.
В 1946 году А. П. Маресьев был уволен из ВВС. Свои последние вылеты на самолете ( учебном У-2 ) Алексей Петрович совершил в начале 50-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве. На этом его небесная эпопея закончилась. Со свойственной ему неукротимой волей он взялся за учебу. В 1952 году успешно окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, а в 1956 году – аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. В том же году кандидат исторических наук Алексей Петрович Маресьев вошел в состав Советского комитета ветеранов войны. И поныне бессменно трудится здесь. Сейчас он – первый заместитель председателя Российского комитета ветеранов войны и военной службы.
Боевые и трудовые заслуги перед Родиной Полковника в отставке, кандидата исторических наук Алексея Петровича Маресьева отмечены наряду с Золотой Звездой Героя многими государственными наградами: двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, Красной Звезды, Почета, “За заслуги перед Отечеством” III степени. Он удостоен многих иностранных орденов и медалей. Алексей Петрович – почетный солдат одной из воинских частей, Почетный гражданин городов Комсомольска – на – Амуре, Камышина, Орла и других; его именем названы общественный фонд, молодежные патриотические клубы. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Автор книги “На Курской дуге” и др.
Умер в мае 2001 года.