Анархо-космизм «Свободной трудовой церкви России» в 1920-х

В 1922 году поэт и анархист Святогор, пензенский епископ Иоанникий (Смирнов) и бывший секретарь священника Гапона Жилкин основали в Москве Свободную Трудовую Церковь. СТЦ предлагала реформировать православие на основе анархизма, космизма и достижений науки. Это был один из вариантов Русской религиозной Реформации, прерванной в конце 1920-х.

Одним из экзотических образцов проявления радикального религиозного реформизма в России первой половины 1920-х была деятельность Свободной Трудовой Церкви (СТЦ). Созданию это церковного объединения предшествовала произошедшая в Москве в 1922 году встреча двух незаурядных личностей Александра Святогора и Ивана Смирнова.

Александр Святогор (Агеенко Александр Федорович, 1886-1937) талантливый поэт-футурист, родился в семье священника. Будучи ещё семинаристом, он увлекся анархизмом, вступил в подпольный кружок, принимал участие в экспроприациях, за что отсидел в тюрьме около 6 лет. После революции Святогор примыкает к биокосмистам, считавшим культурно-просветительную работу главным средством достижения анархии в обществе. Увлечение анархистской идеологией сочеталось у него с глубокой христианской верой, с планами коренного реформирования Церкви.

Иван Сергеевич Смирнов родился в 1884 году в городе Шуя Иваново-Вознесенской губернии. Студентом третьего курса Казанской духовной академии он принимает монашество (и имя Иоанникий). Ко времени учёбы относится знакомство Смирнова со священником Владимиром (Путятой). В Пензу иеродиакон Иоанникий приехал в 1915 г. вместе с Путятой, в качестве его секретаря, после назначения архиепископа Владимира Пензенским епархиальным архиереем.

Будучи самым близким к архиепископу человеком, Смирнов и в возникшем в 1918 году пензенском расколе также играл одну из ведущих ролей. Именно Иоанникий был организатором массовых собраний верующих в помещении городского театра (Народного дома), многократно выступал с проповедями на злобу дня.

В 1919 году Иоанникий был рукоположен Владимиром в сан священника и назначен настоятелем кафедрального собора Пензы. Параллельно монах Иоанникий работал сотрудником Пензенского статистического бюро. В 1921 году архиепископ Владимир (Путята) рукоположил Иоанникия в епископы.

В это время духовенство Пензы было самым радикально-левым крылом в Русской Православной Церкви, по своим воззрениям оно скорее относилось к анархо-коммунистам (превосходя по радикализму большевиков). Крайне левая повестка местного духовенства привела к тому, что 24 июля 1922 году Иоанникий (Смирнов) был арестован пензенскими чекистами по обвинению в злоупотреблении именем советской власти и дискредитировании таковой и 11 августа 1922 года этапирован в Москву в распоряжение ГПУ. Спустя неделю он был из-под ареста освобожден и получил возможность остаться в столице, где и произошла встреча Святогора с безработным епископом Иоанникием Смирновым.

Ещё одним незаурядным членом церковной коллегии СТЦ стал старый искатель по верам, богослов Фёдор Ильич Жилкин, в недавнем прошлом руководитель Христианско-социалистической рабоче-крестьянской партии. Но политически активным гражданам имя Жилкина чаще всего было известно в другом качестве как личного секретаря печально известного священника Гапона.

Именно эти три активиста и приступили к формированию в Москве Свободной Трудовой Церкви. В целом её программа тоже была близка к анархо-коммунизму и космизму.

В тексте программы СТЦ, написанной Святогором, главный акцент был сделан на необходимости очистить Церковь от многовековых искажений и отступлений от Евангельского идеала, обеспечить достижение тесного, живого, органического единства Церкви с современностью, а также добиться примирения религии с наукой и социализмом

В дополнение и развитие основной программы Святогором были выработаны тезисы О храме, в которых, в частности, речь шла о том, что: 1) Храм есть место проповеди трезвой евангельской правды, место решительной борьбы с религиозными предрассудками (в широком смысле), с церковной обрядностью, с упадочной мистикой. В то же время храмы это опорные пункты коллективной борьбы человека за евангельский идеал любви, победы над смертью и обладания землей и вселенной.

2) Храмы необходимо изъять из рук книжников и фарисеев (чёрное и белое духовенство) и эксплуататоров, из рук консервативной и контрреволюционной окраски, и передать их в ведение СТЦ. В храме недопустима эксплуатация, особенно эксплуатация тёмного религиозного сознания через выполнение обрядов и магических действий.

3) Храмы, как опорные пункты в борьбе с природой, со смертью, должны принять в себе моменты знания, так как правда научная не противоречит правде Христа. Особенно важно широкое введение в храм научных моментов в смысле осуществления личного бессмертия, воскресения и овладения землёй и вселенной.

Так, заслуживает большого внимания установление при храмах метеорологических пунктов, поддержка инициатив власти по электрификации страны. В храмах следует научно поставить вопрос о личном бессмертии, так как биологические твердыни смерти уже поколеблены.

4) Наряду с моментами знания нужно ввести эстетические моменты. Новому содержанию должна соответствовать и новая внешность. Поэтому храмам, как снаружи, так и изнутри, нужно придать новый облик. В храм вводятся разные виды здорового искусства, имеющие целью художественное обнаружение трезвого идеала СТЦ, но отнюдь не затемнение религиозного сознания.

5) В храмах также осуществляется задача воспитания нового, этически цельного, трезвого и бодрого человека путём проповеди, примера и дела. Сильная, честная, героическая личность должна стать общим правилом повседневной жизни в противоположность дряблой, лживой, трусливой и жадной личности буржуазного общественного класса.

Тезисы Святогора были одобрены членами церковной коллегии СТЦ. Наряду с этим в ближайших (не дожидаясь созыва собора) планах СТЦ, принятых по предложению Иоанникия, значились: литургическая реформа, предполагавшая упрощённое богослужение при отсутствии иконостаса, а также передача всех золотых и серебряных принадлежностей культа в распоряжение государства на борьбу с последствиями голода.

Начало коллективной борьбы с враждебными силами природы отвечает, по мысли СТЦ, трезвому евангельскому идеалу в смысле освобождения человека от власти природы, писал Святогор в статье Свободная Трудовая Церковь на страницах Известий ВЦИК. Нужно избавиться от предметов культа. Необходимо помнить, что эти ценности образовались путём принесений, как результат проявления мещанского благополучия. Эти ценности представляют собой не собственность церковников, а достояние трудового народа и поэтому должны быть употреблены на народное дело.

Кроме того, наличие ценностей в домах молитвы означает фетишизм, способствует эксплуатации тёмного религиозного сознания, утверждает и впредь мещанское благополучие лавочников. Во имя освобождения сознания от пут фетишизма и магии, во имя правильного понимания разума и совести Свободная Трудовая Церковь обращается к мирянам и духовенству церкви православной и других вероисповеданий с горячим призывом передать все церковные ценности, до колоколов включительно, в соответствующие советские учреждения.

Для осуществления этой задачи СТЦ постановила:

1. Из всех храмов, поступивших или поступающих в ведение СТЦ, передать все ценности (включая и колокола) и предложить научным учреждениям использовать храмовые башни (колокольни) под метеорологические пункты для изучения погоды.

2. Обратить внимание мирян, духовенства и церковных обновленческих групп на то, что изъятие представляет удобный повод к борьбе с языческим фетишизмом и тем самым представляется возможность оправдать выкинутые ими лозунги.

3. Обратить внимание прогрессивного духовенства на то, что для него изъятие представляет удобный повод принять общечеловеческий вид снять свои средневековые одежды и присоединить их к ценным предметам культа.

Запись в члены СТЦ производилась по адресу: Москва, Арбат, Большой Афанасьевский переулок, дом 5. Советская власть передала СТЦ храм Св. Николая в Зарядье, в Юшковом переулке, 22. Трудовики назвали эту церковь Красный звон. Литургия служилась здесь 2-3 раза в неделю. Основным же было воскресное вечернее богослужение. После краткого молебна в исполнении еп. Иоанникия читалась им же сочиненная молитва за советскую власть и за научное знание.

Затем, сняв с себя облачение и рясу, Иоанникий садился у свечного ящика. Святогор открывал собрание: всякий, кто имел на то желание, мог войти на кафедру и высказаться. Прения затягивались до полуночи. После этого выступал Святогор с заключительным словом и на прощание читал свои последние футуристические стихи. Постоянных прихожан было около сотни, в основном анархисты, космисты, а также рабочие.

На проходивший в Москве с 29 апреля по 9 мая 1923 года I Обновленческий Собор Православной Церкви СТЦ направила проект церковных преобразований, соответствующих главной сущности современно-обновленческих течений, жизненно-необходимых для современной Церкви:

А) В области догматической:

1. Пересмотр всего догматического учения Церкви и устранение из него того, что не соответствует ясному смыслу Евангельского учения и правде жизни (напр. учение о мощах).

2. Учение о Боге, как мстителе и карателе грешников, должно быть оставлено, как не соответствующее духу Евангельской любви и наоборот, как можно глубже и шире развито учение о Бого-сыновстве человека и отсюда о братском единении между собою всего человечества.

3. Объединение всех христиан мира для молитвенного и эвхаристического общения между собою.

Б) В области этической:

4. Полное отрицание монашеского института, как отжившего своё назначение и выродившееся в уродливые формы современности.

5. Воспитание этически-цельного человека христианина на основе Евангельской любви к ближним и свободе от греха.

6. Проведение коммунально-общинного уклада в жизнь верующей массы.

7. Решительная борьба с религиозным антагонизмом и фанатизмом в отношениях к последователям различных христианских вероучений.

В) В области литургической:

8. Свобода творчества в литургике, при непременном условии сохранения основ Богослужебного чина.

9. Осуждение узко-кастового положения духовенства, в смысле сословной монополии церковно-иерархических ступеней. Кастовое духовенство (но не иерархия), по самой идее не соответствует духу Евангелия и направлению церковной жизни современности, которая требует не сословных пастырей-профессионалов, а бескорыстно-идейных слуг алтаря, пастырей-исповедников, людей созидательного труда и духовного подвига.

10. Предоставление мирянам доступа ко всем степеням иерархии.

11. Систематически упорная и решительная борьба с обрядовериями и суевериями верующей массы.

12. Упразднение всякого рода наград и отличий духовенству, начиная с митр и кончая скуфьями.

13. Упразднение титулов иерархии, не соответствующих понятию о христианском смирении пастырей (напр. Преосвященство, высокопреподобие и т. п.).

14. Упразднение целования рук у священнослужителей без различия сана, как пережиток рабства.

15. Изгнание из стен храма торговли какими бы то ни было предметами культа, как-то: свечами, просфорами, ладаном, образками и т.п.

16. Введение богослужения и проповеди на родном языке каждой национальности: безпрепятственное разрешение церковной проповеди мирянам.

17. Введение общего пения на богослужении, допущение духовной музыки и сидения во время богослужений.

18. Выработка чина совместного совершения богослужений с духовенством инославных христианских вероучений, а также порядка взаимного допущения к совершению таинств по нуждам всех христиан.

Г) В области канонической:

20. Коренной пересмотр всех канонических правил и законоположений церковных и составление нового кодекса положений, отвечающих как духу Евангельского учения, так и современному укладу церковной и общественной жизни.

Д) В области общественной:

21. Идейная борьба с эксплуататорами (путём духовного воздействия), как угнетателями ближних, противниками Христа и Его правды.

В состав Центрального Комитета (Исполнительного органа) СТЦ, сформированного на заседании членов СТЦ 20 марта 1923 года, вошли 12 человек. Из их числа тайным голосованием был избран Президиум ЦК в количестве 5 человек: Смирнов Иван Сергеевич (еп. Иоанникий) председатель ЦК; пролетарский поэт Дегтярев Николай Семенович секретарь ЦК; рабочий Жилкин Федор Ильич заведующий орготделом и хозяйственной комиссией ЦК; сотрудник коммунального хозяйства Краснопресненского совета Москвы Соколов Василий Михайлович зам. председателя ЦК и кассир Центрокассы Наркомфина Комов Семён Андреевич казначей ЦК.

В 1924 году в Москве началось издание журнала Камо грядеши и являвшегося официальным печатным органом ЦК группы СТЦ.

Руководство ЦК СТЦ принимало активное участие и в политической борьбе того времени фракционном противостоянии в большевистской партии, поддержав Рабочую оппозицию Шляпникова. Это и сгубило трудовиков. Обновленцы на основании политизированности не стали включать СТЦ в свой состав, за активом церкви началось наблюдение ГПУ.

Последнее официальное упоминание о СТЦ относится к осени 1925 году. 25 октября 1925 года Председатель Совета СТЦ при храме Св. Николая Красный звон В.Соколов, обращаясь к руководству Всесоюзного Совета духовных христиан-молокан, предложил свою аудиторию (Ильинка, Юшков пер., 9) для проповеди духовного христианства.

В 1927 году актив СТЦ поддержал троцкистскую группу в партии, обвинив Сталина в реакционном перерождении. После этого у трудовых христиан был отобран их храм Красный звон, а сама церковь рассеяна. В 1937-38 годах все пять членов ЦК СТЦ были расстреляны.

(Цитаты: Михаил Крапивин, Свободная Трудовая Церковь (19221925 гг.): из истории обновленческого движения в русском православии первой половины ХХ века.

Новейшая история России, №1, 2014)

(Иллюстрации лаковая миниатюра 1920-х)

Оцените статью
Тайны и Загадки истории