Как сладко, что не надо мне больше ревновать…
Анна Ахматова.
Анна Андреевна умерла 5 марта 1966 года в подмосковном санатории в Домодедово.
Хоронили ее 10 числа, после отпевания в Никольском Морском соборе на кладбище в Комарово при очень большом стечении народа, но единственным, кому чудом удалось снять на камеру похороны великой поэтессы, был Семен Аранович, режиссер, у которого я снимался в «Торпедоносцах» и «Противостоянии».
Этот еврей совершил подвиг, на который не отважился ни один русский, и за последствия которого потом пришлось расплачиваться всей съемочной группе. Но Аранович прекрасно понимал, на что он шел.
Из похорон Ахматовой власти сделали политическое событие.
До последнего не давалось разрешение на захоронение Ахматовой в Комарово – о ленинградском кладбище речь вообще не шла. Бродский, выбивавший ей место, вспоминал позднее, что тело Ахматовой было уже в Никольском соборе, шло отпевание, а он всё еще стоял на комаровском кладбище, не зная – будут ее хоронить там или нет.
Страшно нервная обстановка – всюду кордоны милиции, не пускающие людей, кгбэшники, следящие за каждым жестом, совершенно обезумевший Лев Гумилев, который выдергивал пленку из фотоаппаратов у снимающих.
В самой церкви было очень темно, свечи гасли быстро, снимать было сложно…
Аранович рассказывал мне, что после отпевания люди в штатском, стоявшие на выходе из собора, выхватили у операторов пленки и засветили материал.
К счастью, не весь…
Несмотря на это он продолжил съемки прощания в Доме писателей и затем на кладбище.
Тогда весь отснятый материал изъял КГБ, Арановича на Ленфильме понизили в должности до ассистента режиссера, оператора высшей категории Аркадия Резентула – до третьей категории, а оператора Анатолия Шафрана вообще лишили возможности снимать, и он ушел со студии.
Всем остальным членам съемочной группы, находившимся в соборе, был объявлен выговор.
Отснятый материал пролежал на полке 23 года, вплоть до столетнего юбилея Ахматовой, который отмечали в 1989 году. Тогда Аранович выпустил документальный фильм, завоевавший многие призы международных фестивалей.
«Личное дело Анны Ахматовой» – фильм Арановича, в который вошли чудом сохранившиеся кадры похорон.
http://sadalskij.livejournal.com/134869.html
Интересная статья http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7716.php