Рожденный гражданской войной в 1971 году, бывший Восточный Пакистан до сих пор спорит с вопросами религии, секуляризма и демократии.

Когда Хасина Вазед привела к власти Авами Лигу в 2009 году, она пообещала избирателям Бангладеш, что создаст трибунал для судебного преследования военных преступлений, совершенных во время Освободительной войны 1971 года. Бангладеш в то время был Восточным Пакистаном, и его бенгальскоязычное население стремилось к автономии в рамках федеральной структуры Пакистана. Сменявшие друг друга пакистанские правительства отказывались выполнять эти требования.
Восточный и Западный Пакистан были разделены сотнями миль индийской территории. Когда британское правление закончилось на Индийском субконтиненте в 1947 году, возникли две нации. Индия имела индуистское большинство, но предпочла быть светской республикой, в то время как Пакистан должен был стать домом для мусульман субконтинента. Составленный из двух частей, запад доминировал в политике, военной и деловой. Когда пакистанское руководство отказалось предоставить бенгальскому языку равный статус с урду, недовольство возросло. По сообщениям, миллионы людей погибли в результате циклона на востоке в 1970 году, и слабая реакция запада убедила многих в необходимости автономии.
На выборах 1970 года восток подавляющим большинством голосов проголосовал за Авами-Лигу, созданную в качестве бенгальской альтернативы мусульманской лиге в Карачи в 1949 году. Это принесло партии большинство в национальном собрании, но вместо того, чтобы пригласить ее лидера Муджибура Рахмана сформировать правительство, действующий пакистанский лидер генерал Яхья Хан попытался провести переговоры. Неизвестный бенгальцам, он также послал тысячи солдат в Восточный Пакистан. Когда переговоры зашли в тупик, 25 марта 1971 года правительство объявило военное положение. По официальным данным, число жертв среди гражданского населения составляет 26 000 человек; бангладешцы настаивают, что их число приближается к трем миллионам. Почти десять миллионов беженцев уехали в Индию, где правительство создало лагеря и оказало помощь Мукти Бахини (Борцам за свободу). В декабре 1971 года, после того как Пакистан атаковал индийские аэродромы, Индия вступила в войну. Его войска захватили территорию, которая впоследствии стала Бангладеш, а Пакистан сдался 17 декабря.
Рахман, арестованный в марте того же года, вернулся в Дакку с триумфом. Лига Авами победила на выборах, но засуха и коррупция привели к разочарованию. В 1975 году младшие офицеры устроили переворот в Дакке, убив Рахмана и большую часть его семьи. Его дочь Хасина, ныне премьер-министр, была за границей и оставалась в изгнании до 1981 года.
Сменявшие друг друга правительства начали возиться с конституцией. Убийцы Рахмана были помилованы; некоторые получили дипломатические должности, а один баллотировался в президенты. Запрет на Джамаат-и-Ислами, происламскую партию, выступавшую против независимости Бангладеш, был снят, и страна объявила себя Исламской Республикой. Хотя Лига Авами находилась у власти в течение одного срока в середине 1990-х годов, у нее не было большинства, чтобы возродить трибуналы, которые не возобновятся до 2009 года.
Суды всколыхнули старые споры и вопросы: является ли Бангладеш мусульманской или бенгальской нацией? Светская она или религиозная? Большинство обвиняемых в трибунале-выходцы из Джамаат-и-Ислами: в 2013 году, когда один из ее лидеров был приговорен к пожизненному заключению, тысячи людей собрались в Дакке, требуя смертной казни. (Правительство подало апелляцию на приговор; суд приговорил его к смертной казни.) В ответ тысячи последователей фундаменталистской группировки “Хефазат-и-Ислам” протестовали, и насилие было неизбежно. С тех пор экстремисты нападают на блогеров и издателей, критикующих религию. Оппозиция, Национальная партия Бангладеш, бойкотировала выборы 2014 года, что означало, что, хотя Лига Авами победила, более половины мест были бесспорными.
Теракт, в результате которого погибли более 20 человек, в том числе 18 иностранцев, в дырявых кафе в Дакке произошел 1 июля 2016 года. Хотя это нападение несет на себе отпечаток ИГИЛ, оно коренится в неразрешенных дебатах по поводу идентичности Бангладеш и внутренней политики. Вопрос о том, является ли страна мусульманской или бенгальской, осложняется тем, что в стране также проживают индуисты, буддисты, христиане и атеисты, а также те, кто говорит на языках силхети, хаси, гаро и других.
На Мемориале мученика в Райер Базар в Дакке выгравированное стихотворение спрашивает: Tomader ja bolarchhilo, bolchhe ki ta Bangladesh?, ” Говорит ли Бангладеш то, что вы хотели, чтобы он сказал?”.
Если Бангладеш не решит этот вопрос, его по-прежнему будет преследовать насилие.
Салил Трипати-автор книги “Полковник, который не раскается: Война в Бангладеш и ее неспокойное наследие” (Йель, 2016).








