2 февраля 1940 года в Москве по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР был расстрелян театральный режиссер Всеволод Мейерхольд. К годовщине со дня гибели великого мастера Diletant.ru вспоминает уникальную систему актерского тренажа, разработанную режиссером, которая и сегодня вызывает острый интерес театральных деятелей во всем мире.
Термин «биомеханика» Всеволод Мейерхольд взял из области биофизики и переосмыслил по-своему. Слово появилось в конце XIX века в медицине и означало «приложение законов механики к строению и функционированию организма». В Россию термин попал в начале ХХ века благодаря анатому и педагогу Петру Лесгафту. В 1910 году его ученик, врач Григорий Коган, предложил ввести на медицинских факультетах предмет «биомеханика» и организовать практические курсы по новому направлению для ортопедов, физиотерапевтов и специалистов по лечебной гимнастике — всех тех, кому может пригодиться знание телесной механики.
В своих исканиях режиссер-новатор базировался, как это ни удивительно, на достижения американского инженера Фредерика Тейлора, который прославился тем, что разработал метод научной организации труда. Благодаря продуманному подходу, гуру менеджмента удалось добиться экономии физической силы у работающего человека. Секрет заключался в том, чтобы отказаться от всех лишних, непроизводительных движений, придать любой физической работе ритмичность, научить человека правильно найти центр тяжести и устойчивости.
Портрет В. Мейерхольда. Б. Григорьев, 1916 год
Также Всеволод Мейерхольд опирался и на опыт актерского искусства разных исторических эпох и типов театра (средневекового японского и китайского, европейского площадного, комедии дель арте, классического испанского, русской актерской школы XVIII — XIX веков). А излюбленная идея режиссера о том, что эмоции можно вызвать определенными движениями и жестами, восходит к самым древним наставлениям по ораторскому и актерскому искусству — к трудам Цицерона о риторике и жесте, к «Натайя Шастра» Бараты.Изучив методы тех, кого мастер считал своими предшественниками, он рекомендовал «актеру нового театра… составить целый кодекс технических приемов, по-театральному уметь зажить на сцене: поклониться нищенским колпачком, будто этот головной убор осыпан жемчугами, дырявый плащ набросить жестом гидальго». В 1915 — 1916 годах в студии на Бородинской режиссер ставил с актерами этюды, которые называл «Ди Грассо» — по имени итальянского трагика. Мейерхольд часто вспоминал одну из сценок, ярко иллюстрирующую приемы Джованни Грассо: герой крался к обольстителю его жены и вдруг, сжавшись в комок, прыгал к нему на грудь. Соблазнитель откидывал голову назад, и Грассо впивался ему в горло.
В. Э. Мейерхольд и Э. П. Гарин в «Немой сцене». «Ревизор», 1926 год
В своей системе подготовки нового актера Всеволод Мейерхольд много внимания уделял сценическому движению, пантомиме и акробатике. Он разработал целую систему упражнений, направленную на развитие физической подготовленности тела артиста к немедленному выполнению данного ему задания, и назвал ее «биомеханикой». По мнению режиссера, актер должен относиться к себе как к материалу, который нужно «поддерживать в форме» и изучать. Лицедей должен «не только тренировать свои движения по определенной системе», в которую входят и начала классического танца, и приемы акробатики, — «ему еще, кроме всего, надо заняться изучением своего нервного аппарата».
Сцена из спектакля «Баня» по пьесе В. Маяковского в постановке В. Мейерхольда, 1930 год
Мастер утверждал, что тело артиста должно стать идеальным музыкальным инструментом в руках самого актера. Артист должен постоянно совершенствовать культуру телесной выразительности, развивая ощущения собственного тела в пространстве. Упреки Мейерхольду, что биомеханика воспитывает «бездушного» актера сцены, не чувствующего, не переживающего, актера-спортсмена и акробата, мастер начисто отвергал. Он настаивал на том, что точно найденная, отработанная, закрепленная внешняя форма «подсказывает» нужное чувство, возбуждает переживание. При этом режиссер стремился придать театральному зрелищу геометрическую точность формы, акробатическую легкость и ловкость, спортивную выправку.На основе принципов биомеханики Всеволод Мейерхольд разработал подборку приблизительно из 16 этюдов. Источники их были эклектичны: цирк, традиционный театр-балаган итальянской комедии масок, японский и китайский театр, а также различные виды спорта и йога. Упражнения представляли собой последовательность точных мышечных движений, которые должны были вызывать у их исполнителей определенные чувства.
Биомеханика. Стрельба из лука. Упражнение выполняют З. П. Злобин, Л. Н. Свердлин, И. В. Хольд (Мейерхольд), Р. М. Генина
Мейерхольд исходил из двух основных постулатов: во-первых, поскольку театр — это универсальный вид искусства, то актеры должны уметь делать все, а во-вторых, пьеса — часть театрального представления, но не словесности. Режиссер был первым, кто стал целенаправленно изучать все, что связано с формой и телесностью на сцене, и облек результаты в конкретные наработки.
Биомеханика. Опускание тяжести
Именно Всеволод Мейерхольд стал родоначальником сценического движения как отдельной и важной дисциплины. Для этого ему понадобилось проделать гигантскую работу: сначала на практике пройти, «прожить» всю историю европейского театра в постановках пантомим, арлекинад, драматургии классицизма и романтизма, опер и балетов, а затем извлеченные из этого опыта композиционные закономерности примерить к требованиям режиссерского искусства своего времени.
«Вы не имеете права поступать на сцену, если у вас несильные руки и ноги», — восклицал В. Э. Мейерхольд. Его студийцы осваивали разные способы ходьбы, бега, учились прыгать, жонглировать, садиться и вставать, падать и кувыркаться, изучали элементы акробатики, цирковой клоунады. Для своего времени это была новаторская система обучения драматического актера.
Биомеханика В. Мейерхольда
Когда режиссер разработал проект программы начального обучения актера, он поставил во главу угла курс «Движение на сцене». Одними из составляющих курса стали:
1. Гимнастика.
2. Фехтование.
3. Жонглерство.
4. Танцы: классический экзерсис.
5. Сценические движения. (Рекомендуемые виды спорта: бег, метание диска, верховая езда, парусный и лыжный спорт).
В начале 1920-х годов Всеволод Мейерхольд вместе со своими студентами провел первые эксперименты, основанные на научных посылках новой методологии. В 1922 году он представил широкой публике доклад, позже опубликованный под названием «Актер будущего и биомеханика», после которого студенты режиссера продемонстрировали 7 упражнений по театральной биомеханике.
Биомеханика по Мейерхольду — это, прежде всего, «выращивание» актера, методология воспитания. Она раскрепощает, высвобождает эмоции артиста через встраивание тела в четко заданную форму и развивает у актера множество навыков, необходимых для сцены.