Блокадный Ленинград и Дорога жизни: уникальные факты о 564 днях борьбы за жизни людей и судьбу непокоренного города

Во время Великой Отечественной войны для всех ленинградцев, оказавшихся в блокаде, Дорога жизни стала единственной связующей нитью с «большой землей», шансом выжить и вывезти самых слабых. Это была транспортная магистраль через Ладожское озеро – по ней везли обозы с питанием, самыми необходимыми теплыми вещами и предметами обихода. Зимой по льду двигались грузовые машины и телеги, запряженные лошадьми. В навигацию к этой ответственной миссии подключались корабли.

Ладога – единственный путь на “большую землю”

Чтобы осознать важность Дороги жизни, следует вспомнить, как 8 сентября 1941 года фашисты замкнули кольцо вокруг непокоренного Ленинграда, который оказался в блокаде. В городе на Неве на тот момент жили порядка двух с половиной миллионов человек. Из них – около четырех тысяч детей. Все пути сообщения с городом были блокированы гитлеровцами. С «большой землей» его связывало Ладожское озеро, побережья которого частично контролировали советские войска. Проанализировав сложившуюся ситуацию, руководство приняло единственное верное решение – использовать эту артерию для доставки провизии в блокадный город. В кратчайшие сроки были построены пирсы, чтобы суда могли к ним причаливать, была увеличена глубина озера, чтобы по нему могли проходить груженые баржи. Было изъято 70 000 кубических метров грунта. Военные оперативно проложили узкоколейку. Были построены склады для хранения продовольственных запасов, боеприпасов и горюче-смазочных материалов. Морские службы и части охраны разместились в вырытых рядом и оборудованных землянках. Все это позволило получить Дорогу жизни, протяженностью в 44 км. Из них только 14 шли по суше, остальные – по воде, по льду.

Стратегические планы и реальность

Так начала действовать единственная связующая ниточка с ленинградцами, обреченными на мучительную, голодную смерть. Только за первые несколько дней по этой Дороге доставили около 60 т боеприпасов и 800 т продуктов. На обратной дороге старались вывезти людей, в первую очередь – детей. Только за осеннюю навигацию удалось переправить 33 000 человек. После этого военные строители начали проектировать ледяную дорогу на маршруте мыс Осиновец — маяк Кареджи. Но от этой идеи пришлось отказаться – на этом направлении во льду было множество трещин и полыньи. Поэтому было принято стратегически оправданное решение изменить направление – оно теперь пролегало по направлению мыс Осиновец — острова Зеленцы с разветвлением на Кобону и на Лаврово.

В официальных сведениях Дорога жизни называлась военно-автомобильной №101/102. Изначально задумывали сделать ее двух полосной, десятиметровой ширины, чтобы на каждом 7-м километре оборудовать пункты – кратковременные стоянки для обогрева людей. По ледовой Дороге жизни первый конный обоз отправился с Вагановского спуска, рядом с деревней Коккорево. Это произошло 20 ноября 1941 года. В обозе насчитывалось 350 саней, в которых везли 63 т муки. Возглавлял обоз старлей М.С. Муров. 21 ноября этот обоз был на мысе Осиновец. 22 ноября за продуктами в Кобону выехала первая колонна из шести десятков “полуторок”. Ее возглавлял капитан В.А. Порчунов. Первая зима блокады – это 152 дня работы Дороги, по которой успели перевезти 361 109 т грузов, из которых 26 2419 т – продуктов. Из блокадного города успели вывезти 550 тысяч людей, более 35 тысяч раненых бойцов – защитников города на Неве. Это позволило увеличить хлебную пайку – на 100 г для рабочих и ИТР-состава, на 75 г – служащим на заводах, иждивенцам и детям…

Малоизвестные факты о Дороге жизни

  • Чтобы груженые “полуторки” могли проходить Дорогу с тонной груза по льду озера Ладога, его толщина должна быть не меньше двадцати сантиметров. Чтобы вода настолько промерзла, нужно было, чтобы 11 дней на улице держались морозы -5 °C. Если же было -15 градусов мороза, хватало и 4 суток, чтобы ледовая масса доросла до нужного объема.
  • Когда на озеро выехала первая колонна, лед Ладоги был настолько тонким, что в двухтонную машину смогли погрузить только 2-3 мешка с продуктами.
  • С конца ноября в северной столице ударили очень сильные морозы. При этом постоянно дули сильнейшие ветры, случались метели, которые поднимали в воздух снежные массы и моментально заметали дорогу, делая видимость минимальной. В таких суровых и опасных условиях водители иногда переставали ориентироваться. Это приводило к большим потерям. Так, только за 29 ноября 1941 года были потеряны 52 грузовика.
  • Изначальные планы построить двухстороннюю дорогу шириной 10 м стали нереальными, как и создание пунктов обогрева. Фашистские летчики постоянно бомбили озеро и за счет разбитого льда дорога оказалась неровной – виляла между полыньями. Настоящую охоту немцы объявили пунктам обогрева, целенаправленно и остервенело обстреливая их.
  • За время блокады Ленинграда на ледовой Дороге жизни постоянно передвигались 4 000 ”полуторок”. Каждая четвертая из них не вернулась – одни были уничтожены в ходе бомбардировки с воздуха – немцы беспощадно обстреливали машины даже с красным крестом на борту. Часть из них заблудилась, и люди замерзли в пурге, часть – ушла под лед. Водители по время движения не закрывали двери кабин (был даже такой приказ) – так был шанс на ходу, когда автомобиль начинал тонуть, выехав на проталину, успеть выскочить и спасти свою жизнь. После войны еще несколько десятилетий эти машины поднимали со дна Ладожского озера.
  • Дорога жизни существовала 564 дней. За это время по ней в блокадный город доставили один миллион шестьсот пятнадцать тысяч тонн грузов, из которых большую часть составляло продовольствие, топливо и медикаменты. Из Ленинграда удалось вывезти более 1 376 000 человек. В первую очередь старались эвакуировать детей и женщин.
  • Изнеможенный, но не покоренный блокадный Ленинград все это время продолжат не просто сопротивляться – помогать фронту. На его предприятиях трудились из последних сил в основном женщины и подростки – так, на Кировском заводе выпускали танки, которые потом своим ходом переправлялись по льду Ладоги. Только за первые шесть блокадных месяцев героический город поставил фронту порядка 700 броневых машин.

 

 

Оцените статью
Тайны и Загадки истории