Бросить вызов… и умереть

Слезы радости В 1984 году в США пришли к выводу, что условия на новых МТКК позволяют летать непрофессионалам то есть людям, не входящим в отряд астронавтов НАСА (Национального агентства по аэронавтике и исследованию космического пространства). Учитывая, что шаттл берет экипаж до семи человек, а управляют кораблем всего двое, остальные (так называемые экспериментаторы) могут готовиться к полету по сокращенной программе. Осенью был объявлен первый конкурс Учитель в космосе. Победитель конкурса человек, наиболее соответствующий званию астронавта по медицинским показаниям и состоявшийся в своем деле, отправлялся на орбиту.

Потом космическое путешествие совершили бы журналист, художник и так далее. Поступило около 11 тысяч заявок, во второй тур попало 118 кандидатов, по два от каждого штата и подвластных территорий. 19 июля 1985 года вице-президент США Джордж Буш-старший на торжественной церемонии в Белом доме назвал имена победительниц конкурса: основной претендентки на полет и ее дублерши. Ими оказались учительницы средней школы 37-летняя Шарон Криста Маколифф и 34-летняя Барбара Морган.

Криста в ответной речи выразила благодарность за оказанное доверие и расплакалась. Это были слезы счастья. В сентябре в Хьюстоне, в Космическом центре имени Джонсона, учительницы начали четырехмесячную подготовку к полету. Америка просто влюбилась в Кристу простую красивую светловолосую женщину.

Все знали, что ее муж Стивен юрист, что у них двое прекрасных ребятишек девятилетний Скотт и шестилетняя Кэролин. Что Криста работала учителем истории и биологии в 10-12-м классах города Конкорд, штат Нью-Гэмпшир. Увлекалась волейболом, плаванием, бегом и теннисом. А в полете, рассчитанном на неделю, Маколифф должна была проводить 15-минутные уроки о жизни и организации научных работ на шаттле и об исследовании и использовании космоса: Где мы были, куда мы идем и зачем.

. И снять учебные сюжеты: Простые механизмы, Хроматография, Законы Ньютона, Гидропоника, Магнетизм, Вспенивание. Экипаж готовился вывести на орбиту (круговую, 36 тысяч километров над планетой) спутник ретрансляции данных и вплотную заняться кометой Галлея (она как раз проходила на кратчайшем расстоянии от Земли). Космонавтам надлежало активно наблюдать хвостатую странницу из кабины, вынести аппаратуру для измерения состава кометы на дистанционном роботе-манипуляторе RMS, вывести на два дня специальный спутник Спартан-Галлей с двумя ультрафиолетовыми спектрометрами Университета Колорадо и двумя камерами Никон.

Потом Спартан планировалось захватить RMS и вернуть в грузовой отсек корабля. и горя 28 января 1986 года, в 11:38 по местному времени, МТКК Челленджер оторвался от стартовой башни и рванул в безоблачное небо Флориды. На борту находился экипаж: командир Фрэнсис Скоби, пилот Майкл Смит, специалисты полета Эллисон Онизука, Джудит Резник и Рональд Макнейр, а также экспериментатор, представитель фирмы Хьюз Грегори Джарвис и астронавт-учитель Криста Маколифф. В прямом эфире запуск смотрели по телевизору миллионы американцев и людей в других странах.

На космодроме за началом путешествия следили многочисленные гости, родственники астронавтов, а также школьники из города Конкорд. Все шло как обычно целых 74 секунды, вплоть до подъема корабля на высоту 14 километров. А потом резкая вспышка, и клубы белого дыма вместо корабля. Причина произошедшего Система Спейс шаттл состоит из гигантского топливного бака, к которому с боков симметрично крепятся два белых твердотопливных ускорителя (ТТУ), а спереди сам корабль.

На старте включаются двигатели челнока, черпающего горючее из топливного бака а через несколько секунд подключаются ТТУ. Лишь после этого система отрывается от пусковой установки и устремляется в космос. Включенные ТТУ выключить невозможно, они так и работают до полного выгорания топлива. Ускорители в крайнем случае можно экстренно отделить, но это непростое действие означает аварию всего запуска и грозит сложнейшей посадкой МТКК на одну из запасных посадочных полос (например в Марокко).

ТТУ представляют собой, грубо говоря, металлические трубы с раструбом двигателя на одном торце и конусом для обтекаемости на другом. При запуске на ТТУ действует гигантская сила, которая пытается изогнуть, сломать, порвать длинную узкую конструкцию. Поэтому ТТУ сооружаются не монолитными, а из нескольких (четырех) секций. Эти секции прочно соединяются друг с другом и герметизируются жаропрочными резиновыми кольцевыми уплотнителями с мастикой.

При полете Челленджера в южном штате Флорида (где расположен космодром) температура за бортом была + 2` (самая низкая за историю шаттлов). Накануне прошел дождь, принеся высокую влажность. Вероятно, разница температур снаружи и внутри ТТУ после старта поспособствовала тому, что кольцо уплотнителей (оба слоя) не выдержало и порвалось. Наружу вырвался язык пламени (зафиксировано телекамерами).

Если бы огонь просто полыхал это полбеды. Вышел бы челнок на орбиту несколькими километрами ниже, только и всего. Но, по закону подлости, факел бил прямо в корпус топливного бака, туда, где находятся сотни тонн гремучей смеси жидких водорода и кислорода. В результате взрыв и катастрофа.

Последние слова на борту Челленджера (из зафиксированных в эфире) принадлежат Майклу Смиту: Ух-ох. . Неясно, что он имел в виду, но, скорее всего, в последние мгновенья пилоты заметили происходит что-то неожиданное и опасное. Но ничего не успели предпринять.

Тернисты пути отважных Кабина с астронавтами оторвалась от корабля и по инерции за 25 секунд поднялась до высоты 20 километров, а затем свободно падала в океан примерно две минуты 45 секунд, экипаж мог быть в сознании все это время. Поступление кислорода к астронавтам прекратилось он оставался только в индивидуальных масках, на пять минут. Удалось обнаружить четыре маски, три из них были приведены в действие и использованы полностью. Неиспользованная маска принадлежала командиру, одна из использованных пилоту.

В момент падения астронавты находились в своих креслах. Удар о воду со скоростью 93 метра в секунду вызвал ускорение-перегрузку в 200 единиц, что явилось причиной мгновенной гибели людей, если к тому времени они были еще живы. Лишь в начале марта (через полтора месяца. ) на глубине 27 метров удалось найти кабину экипажа.

Она была сильно разрушена от удара о воду, особенно слева, у входного люка. Фрагменты кабины разбросало по океанскому дну на площади 150 квадратных метров. Ужасающим было состояние останков астронавтов. Кристу Маколифф наградили посмертно Космической медалью почета конгресса США и похоронили на городском кладбище города Конкорд.

На ее могиле полированная гранитная плита с надписью: Жене, матери, учительнице. Женщине-пионеру, первому простому гражданину, стартовавшему в космос. Тернисты пути отважных и целеустремленных. Увы Кстати, дублер Кристы Барбара Морган все-таки полетела в космос.

8 августа 2007 года, после 21 года ожидания, она отправилась к звездам на шаттле Индевор.

Статья взята с: http://tainy.info

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий