С чем ассоциируется у нас архитектура Китая? Со старыми дворцами и густо заселенными историческими кварталами? С шумными многомиллионными городами, где небоскребы нависают над улицами? Или с фантастическими театрами, музеями и культурными центрами, похожими на приземлившиеся инопланетные корабли? Последнее – нередко дело рук архитекторов бюро MAD, чья цель – строить города будущего, где высокие технологии сочетаются с утонченной восточной философией.
Основатель бюро MAD architects – Ма Яньсун. Он первый китайский архитектор, который был удостоен премии RIBA Fellowship. Несмотря на отчетливо футуристический характер проектов MAD, Ма Яньсун настаивает на том, что их проекты интегрируют в себе высокие технологии, экологическую ответственность, гармонию с природой и уважение к традициям. С детства его окружала старая историческая архитектура, и сейчас он – не особый поклонник небоскребов. Его не привлекает работа в офисной башне – «Я не занимаюсь административной работой», поэтому бюро располагается в старой части Пекина. Проекты MAD, реализованные и – пока что – цифровые отличает стремление вписать здание в ландшафт. Точно так же, по мнению Ма Яньсуна, выстраивались традиционные города – с глубоким уважением к природе.
Филармония в Пекине
Здание филармонии в Пекине Ма Яньсун рассматривал как некое сакральное пространство, призванное защитить зрителей от шума и суеты, дать им убежище, полное красоты, возвышенных чувств и покоя. Сама постройка плавной формы выполнена из белых полупрозрачных панелей, подсвеченных изнутри, и расположение осветительных элементов в интерьере носит характер инсталляции – поэтому со стороны филармония кажется чем-то вроде северного сияния, магическим образом оказавшегося среди городской застройки, а зрители, оказавшись внутри, попадают в настоящее царство музыки и света.
Оперный театр в Харбине
в 2010 команда Ма Яньсуна выиграла открытый международный конкурс на проектирование так называемого «Острова культуры» на реке Сунгари в Харбине, в заболоченной и проблематичной для застройки местности. Театр занимает семьдесят девять тысяч квадратных метров и в плане представляет собой текучую форму, напоминающую спрута, однако снежной зимой эти белые плавные формы сливаются с ландшафтом. С их текучестью и гладкой белизной контрастируют стеклянные остроконечные вставки. Конечно же, внутри, помимо залов и служебных помещений, есть зимний сад и смотровые площадки. Задняя стена одного из залов выполнена из звуконепроницаемого стекла – таким образом природа становится декорацией для постановок.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как китайский Харбин стал русским городом с сотнями тысяч жителей-россиян и множеством православных церквей.
Комплекс Chaoyang Park Plaza
Ма Яньсун разработал концепцию Shanshui City, основанную на традиционной китайской живописи шань-шуй. Источник вдохновения брутальных форм комплекса Chaoyang Park Plaza в Пекине – живописные горы, водопады и реки. «Текучие» небоскребы скрывают в себе зеленые зоны, аккуратно интегрированные в интерьер, и сады с роскошными видами на парк Чаоян. Офисные здания – невысокие и напоминают холмы или обточенные водой валуны. Весь комплекс объединен прозрачным холлом и переходами.
Библиотека в Хайкоу
Жемчужина города Хайкоу – библиотека Юньдун, построенная в 2021 году. Белое двухэтажное здание плавной формы отлито из бетона с помощью опалубки, вырезанной на станке с ЧПУ и напечатанной на 3D-принтере. Круглые отверстия-окна позволяют солнечному свету и свежему морскому бризу проникать в помещение – вопреки стереотипу о пыльных и душных библиотеках.
Проект нового терминала в аэропорту Чанчуня
Несмотря на то, что наш материал сконцентрирован на реализованных или находящихся на стадии строительства зданиях авторства архитекторов MAD, нельзя обойти вниманием терминал в аэропорту Чанчуня, который объединяет в себе образы веера и пера. Они ассоциируются с легкостью, эфемерностью – как и взлетающие самолеты.
Музей искусств и истории города Ордоса
Музей искусств и истории во Внутренней Монголии – пожалуй, самый «многострадальный» из реализованных проектов MAD. Ордос должен был стать прекрасным поэтичным городом, ультрасовременным и комфортным для жизни, но в итоге получил жесткую линейную застройку и оказался совершенно непривлекательным для жителей. Музей, с одной стороны, должен привлечь внимание к проблеме заселения Ордоса, с другой – сделать его более «живым». Здание текучей, плавной формы напоминает то ли камень, то ли каплю ртути, то ли неизвестный науке организм, и драматично контрастирует с суровой окружающей застройкой.
Стадион в Цюйчжоу
Стадион в Цюйчжоу – самое большое здание с теплозащитным земляным покровом в мире. Здесь идея Ма Яньсуна о гармонии архитектуры и природы достигает максимальной степени воплощения, поскольку спортивный кампус почти полностью интегрирован в ландшафт. Позади него возвышается горный хребет, но и сам стадион со всеми служебными помещениями превращается в некое подобие холма, увенчанного белой шапкой снега. По «склонам» стадиона можно спокойно прогуливаться в погожий денек. Бетонное основание стадиона полностью «углублено» в землю, поэтому инженерные конструкции практически не видны. Над землей возвышается только белый «снежный» венец, расположенный над стадионом.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как создается «облачная» архитектура: Самые эффектные эфемерные проекты современных архитекторов.
Комплекс «Ложные Холмы» в Бэйхае
Жилые многоэтажные дома в регионах с высокой плотностью населения – это настоящий вызов для архитектурной команды. Как не «скатиться» в создание «дома-коробки», но при этом создать нечто удобное, функциональное и экономически целесообразное? «Ложные холмы» – один из примеров инновационной жилой архитектуры. Эффектное волнообразное здание с переменной этажностью и облегчающими форму отверстиями призвано стать визитной карточкой Бэйхая.
Постройки за пределами Китая
Однако MAD распространяет свои фантастические идеи не только на территории Китая. Еще один жилой комплекс, UNIC – единственный на данный момент реализованный проект китайских архитекторов в Европе. Кроме того, в Канаде расположен комплекс The Absolute Towers, который и принес Ма Яньсуну премии и всемирную известность.
Текст: Софья Егорова.