Бунт на судне «Баунти» и последующая жизнь мятежников и капитана

Британский военный корабль «Баунти» 3 апреля 1789 года (по некоторым источникам, 4-го апреля) под предводительством капитана Блая отплыл от берегов Таити в сторону Карибского архипелага с ценным грузом на борту. Саженцы хлебного дерева, плодами которого предполагалось кормить рабов на плантациях сахарного тростника английских колонистов на островах Вест-Индии, однако, цели не достигли: на корабле вспыхнул мятеж, в результате которого пострадали не только растения.

Во главе бунта находился помощник капитана Кристиан Флетчер. Он приказал отправить капитана и его команду в шлюпке скитаться по просторам океана, а сам взял руководство корабля и отправился на искать остров для прекрасной жизни. Сегодня мы вспоминаем широко известную историю бунта и судьбу команды главного мятежника Флетчера.

Бунт на судне «Баунти» и последующая жизнь мятежников и капитана

Суровый капитан Уильям Блай

В 1787 году английское Адмиралтейство отправило в плавание бриг «Баунти». Ему предстояло идти в Полинезию — собрать там саженцы хлебного дерева и привезти их в британские колонии Вест-Индии. Командовал судном капитан Вильям Блай, считавшийся одним из лучших моряков Британии. Плавать на судах он начал в 16 лет и довольно скоро стал опытным морским волком.

Бунт на судне «Баунти» и последующая жизнь мятежников и капитана

Капитан Уильям Блай


В Англии на флоте существовала железная дисциплина, и Блай вполне являлся ее олицетворением — сильный и несгибаемый человек. К этим качествам примешивались чрезмерная жестокость и вспышки ярости. В плавании капитан был для команды и царем и богом, поэтому матросам и офицерам приходилось нелегко. Самый маленький грех команды карался по всей строгости.

Особую ненависть питал капитан к своему помощнику Кристиану Флетчеру, с которым у него была, как сказали бы сейчас, психологическая несовместимость.

Бунт на судне «Баунти» и последующая жизнь мятежников и капитана

Флетчер Кристиан


Таити

Плавание проходило нелегко и по погодным условиям. Коварный мыс Горн встретил судно непрекращающимися штормами, и капитан повернул к мысу Доброй Надежды. После стоянки и ремонта в Южной Африке бриг отправился на восток, пересекая Индийский океан по сороковой параллели.
И в октябре 1788 года корабль наконец-то бросил якорь около острова Таити. После тяжелого голодного плавания в суровых условиях команда оказалась в райском месте — таитяне радовались гостям как дети, щедро принося роскошные дары. А местные девушки окружили моряков самой нежной заботой и лаской.

«Баунти» простоял на Таити 6 месяцев, хотя необходимые саженцы с помощью туземцев были собраны буквально за неделю. Команда не хотела покидать гостеприимный остров — тем более что впереди ее опять ждало полное лишений плаванье под началом сурового капитана. Но пора было отправляться в путь.

3 апреля 1789 года Корабль «Баунти» под командованием капитана Уильяма Блая покинул Таити и взял курс на восток, к Америке. После отплытия из 46 членов экипажа не досчитались троих. «Баунти» вернулся, беглецы были найдены и жестоко наказаны. Опять потянулись дни, наполненные злыми окриками, командами, суровыми наказаниями провинившихся матросов. Контраст после райского житья на Таити был так велик, что команда начала роптать.

Но выступить открыто против жестокого капитана никто не решался. Взрыв произошел по вине Кристиана Флетчера, которого капитан продолжал терроризировать — доводил мелочными придирками и распекал за малейшую провинность на глазах у всей команды.

До свидания, Капитан.

Однажды терпение матросов и Флетчера истощилось, и ночью, когда Блай спал, на него накинулись и связали. Перегнувший палку капитан был выведен на палубу, где уже стояла толпа арестованных офицеров, не примкнувших к мятежу.

Бунт на судне «Баунти» и последующая жизнь мятежников и капитана

Флетчер оставил в живых и капитана и своих товарищей-офицеров. Для них спустили на воду шлюпку, дали немного воды и провизии и отпустили с миром. Вопреки всему, шлюпка не затонула, не затерялась в просторах океана, а благополучно доплыла до густонаселенных островов, а затем люди сумели переправиться в Англию.

В Британии расследовали дело мятежного брига, отказавшуюся повиноваться команду присудили к смертной казни, а Блая полностью оправдали. Он долгие годы служил британскому флоту, какое-то время был наместником в Австралии и умер в 1817 году в чине вице-адмирала, оплакиваемый тремя сыновьями, женой и друзьями.

Судьба мятежников

Судьба мятежников была более суровой. Флетчер знал, что за бунт на корабле им грозит смертная казнь на родине, поэтому для оставшейся под его началом команды возвращение в Англию даже не обсуждалось. Экипаж под командованием нового капитана Флетчера начал свое странствие, для начала отправившись на Таити. Часть матросов решила осесть на этом благословенном острове, но Флетчер понимал, что посланцы Его величества найдут мятежников в этом обжитом уголке океана.

Поэтому он решил искать затерянный в океане остров и уплыть туда с людьми, пожелавшими присоединиться к нему. (Судьба мятежников, оставшихся на Таити, была печальна — их действительно разыскали и арестовали. Часть беглецов была убита, трое повешены на реях, остальные осуждены на различные сроки каторжных работ). А Флетчер на протяжении долгих дней изучал географические карты, ища места для будущего пристанища, пока наконец не натолкнулся на описание острова Питкэрн.

Бунт на судне «Баунти» и последующая жизнь мятежников и капитана

Этот остров был обнаружен в 1767 году английским судном «Ласточка». «Баунти» пристал к берегам Питкэрна. На берег вышли 9 европейцев. Вместе с ними осваивать новые земли отправилось 18 полинезийцев — 6 мужчин и 12 женщин. Говорят, что уже на Таити между европейцами начались ссоры, и одна из них была связана с тем, что здравомыслящая часть команды требовала взять такое количество туземок, чтобы никто из мужчин не остался в одиночестве. Но остальные заявили, что такое количество женщин им не прокормить. Именно из-за дефицита представительниц прекрасного пола и развернулась потом кровавая драма на острове.

В начале моряки и туземцы мирно обживали новую территорию. Каждый белый мужчина получил клочок земли, на котором поселился с подругой таитянкой. Полинезийцы жили все вместе — 6 мужчин и три женщины. Островитяне пытались заниматься скотоводством (на Таити перед отплытием были куплены овцы и коровы), выращивали овощные культуры — обычный крестьянский быт.

Народилось множество детей-метисов и кормить приходилось все большее количество ртов, работая, не разгибая спины. А моряки привыкли совсем к другой жизни. Накопившаяся злоба требовала выхода. На острове начались распри. Вдобавок ко всем неудачам, умерло две жены-туземки, и европейцы отобрали новых жен у полинезийцев.

К слову говоря, доверчивые туземцы вначале искренне хотели помочь белым. Но их практически превратили в рабов, а теперь еще и отобрали женщин. И началась война — в мировой истории это была война с самым маленьким количеством участников, но на ней зато погибли практически все сражающиеся.

В живых на острове остался только один мужчина — бывший матрос Александр Смит. На его попечении оказалось десять женщин и их многочисленное потомство. Как ни странно, оставшись один, Смит сумел навести порядок — на острове появилась и школа, и церковь и прочие приметы цивилизации. Себя он начал называть Адамом — как первого мужчину на земле.

Бунт на судне «Баунти» и последующая жизнь мятежников и капитана

В 1808 году на остров случайно наткнулось американское промысловое судно «Топаз». Его капитан поведал миру о колонии, созданной беглым мятежником. Английские власти за давностью лет помиловали бывшего бунтаря. К слову говоря, на Питкэрне, который до сих пор является британским владением, единственный город носит название Адамстоун — в честь Александра Смита-Адама. За два века колония разрослась, но незначительно — в самые лучшие времена на острове проживало не более 100 человек.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории