Его родители — Джозеф Л. и Энн Элайза (Берни) Расселл — были протестантами (пресвитерианами) шотландско-ирландского происхождения. Под влиянием своих родителей уже в молодом возрасте он начал интересоваться религией. Он был воспитан в пресвитерианских традициях, однако впоследствии присоединился к конгрегационалистской церкви, где проявлял большую миссионерскую активность в своей местности.
Однако традиционное учение церквей о вечных мучениях осуждённых грешников в аду стало для Расселла настолько неприемлемым, что уже в возрасте 17 лет он чуть было не стал агностиком. Среди прочего он сказал: «Если Бог использует свою власть, чтобы создать человека, о котором знал, что согрешит, и предназначил его, чтобы тот вечно мучился, такой Бог не может быть мудрым, справедливым или любящим. Его принципы были бы ниже человеческих». Хотя он не переставал верить в само существование Бога, но не хотел согласиться и принять общепризнанные учения о Божественном откровении Самого Себя людям. Тогда он обратил своё внимание на языческие учения, но ни одно из них не смогло его удовлетворить.
Ещё в возрасте 16 лет Расселл познакомился с учением одного из направлений в адвентизме и впоследствии попал под их сильное влияние. Переломным в его судьбе стал 1876 год, когда в одном из небольших адвентистских журналов «Глашатай утра» он прочитал пророчество о том, что Христос (пришествия которого с нетерпением ожидали отдельные миллериты уже незримо сошёл на землю и теперь, никому не известный, наблюдает за жизнью людей. Что касается Второго пришествия, то его, согласно этому пророчеству, следовало ожидать в 1878 году. Расселл был так поражён прочитанным, что решил кардинально изменить свою жизнь. Он свернул торговлю и все деньги отдал на поддержку упомянутого журнала. Издатель, довольный его рвением, назначил молодого коммерсанта своим помощником. Это был период самых тесных контактов Рассела с адвентистами. Но когда наступил 1878 год, а ожидаемое пришествие в очередной раз не состоялось, Расселл охладел к их учению.
В следующем году он основал свой собственный журнал — «Сионская сторожевая башня и вестник присутствия Христа». Решив самостоятельно вычислить дату Второго пришествия, Расселл обратился к той части книги пророка Даниила, где говорится о семи периодах («временах») безумия вавилонского царя Навуходоносора. Эти «семь времён» Расселл истолковал как семь пророческих лет по 360 дней. Таким образом он получил период в 2520 дней. Их, подобно Миллеру, он перевёл в годы и вывел срок, отделяющий год начала исполнения пророчества Иезекииля о низложении Иерусалима от года Второго пришествия. Считая, что начало пророчества относится к 606 году до Р. Х., он вычислил дату возвращения Христа — 1914 год. «Окончательное завершение царства этого мира и полное установление Царства Божия будет завершено к концу 1914 г., — писал он. — 1914 год увидит Царство воздвигнутым или прочно установленным на Земле, на руинах современных учреждений». В 1886 году Расселл опубликовал первый том из своей серии «Исследования Писаний» — авторских толкований библейских текстов, — под названием «Заря Тысячелетия» (англ. The Millenium Dawn). В течение последующих тридцати лет свет увидели ещё пять томов из этой серии.
В 1878 году Ч. Т. Расселл вступил в брак с Мэрайей Френсис Экли. Детей у супругов не было. После семнадцати лет совместной жизни по причине недоразумений в связи с издательством Общества Сторожевой Башни она покинула мужа. В 1908 году, после судебного разбирательства, начатого по её инициативе в 1903 году, суд вынес решение — не полное расторжение брака, а судебное разлучение с выплатой алиментов.
По своему мировоззрению Чарльз Тейз Расселл оставался человеком достаточно набожным. Задумываясь над разными христианскими вероучениями, он выдвинул гипотезу о том, что поскольку все они утверждают, что основывают свои вероучения на Священном Писании, но не могут их между собою согласовать, то, возможно, что Писание неправильно переведено и может быть так, что Священное Писание на самом деле не учит тому, чему учат церкви (прежде всего Расселл имел ввиду учение о вечных муках). Таким образом, он решил самостоятельно исследовать Библию без посторонней помощи и обращения к мнению других теологических авторитетов. Результатом этих поисков стало то, что он писал и издавал богословские книги и труды, произносил проповеди, оглашая свои представления о Царстве Христа.
Ч. Т. Расселл является автором следующих трудов:
«Цель и способ возвращения нашего Господа»
«Пища для мыслящих христиан»
«Скиния Собрания»
«Божественный План Веков» (1-й том «Исследований Священного Писания»)
«Время приблизилось» (2-й том)
«Да придет царствие Твое» (3-й том)
«Битва Армагеддон» (4-й том)
«Примирение» (5-й том)
«Новое Творение» (6-й том)
«Что Священное Писание учит об аде»
«Спиритизм»
«Старая теология»
Сценарий «Фотодрамы творения»