Чародеи Древнего Египта

Чародеи Древнего Египта

Тайна Сфинкса

О вере древних в могущество магии свидетельствует надпись на каменной плите, помещенной между лапами Сфинкса, стерегущего пирамиду Хефрена в Эль-Гизе. Надпись гласит: однажды фараон Тутмос IV, бывший тогда еще царевичем, утомившись после охоты, задремал у подножья Сфинкса.

Во сне ему явился бог Хорем-ахет-Хепри-Ра-Атум, которого изображал Сфинкс. Он повелел очистить изваяние от песков, которые приносились ветром из пустыни и ко времени Тутмоса уже почти полностью погребли под собой Великого Сфинкса. В награду за эту услугу бог обещал сделать царевича фараоном. Проснувшись, Тутмос приказал немедленно приступить к исполнению божественного волеизъявления, расчистил Сфинкса и вскоре стал фараоном. Правил Тутмос IV приблизительно в 1397-1388 годах до н. э.

Описание одного из разделов магии – техники вызова духов умерших, или некромантии – излагается в наставлениях, хранящихся в музеях Лондона и Лейдена, в парижском Лувре. Там подробно описаны способы установления контактов не только с богами и духами из царства света, но и с демоническими существами, а также загубленными, пропащими душами. Считалось, что некромантия дает возможность получать сообщения, советы и предписания из потустороннего мира, а также обращаться с просьбами к пребывающим там существам. Все эти действия сопровождались определенными, нередко весьма сложными ритуалами.

Познания древних египтян о существовании, облике и роде занятий демонов были гораздо обширнее и богаче, чем познания европейских магов в эпоху Средневековья и Возрождения.

Основной источник сведений о подземных демонах – это древнеегипетская Книга мертвых . Из нее мы узнаем, что хозяева этого печального места охраняли ворота загробного царства от проникновения «нечестивых», бродили по подземным владениям Озириса, и пищей в этом мрачном мире им служили тела умерших, а жажду свою они утоляли их кровью.

Как общались с потусторонним миром

Главным содержанием магических ритуалов были заклинания. Они служили для вызова существ из потустороннего мира. Заклинатель подчинял демонов мира мертвых своей воле, а затем препровождал обратно, в место постоянного пребывания. Заклинания произносились или читались с особыми интонациями, сопровождались соответствующими жестами и позами. У каждого мага имелся свой собственный набор заклинаний, которые он хранил в строжайшей тайне, ибо считалось, что если о них узнает «коллега» и, что еще хуже, попытается ими воспользоваться, они потеряют силу.

Вот пример заклинания и его реализации, взятый из древнего текста и приведенный в известном романе «Фараон» Болеслава Пруса (перевод Е. Троепольского):

«Тогда маг воздел руки и произнес: “Отец небесный, кроткий и милостивый, очисти душу мою. Вот я – опирающийся на помощь божью, я – провидящий и неустрашимый… Я – могучий – призываю вас и заклинаю. Явитесь мне, послушные, – во имя Айе, Сарайе… Во имя всемогущего и вечного бога… Аморуль, Танеха, Рабур, Латистен. Заклинаю вас и призываю. Именем звезды, которая есть Солнце”. Вдруг все стихло. Перед алтарем показался призрак в короне, с жезлом в руке, верхом на льве.

– Бероэс! Бероэс! – произнес призрак глухим голосом. – Зачем ты меня призываешь?»

Принадлежности и техника магических ритуалов

Особым видом «прикладного» чародейства было создание тел-заместителей, которые использовались исключительно для целей черной магии. Древние египтяне были уверены: если маг вылепит из воска фигурку какого-либо человека и станет совершать над ней определенные ритуалы, то их результаты непременно скажутся на персоне, послужившей прототипом фигурки. О распространенности подобных манипуляций с куколками из воска свидетельствуют, в частности, надписи на саркофагах эпохи Среднего царства (2040-1783 (или 1640) годы до н. э.), а также древние тексты.

В так называемом «Папирусe Ли» есть такая запись: «Пентибоон, который был управляющим имением, сказал ему так: “Принеси мне книгу, которая дала бы мне магическую силу и власть”. И он принес ему книгу по магии из библиотеки фараона Весермаат-Ре-мери-Амона, великого бога, своего господина, и пошел он, чтобы применить божественную силу против людей своих. Его помощник Эль-рем сделал из воска фигурки людей и совершил над ними разные чары и заклинания. И так оба они напустили на людей болезни, мор и другие напасти».

А вот фрагмент текста из «Папируса Роллина»:

«Я прибегнул к колдовству, чтобы вызвать и навести несчастье. Я изготовил несколько восковых фигурок богов и людей, чтобы потом вызвать у этих людей сухотку и омертвение членов. Я отдал эти фигурки Раббекамео, которого божественный Ре не назначил правителем дома».
В папирусе рассказывается о заговоре служителей гарема против Рамсеса III, последнего выдающегося фараона Нового царства, правившего приблизительно в 1185-1153 годах до н. э. В заговоре приняли участие и некоторые чародеи, практиковавшие черную магию и обратившие свое искусство против фараона и его придворных. Но, как повествует далее папирус, заговор раскрыли. Заговорщиков, главарями которых были признаны два чародея, судили.

Одного мага жестоко казнили, другого же принудили к самоубийству.

Однако к услугам черной магии прибегали не только заговорщики, но и высшая египетская знать, до фараонов включительно. Ведь и им приходилось бороться против своих врагов не на жизнь, а на смерть. В этих случаях пособием им наверняка служила «Книга свержения Апопа», в которой предлагается, например, такой способ уничтожения врагов:

«Сделай из воска фигурки всех живых и неживых врагов фараона и напиши на них имена этих людей зеленой краской.
Сложи фигурки в ящик, плюй на них, а потом топчи “нечистой” левой ногой…»
Не здесь ли источник выражения «встать с левой ноги»?

«После этого исколи их ножом и брось в горящую солому, которую затем погаси, залив мочой взрослой женщины».

Одним из самых сильных магических средств издревле считался амулет. Его назначение – оберегать своего хозяина от всевозможных неприятностей.
Как сообщает древнеримский писатель и историк Плиний Старший, в Древнем Египте амулеты получили наибольшее распространение в период Нового царства (1582-1070 годы до н. э.). Амулеты изготавливались из драгоценных и простых камней, металла, стекла, дерева.

Ими могли быть кусочки папируса или ткани с текстами заклинаний или рисунками магических символов. Иногда амулеты в виде мелких предметов помещали внутрь узелков на поверхности вытканного пояса.

Маги-целители

Наиболее тесно магия в Древнем Египте была связана с медициной и врачеванием. Величайшим из мудрецов, чародеев и целителей в египетской традиции считался Имхотеп, верховный сановник фараона Джосера, правившего около 2630-2611 годов до н. э. Имя и звания Имхотепа – строителя первой пирамиды, ступенчатой гробницы Джосера в Саккара, – сохранились на статуе фараона в поминальном храме при этой пирамиде.

Однако слава целителя перевесила все остальные заслуги Имхотепа, и позднее он был обожествлен как покровитель врачевания, особенно почитавшийся в Мемфисе. Начиная с середины первого тысячелетия до н. э. греки стали отождествлять его с Асклепием, богом медицины, обладавшим способностью даже воскрешать мертвых. В древнеримской мифологии Асклепию соответствует Эскулап.

Месть саркофага из разграбленной гробницы

Одной из важнейших задач магов в Древнем Египте была охрана тайн и покоя своих бывших хозяев и покровителей после их перехода в мир иной.
И они прекрасно справлялись с этой задачей как при жизни, так и после смерти.

Имеется немало свидетельств тому, что в глубокой древности судьба жестоко карала грабителей и осквернителей усыпальниц знатных египтян. Широко известно о внезапной и загадочной гибели многих из тех, кто принимал участие во вскрытии и исследованиях знаменитой гробницы фараона Тутанхамона. Но мало кто знает еще об одной, не менее таинственной и зловещей истории, связанной со вскрытием могилы жрицы бога Амона-Ра, которая около 3600 лет тому назад жила в городе Весет и была похоронена в Долине царей поблизости от Бибан-эль-Мулюка. Ее могилу разграбили в 60-х годах XIX века.

Мумия жрицы не сохранилась, но саркофаг с изображением женского лица демонической красоты остался неповрежденным. Говорят, что всех, имевших дело с этим саркофагом, настигала преждевременная и необъяснимая смерть. В том числе и всех его сменявших друг друга обладателей. А фотограф, делавший снимки саркофага, на одном из снимков якобы увидел, как живое, лицо прекрасной египтянки со зловещей улыбкой на устах. Последняя владелица реликвии спасла свою жизнь тем, что передала ее в дар Британскому музею. Но заклятие продолжало действовать. Когда стало очевидно, что после приобретения саркофага смертность среди музейных работников резко возросла, было принято решение упрятать мумию в подвальное помещение, а в зале выставить копию.

Тем временем саркофагом заинтересовались американцы, и в 1912 году была организована его тайная доставка в США. Реликвию упаковали в простой ящик, в грузовом коносаменте и таможенной декларации он был записан как «ящик с книгами». 10 апреля 1912 года в Саутгемптоне его погрузили на самый современный и самый надежный пароход Королевской почтовой службы. Этим пароходом был «Титаник», отправлявшийся в свой первый рабочий рейс. А в ночь с 14 на 15 апреля произошло то, что известно каждому: корабль-гигант столкнулся с огромным айсбергом и затонул. Из 2224 пассажиров спаслись только 710.

Как выяснилось позже, на пути следования «Титаника» роковой айсберг был единственным в радиусе нескольких десятков миль.

Вадим ИЛЬИН

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий