Чем прославился «модельер шикарных юных парижанок» и соперник Диора: Великолепный Жак Фат

Утонченные силуэты, драматичные образы, архитектурные драпировки и безупречные пропорции… Жак Фат, едва появившись на модной сцене, заслужил звание «модельера юных шикарных парижанок». Он был героем Второй мировой (однако его работу в годы оккупации оценивают неоднозначно), ему приписывали соперничество с Диором, его платья обожали звезды кино (впрочем, звездой кино он мог бы стать и сам)… Звезда Жака Фата закатилась трагически рано, его модный дом не пережил смерти создателя, но в истории остались изысканные наряды, ставшие эталоном французской моды.

Творческая нетворческая семья

Модели Жака Фата.

Модели Жака Фата.

Жак Фат был сыном страхового агента, который, похоже, мечтал о создании целой агентской династии, поскольку отпрыска своего упорно готовил к такой деятельности. Жак действительно какое-то время работал в этой сфере, но быстро (к счастью) бросил. Ему было, у кого наследовать творческий задор и стремления – его прабабушка и дедушка по отцовской линии, Каролина и Жорж Фат, были иллюстраторами моды и писателями, а его дед по отцовской линии, Рене-Морис Фат, был художником-пейзажистом.

Изысканные силуэты и графичные драпировки.

Изысканные силуэты и графичные драпировки.

Костюмы Жака Фата.

Костюмы Жака Фата.

В 1937 году Жак Фат открыл собственное ателье. Он был самоучкой, не умел шить, изучал моду по книгам. Однако с удивительным пониманием дела подобрал сотрудников, настоящих профессионалов, и первая же его коллекция произвела фурор. А его помощники вскоре и сами стали известными дизайнерами – ведь это были Юбер де Живанши, Ги Ларош и Валентино Гаравани.

Тяжелые годы

Предприятие Фата не закрывалось в период нацистской оккупации Франции, и озвучиваются неоднозначные оценки его работы в тот период. Есть версия, что дела у него шли лучше, чем у многих, по причине сотрудничества с оккупационными властями, но таковой была судьба многих парижских модных домов – иного способа выжить и сохранить рабочие места персонала у них просто не было. Отдельные случаи сопротивления модельеров и ювелиров, о которых мы знаем – мадам Гре, Сюзан Бельперрон, Жанна Туссен, Лине Вотрен – были сопряжены с огромными рисками, и, например, та же Туссен спаслась от преследования благодаря успешному вмешательству Коко Шанель. Впрочем, сам Фат воевал против немецких войск в составе артиллерийского полка, попал в плен, и только в 1940 году после капитуляции Франции смог вернуться к семье и работе.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Забытая женщина-кутюрье, которую обожали парижанки и ненавидели нацисты: Мадам Гре.

Модельер юных парижанок

Костюмы Жака Фата.

Костюмы Жака Фата.

Все приметы послевоенной моды.

Все приметы послевоенной моды.

Те самые шикарные юные парижанки.

Те самые шикарные юные парижанки.

Наряду с Кристианом Диором, Жак Фат внес значимый вклад в формирование женственной, рафинированной послевоенной моды. Правда, газетные заголовки нередко приписывали им соперничество и бросали публике фразочки типа «Диор против Фата», но в действительности никакой «гонки юбок» не было. Фат был новатором и в использовании материалов, и в крое.

Модели Жака Фата.

Модели Жака Фата.

В основе творчества Фата - графичность.

В основе творчества Фата – графичность.

И еще - изощренный крой.

И еще – изощренный крой.

Он использовал пеньковую мешковину и блестки из ореховой скорлупы, активно популяризировал бархат, в сороковые предлагал клиенткам широкие юбки – в них якобы было удобнее ездить на велосипеде в период ограничения использования автомобильного топлива. Образ женщины-цветка, стереотип моды пятидесятых – его заслуга. Коллекция 1950 года называлась «Лилии», а юбки платьев напоминали бутоны и раскрытые цветы. Богатые и знаменитые женщины просто обожали Фата с его очаровательными манерами и изысканными вкусами – в числе его любимых клиенток были Ава Гарднер, Грета Гарбо и Рита Хейворт. А еще Елизавета II и Эвита (Эва Перон, супруга президента Аргентины).

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Ему завидовал Диор и был благодарен Лагерфельд: Любимец парижанок 50-х – кутюрье Пьер Бальмен.

Равный брак

Модели Жака Фата.

Модели Жака Фата.

Жак Фат был женат на Женевьеве Буше де Лабрюйер – как можно понять по фамилии, женщине аристократического происхождения. Женевьева какое-то время строила карьеру модели, была секретарем Коко Шанель. В разгар войны, в 1943 году, у пары родился наследник – мальчик по имени Филипп. Этот брак вызывал множество разговоров. По мнению итальянского журналиста Бонавентуро Калора, у Фата был как минимум один известный роман с мужчиной – с режиссером Леонидом Могаем, уроженцем Одессы, большую часть жизни прожившим в США и Италии. Могай приглашал Жака сниматься в своих фильмах и, действительно, был с ним довольно близок. Кроме того, мягкая внешность и несколько феминные манеры самого дизайнера вызывали у окружающих неотвратимое желание приписать ему определенные предпочтения, которые (опять же, по мнению «осведомленных лиц»), не совпадали с предпочтениями Женевьевы. Действительно, такие брачные союзы, известные как «лавандовые», были приметой времени, тем более, что в оккупированной Франции, как и в нацистской Германии, людям, вступавшим в однополые отношения, грозил концлагерь. Однако основанием для «лавандовых браков» нередко становилось не только желание скрыть от ханжеского общества ориентацию супругов, но и теплые дружеские отношения между ними.

Модели Жака Фата.

Модели Жака Фата.

Во всяком случае, союз Жака и Женевьевы был как минимум успешным сотрудничеством людей, хорошо понимавших друг друга. Женевьева вела коммерческие дела модного дома, позволив мужу заниматься исключительно творческими задачами. После его смерти (дизайнер скончался от лейкемии в возрасте сорока двух лет, вскоре после выпуска очередной коллекции) какое-то время она держала предприятие на плаву, правда, довольно быстро выпуск коллекций одежды прекратился – все-таки для этого нужен был гений Жака Фата. Но выпуск аксессуаров и парфюмерных линий продолжался еще какое-то время. Женевьева повторно вышла замуж – за молодого турецкого декоратора интерьеров Кудрета Исмаила Талая (но скоро развелась).

Судьба модного дома

Модели Жака Фата.

Модели Жака Фата.

Как бы то ни было, дом был закрыт в 1957 году. Впрочем, если искать в интернете что-то по запросу «Жак Фат», можно найти многочисленные упоминания парфюмерии. До 1992 года лицензия на выпуск ароматов Jacques Fath принадлежала L’Oréal. В 1992 году модный дом был «перезапущен» France Luxury Group, через четыре года продан Banque Saga Group, еще через год выкуплен Groupe Emmanuelle Khanh… Затем состоялось еще несколько переходов Jacques Fath от одной компании к другой. Каждые новые владельцы назначали собственных креативных директоров. Несмотря на то, что возрождение старых модных домов в нулевых и десятых стало своего рода тенденцией, на сегодняшний день такие авантюры практически не увенчались успехом – к сожалению, и в случае модного дома Жака Фата.

А вот детищу Эльзы Скиапарелли повезло гораздо больше.

Текст: Софья Егорова.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/070423/55914/

Оцените статью
Тайны и Загадки истории