Осенью 1861 года испанский миссионер Франческо Боргеро был любезно приглашен королем Дагомеи Глеле на военный парад. Под одобрительные крики аборигенов перед взором монарха, который восседал на троне, украшенном черепами врагов, мимо изумленного священника промаршировали вооруженные до зубов женщины. Отец Боргеро стал свидетелем торжественного шествия черных амазонок – женщин-воинов, костяка армии и главной боевой единицы африканского королевства Дагомея.
Половину армии Дагомеи составляли профессиональные воительницы.
Муштра для… прекрасного пола
Не ищите Дагомею на современной карте – она исчезла. Теперь эти земли на побережье Гвинейского залива принадлежат Республике Бенин. Два века назад, во времена своего расцвета, Дагомея была военизированным государством с вымуштрованной армией, все устройство которого было направлено на захватнические войны. Европейцы называли ее то Черной Спартой, то Невольничьим Берегом.
Каждую весну воины Дагомеи отправлялись грабить соседей и захватывать рабов, часть которых продавали, а часть оставляли себе. Но несчастным пленникам могла быть уготована и более страшная судьба, чем отправка в Вест-Индию. В Дагомее практиковались человеческие жертвоприношения – ритуал, позже известный как культ вуду.
Королевство обогащалось благодаря работорговле. Львиная доля «черного дерева» поставлялась европейским работорговцам именно дагомейскими королями. До середины XIX века они ежегодно продавали, по некоторым оценкам, до 20 тысяч рабов. На вырученные деньги покупали спирт, табак, ткани и главное – огнестрельное оружие, с помощью которого можно было захватить еще больше рабов. В общем, это было деспотичное африканское государство, наживавшееся работорговлей.
Но все же Дагомея – особенная страна. Половину ее армии составляли профессиональные воительницы.
Территория, которую занимала Черная Спарта.
Гвардия монарха
Предания Дагомеи повествуют о гбето – мужественных охотницах на слонов, которых король стал брать во дворец в качестве телохранительниц. Но, возможно, это была вынужденная мера. Из-за постоянных войн мужское население королевства сильно уменьшилось, и в армию пришлось набирать женщин.
Физически крепких девочек со всей страны посылали во дворец в качестве дани королю. В гвардию отбирались лучшие из них. Осталось воспоминание Жана Байоля, французского морского офицера. В декабре 1889 года он наблюдал, как рекрут-подросток Наниска, «которая еще не убивала», прошла испытание: «Она приблизилась к молодому пленнику, сидевшему связанным, взмахнула своим длинным ножом, и голова юноши покатилась к ее ногам. Затем под рев толпы подняла страшный трофей для всеобщего обозрения и слизнула кровь жертвы с оружия».
У полка амазонок был полусвященный статус, имевший непосредственное отношение к культу вуду. Воительницы совершали кровавые жертвоприношения. Каждая носила на шее амулет, защищавший от врагов и злых духов, а дамы-офицеры щеголяли в рогатых шлемах. Амазонки были вооружены копьями, ножами для ближнего боя и длинными лезвиями на древке, которыми они отсекали головы и гениталии врагов. Позже к обычному вооружению добавились винтовки, а в конце XIX века король Беханзин закупил в Германии пушки и сформировал отряд женщин-артиллеристов.
В 50 километрах от столичного города Абомей французы встретили яростный отпор.
Амазонки-лазутчицы
Девушки не только сражались на поле брани и охраняли дворец. Из них получались отличные шпионки. Под видом бедных торговок, доступных женщин и нищенок они легко проникали на территорию врага и добывали нужную информацию. Кроме того, лазутчицы участвовали в репрессиях и приводили в исполнение приговоры. Карательный отряд состоял исключительно из женщин.
Амазонки служили опорой абсолютной власти королей Дагомеи. Монархи не опасались переворотов и бунтов, знали, что воительницы верны им буквально до самой смерти.
Пройдя боевое крещение, амазонка становилась королевской женой третьего ранга. Правда, звание супруги монарха было лишь формальностью – властитель не делил с ними постель. Но при этом ни один мужчина не имел права даже взглянуть на воительницу – жену короля. Путешественник сэр Ричард Фрэнсис Бертон, который посетил Дагомею в 1860 году, писал: «Когда амазонки выходили из дворца, перед ними шли рабыни и евнухи, ударяющие в гонг. Звук гонга призывал всех встречных мужчин отойти на определенное расстояние и смотреть в другую сторону. Неповиновение каралось смертью».
«Мы уже мужчины!»
Женщины, ставшие воинами, всю свою нерастраченную энергию любви и материнства трансформировали в яростную храбрость на поле боя и готовность умереть за короля. Среди амазонок царила железная дисциплина и жесткая иерархия.
Дивизионный генерал Альфред Амеде Доддс.
Однако родители охотно выбирали такую судьбу для дочерей. Жизнь дагомейской женщины была беспросветной, состоящей из унижения и тяжелой работы, а девушки-воины пользовались благами, недоступными остальным. Каждой амазонке прислуживали личные рабы, в том числе евнухи из пленников. Воительниц кормили и одевали в униформу за государственный счет. Им было разрешено употребление алкоголя и табака. В свободное время они занимались совершенствованием боевого искусства и ритуальными танцами.
Женщины-воины были довольны своим положением в обществе. Одна из них на параде, где присутствовали европейцы, заявила: «Как кузнец кует железный прут и огонь меняет его образ, так и мы изменили нашу природу. Мы уже не женщины, мы – мужчины».
Амазонки, похоже, на самом деле считали себя мужчинами, если не физически, то по социальному статусу.
Франция против амазонок
В конце ХIХ века Франция решила закрепить свое господство в Экваториальной Африке. Французы организовали военный поход с целью пресечения жертвоприношений и каннибализма среди племен Дагомеи. В сентябре 1892 года трехтысячный французский корпус, состоящий из частей артиллерии, морской пехоты, кавалерии и с участием Иностранного легиона, отправился на штурм столицы королевства. В 50 километрах от столичного города Абомей французы встретили яростный отпор. В рядах колониального войска возникло замешательство, ведь на хорошо вооруженных и обученных солдат с остервенением набросились… женщины.
Страшный трофей.
Дивизионный генерал Альфред Амеде Доддс в своих мемуарах писал, что французские солдаты сначала были обескуражены: как воевать с дамами? Но когда на землю полетели отрубленные головы товарищей, стало понятно, что девицы с длинными ножами – отнюдь не мадемуазели из парижских предместий, а умелые и храбрые воины.
В ближнем бою им не было равных. Прорвавшись сквозь огонь ценой немыслимых жертв, черные амазонки ловко орудовали своими ножами, оставляя вокруг горы трупов. Казалось, что они не испытывают страха. Даже оставшись в одиночестве, воительница сражалась до тех пор, пока не падала бездыханной.
Французы были поражены мужеством и яростью амазонок. Однако, несмотря на мощное сопротивление, дагомейская армия не могла противостоять европейцам, имевшим более совершенное оружие. В конце ноября 1892 года французы захватили столицу королевства. Дагомея пала. Из нескольких тысяч амазонок в живых остались единицы.
Память оживает на карнавале
В современном Бенине помнят об амазонках. На праздниках женщины наряжаются в одежду воинов и исполняют ритуальный танец, имитирующий сражение. Но это всего лишь карнавал, амазонки – в прошлом. В ноябре 1979 года в бенинской деревне Кинта в возрасте старше ста лет умерла женщина по имени Нави. Этнографы успели записать ее воспоминания о том, как она была воином, сражалась против французов, как пережила колониальные времена и дождалась свободы Дагомеи, теперешнего государства Бенин. Вероятно, Нави была последней чернокожей амазонкой.