
До 20 «команд» на одну постановку

Как и у театральных актеров, так и у артистов балета всегда есть дублеры, готовые в нужный момент подменить коллегу, если тот травмировался, серьезно заболел или случился какой-то форс-мажор. Причем дублеры всегда присутствуют на спектакле, чтобы в любой момент заменить по необходимости танцовщика. К слову, в балете дублируют не только прим, а абсолютно всех солистов. Зачастую постановку разучивают сразу несколько балетных команд. Причем в крупнейших театрах их число может доходить до 20. Когда спектакль показывают каждый день, эти группы поочередно сменяют друг друга. Неизменным остается лишь кордебалет.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему великая балерина Галина Уланова сравнивала себя с лошадью, и Как ей удалось превзойти саму королеву Елизавету II >>
Ограничения в еде

Американский хореограф ХХ века и автор нескольких сотен балетов Джордж Баланчин всегда держал своих балерин на жестких диетах. Доходило до того, что он требовал от танцовщиц таких параметров, чтобы были видны их кости. К счастью, сейчас уходит мода на подобные формы, тем более что в поддержках главную роль играет не вес балерины, а ее умение правильно оттолкнуться и подпрыгнуть на достаточную высоту, чтобы помочь своему партнеру. Однако это вовсе не означает, что прибавление в весе не сможет грозить исключением из балетной школы. Поэтому артисты балета следят за своей фигурой, едят продукты с низкой калорийностью, ограничивают себя в сладостях, выпечке, жареном и жирном.

Помимо этого, держать себя в форме балеринам помогают сильнейшие мочегонные препараты, а также различные лекарственные средства, которые, естественно, негативно сказываются на их здоровье. Конечно, больше всего калории помогают сжечь изнурительные многочасовые тренировки и репетиции, а также сами выступления. Всего за один спектакль на сцене артисты балета могут сбросить до 3 кг. Стоит отметить, что мужчинам в балете тоже приходится несладко, ведь им нужно быть не только худыми, но и сильными, чтобы делать поддержки.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как балерина Кшесинская оскандалилась из-за 50 р и получила оплеуху от вдовствующей императрицы >>
Гримируются самостоятельно

Зачастую артисты балета наносят себе грим самостоятельно, особенно во время гастрольного тура. Этому мастерству они обучаются еще в хореографическом училище. Балетный грим, в отличие от театрального, очень яркий и включает в себя крупные элементы макияжа. Чтобы зрители из зала могли рассмотреть глаза и губы артистов, балерины рисуют огромные стрелки, крупные брови, клеят длинные ресницы и так далее. Стоит заметить, что в балете используют в основном простую декоративную косметику, а не специальный театральный грим.
Нет права на ошибку
В драмтеатре актеры могут позволить себе импровизацию или небольшую паузу, чтобы перевести дух или вспомнить слова. Но у артистов балета такой привилегии нет, так как из-за небольшой ошибки или запинки может провалиться вся постановка, ведь в ней все расписано буквально посекундно и завязано на общей композиции. Но что еще больше интересно, несмотря на трудные элементы, танцовщики иногда сами стараются усложнить хореографию.

К примеру, в 1962 году Владимир Васильев немного изменил партию Дон Кихота, ускорив темп, добавив пируэты и сложнейшие переходы на кончиках пальцев. Причем финал в данном варианте он представил уже непосредственно в день премьеры — на финальном поклоне. Сейчас такая версия партии Дон Кихота является классикой и исполняется до сих пор.
Пенсия в 35 лет
Карьера профессиональной балерины довольно скоротечна, так как балет является тяжелым видом спорта, что сказывается на здоровье танцоров. С юных лет из-за интенсивных нагрузок они страдают от растяжений, вывихов, болей до потемнения в глазах. Чтобы добиться успехов в балете, танцовщицам необходимо уметь буквально складываться пополам. Артисты балета постоянно чувствуют мышечную боль, которая называется болевой усталостью.

Зачастую артисты получают травмы на самих спектаклях, но, невзирая на боль, они стараются отыграть постановку до финала. Например, в 2000 году прима Мариинского театра Ульяна Лопаткина во время выступления повредила голеностоп, но дотанцевала до конца. Травма оказалась серьезной, и прима была вынуждена оставить сцену на несколько лет.
Из-за бесконечных травм с возрастом суставы балерин начинают нестерпимо болеть — такова цена за восхищенные овации зрителей. В основном профессиональные балерины уходят на пенсию в 35 лет, прихватив с собой несколько серьезных травм, хроническую усталость и деформированные стопы. Однако регулярные физические упражнения помогают артистам балета еще долгое время оставаться в форме. Например, советская и российская балерина Майя Плисецкая вышла с танцевальным номером на сцену Большого театра в свой 80-й юбилей. Это достойно восхищения!
Закрытая обувь
Балет и травмы неразлучны, и больше всего страдают ноги и стопы артистов. У балерин ноги крепкие и сильные будто железо, так как без натренированности икроножной мышцы они бы не смогли удерживать свое тело на коробочке пуантов. Но, какими бы сильными ни были ноги танцовщиков, они — самая уязвимая часть их тела, так как больше всего подвержены тяжелым нагрузкам и травмам.

У балерин всегда выгнута ступня. Такой эффект достигается благодаря специальным тренажерам для разработки стопы, хотя внешне это больше напоминает орудие для пыток. Основной удар приходится на пальцы ног: их без конца травмируют, натирают, ломают и подворачивают. Искривленные пальцы, натоптыши, раны и мозоли — это обычное дело для любого балетного танцовщика. Впоследствии ступни теряют свой первоначальный вид, поэтому балеринам приходится носить закрытую обувь.

В основном размер пуант балерины на 2 размера меньше ее обычной обуви. Когда балерина приземляется на кончики пальцев после прыжка, они испытывают сильнейшую нагрузку — более 50 кг. Облегчить это давление и фиксировать ступню в правильном положении артистам помогает твердый носок пуантов. В наши дни для смягчения носка артистки используют силиконовые вкладыши, а ранее применяли тонкие пласты сырого мяса.

В среднем за год приме балета требуется примерно 300 пар пуантов, так как зачастую всего за один день они рвутся и затираются. Однако далеко не все могут себе позволить постоянно покупать новую обувь, поэтому стараются залатывать ее. К слову, у кордебалета расход пуантов не так велик—- около сотни пар за год.
Подсадные зрители
Зачастую на балете спектакль происходит не только на сцене, но и в зрительном зале. На выступления приглашают клакеров — людей, которые в нужный момент встают и взрывают зал овациями, криками «браво», а также другими поддерживающими словами. Их рассаживают по одному в разных местах, причем там, откуда исходящий звук доносится громче всего. Таким образом кажется, будто выкрикивают и аплодируют не пара человек, а гораздо больше. Иногда вместо нанятых людей их обязанности выполняют родные и близкие артистов.

Также клакеры кидают цветы на сцену, когда артисты выходят к зрителям на поклон. За такую нехитрую работу клакеры получают от артистов или постановщиков деньги. Однако и здесь есть обратная сторона: недобросовестные конкуренты могут приплатить «зрителям», чтобы те освистали артиста или всю постановку. Когда говорят, что успех спектакля или же, наоборот, его провал можно «предугадать», то зачастую имеется в виду договоренность о том или ином результате. Такими действиям можно сделать постановку самой посещаемой и обсуждаемой, а можно и провалить ее.

Вообще клакеры уже много веков создают атмосферу в зрительном зале театров. Одиночные восхищенные или возмущенные выкрики не создадут нужного эффекта, а вот массовые реакции клакеров сделают свое дело. Наибольшее распространение клакеры получили в странах Европы. Там существовала целая мафия, которая узнавала заранее о нашумевших премьерах или выступлениях известнейших артистов, и вымогала у них деньги за одобрительные аплодисменты. Таким образом европейские артисты и гастролеры из зарубежья становились «заложниками» клакеров.
Такой вид «заработка» распространился практически по всему миру, но с середины ХХ века начал терять свою популярность. Хотя даже сейчас некоторые театры и артисты используют подобные ухищрения. Говорят, что даже в Большом театре до сих пор есть такая «услуга». И это неудивительно, ведь огромная конкуренция между артистами рождает периодические выяснения отношений, а сам Большой театр с завидной периодичностью сотрясают конфликты. Читайте далее о 7 самых громких конфликтах, которые происходили за кулисами Большого театра.